Вопросы подготовил Илья Журавлев
Многие знают об интересной и самобытной школе йоги, основанной Дхирендрой Брахмачари, методика которого изложена в книгах "Йога Сукшма-вьяяма" и "Йогасана Виджняна". Помимо довольно широко известных учеников Свами Дхирендры, таких как Бал Мукунд Сингх и Рейнхард Гамментхаллер, есть и еще ряд преподавателей йоги, в разное время обучавшихся у знаменитого мастера. Одна из них – Марианна Штроер из Германии. Ей уже немало лет, но она по прежнему преподает и организовывает йога-конференции. Наш автор Алексей Штыков из Санкт-Петербурга, сам преподаватель йоги, хорошо знакомый с йогической средой Германии, разыскал ее и взял интервью для журнала Wild Yogi.
Для начала традиционный вопрос, когда и как вы узнали о йоге, начали практиковать?
Марианна: В возрасте 27 лет я познакомилась с женщиной, которая на первый взгляд профессионально не была связана с какой-либо сферой духовной жизни. Однажды я напрямую обратилась к ней с вопросом, не возьмёт ли она меня к себе в ученицы, чтобы учиться «жить». Естественно я тогда ничего не знала об индуистских традициях. Однако этот прямой вопрос привел к системе классической йоги. Именно от неё я впервые кое-что узнала о йоге и стала называть её «Гурудэви». Потом пришло время, и на мой стол легло её письменное сообщение: «Я ушла навсегда». Она переехала в другой город. Ученик не в праве разрывать такую связь. Только учитель может сделать это.
Расскажите о своей первой встрече с Дхирендрой Брахмачари. Какие были впечатления? Как проходил процесс обучения у него?
Однажды мы сидели в самолете, летящем по маршруту из Хайдерабада в Дели, который вот-вот собирался рухнуть вниз. Мы пережили драматические мгновения, но пилот смог справиться, развернул машину и вернул нас назад. Пассажиров разместили на ночлег в отелях. На следующий день один из двигателей удалось починить. В аэропорту я разговорилась с одной дамой из правительства и та дала мне контакты Свами Дхирендры Брахмачари. Я посетила его в Вишвайятан йогашраме в Нью Дели. Наша самая первая встреча носила деловой характер. Я задавала ему обычные вопросы, он принял меня в ученицы и назначил время и место первого занятия. Тогда, в конце 60-х годов, я была единственной европейкой в ашраме и воспользовалась привилегией заниматься лично у Дхирендры.
Расказывал ли он вам о своем гуру Махариши Кратикейе?
Да, кое-что. В этой связи хотелось бы сделать подходящее замечание. Дхирендра был очень пунктуален, что нехарактерно для индийского менталитета. Спросив его об этом, я получила ответ: «Этому я научился у моего Гуру, его Святейшества Махариши Картикейи». В ашраме Картикейи пунктуальность была нормой.
Были ли у Брахмачари ближайшие индийские ученики, которых можно назвать наследниками его школы? Известна ли вам, например, судьба йогов, которые вместе с самим Брахмачари снимались на фото к его книгам?
Говоря точнее, я не была вовлечена во внутреннюю жизнь ашрама. Я жила в красивом доме за его пределами, который он (Д.Б.) построил для иностранцев. Строительство было только что завершено и мы с моей «Гурудэви» были единственными гостями, окружёнными прислугой. Хотя Дхирендра и говорил по-английски, но он не мог читать и писать на этом языке. Однако он точно знал, чем можно порадовать людей с запада. Итак, стратегия ашрама оставалась скрытой для меня. Наиболее близко я сошлась с женщиной, изображённой на фотографиях в книге «Йогасана Виджняна». Дхирендра сосватал её за какого-то господина из северной Индии.
Шаткармы, сукшма вьяямы, асаны - преподавались одинаково для мужчин и женщин?
Да, мужчины и женщины обучались вместе.
