Денис Заенчковский: "Метафизика путешествий"
Путешествовать по Индии стало для меня чем-то само собой разумеющимся около 9 лет назад. Способ передвижения и место определялись целью поездок, и, разумеется, есть смысл ехать за тем, чего в месте постоянного проживания нет и быть не может. Например, за теплым морем в феврале месяце. Но для этого совсем не обязательно в Индию.
Для меня целью поездок в Индию было посещение духовных мероприятий и праздников, иногда отдых, иногда обучение людей на семинарах или посещение Учителей - учиться самому. В последнее время - желание уйти в свою практику в одном из малопосещаемых мест, глубже погрузиться в тему, которая меня уже давно влечет.
В соответствии с текстами, путешествия создают препятствия в йоге. Понятно почему: новые места, новые климатические и погодные условия, финансовые затраты, проблемы с выбором места и организацией быта. Для йоги необходимы как стабильное внутреннее состояние, так и столь же стабильные внешние условия, а всё вышеперечисленное и сам процесс перемещения едва ли располагают к стабильности. Пространство для личной практики освобождается только тогда, когда насущные вопросы физического существования уже решены. С другой стороны, Индия дает определенный отрыв, помещая план личного сознания в совершенно иную культурную и духовную среду. Это с лихвой покрывает все затраты, когда становится ясно, что такие-то и такие-то вещи смогли произойти с тобой только здесь...
Интересными в этом смысле стали несколько наших паломнических треков в 2005-2006 годах. Проживание в Кедарнатхе и переход на Гомукх создали общее впечатление от Гималаев как места силы.
Миры Богов и цели их посещения - духовные силы
Что я нашел там?
Природные и наработанные веками места силы и соответствующее информационное поле.
Религию как естественную опору и поддержку йоги и техник, развивающих сознание. Ритуалы притягивают тонкий план - силы и энергии, определенных Богов и духов, живущих в этих местах тысячи лет. Не у всех есть способность это почувствовать, но сам факт это не отменяет.
Самих людей: учителей, священников, садху и простых жители этих мест. Одни могут научить методам йоги и ритуалам, передать понимание тонких вещей, другие - как приготовить чапати на огне.
Тонкий план, или Дева лока – мир Богов, воспринимается достаточно явно. Чатурдхама в индийских Гималаях – это