Вы посещали Индию в 70-е годы. Какие были ваши впечатления? Были ли вы в Индии в последнее время? Что на ваш взгляд изменилось?
Всего я была в Индии восемь раз по много месяцев. Естественно я посещала различные ашрамы. Шесть раз я была у Дхирендры. Тогда в Индии было опасно. Однажды мы едва выбрались живыми из Калькутты. В другой раз мы спаслись лишь благодаря защите и поддержке свыше. Непосредственно на себе нам, однако, не пришлось пережить ничего плохого. Поскольку я передвигалась в сопровождении пожилой женщины, нас всегда принимали вежливо и даже радушно. Благодаря этому меня не причисляли к хиппи, которых многие не любили. Чтобы всё было проще, я представляла «Гурудэви» своей тётей. С каждым моим посещением становилось заметно, что условия жизни людей ухудшаются. Вскоре после гибели премьер-министра Индиры Ганди в 1984 году я ещё раз посетила страну. Дхирендра выглядел плохо. Говорили, что смертельное покушение на премьер-министра столь удручающее подействовало на него. Он был её учителем, советником и близким другом. Он поведал мне, что был у неё еще за два часа до убийства. На данном этапе этот мой опыт был завешён. Исходя из собственных переживаний, я ничего не могу сказать о современной Индии и не сохранила контактов.
Изучали ли вы священные писания йоги, индийской философии? Какие тексты вам близки?
Свами Дхирендра Брахмачари был моим учителем Хатха-йоги. Духовной йоге он немного обучал меня с помощью историй, смысл которых он предоставлял мне постичь самой. Из священных текстов я разумеется люблю Бхагавад Гиту. У нас в Германии существует прекрасный поэтический перевод Франца Гартмана. После его прочтения я проболела три дня от возбуждения. Для меня она стала «вновь обретённой родиной». Кроме того это Упанишады, учение Патанджали и многое другое. Также и книги англичанина Пола Брантона важны для меня. Его называли великим белым йогином, «Мудростью Сверхсамости». Не забудем и про Шри Ауробиндо Гхоша!
Школа Брахмачари известна в России, потому что он приезжал в 60-е годы с визитом в центр подготовки космонавтов, и после этого его книги распространялись среди людей в подпольных переводах. Потом к нам стали приезжать Бал Мукунд Сингх из Делийского йога института и Рейнхард Гамментхаллер из Берна. Как вы думаете, почему в странах запада лишь немногие знают про эту школу?
Это не было его задачей. Другие учителя несли йогу на запад. Поэтому ему это было не интересно. Он был очень вовлечён во внутренние дела Индии. Только раз он ненадолго посетил США по приглашению одного университета, желавшего провести его физическое обследование. Однажды он был в Берлине, и по моему приглашению – в Мюнхене.
Вы практикуете йогу и преподаете в Германии уже много лет. Как изменилось восприятие йоги в Германии за эти годы?
Свами Дхирендра Брахмачари уполномочил меня преподавать и представлять йогу на западе. Тогда я повсюду была первой и единственной преподавательницей йоги, что, однако, быстро изменилось, и передо мной встали другие задачи. Благодаря многочисленным маленьким школам и средствам массовой информации, йога превратилась сегодня в норму жизни. Это касается прежде всего Хатхи, также и в комбинации с Джняной, реже – Раджа-йоги.
Можете ли вы теперь, имея большой жизненный опыт, сделать вывод - что дала вам практика йоги в вашей жизни?
Своим физической формой и здоровьем я частично обязана Хатха-йоге, которой занимаюсь ежедневно, более или менее, и в основном - моему духовному настрою. Я обязана этой древней мудрости своей осознанностью. Йога стала стабильным фундаментом моей жизни, опираясь на который я смогла развить своё сознание. Это именно то, благодаря чему нам, людям, дано понять и реализовать смысл и ценность жизни. Я от всего сердца приветствую всех читателей журнала Wild Yogi!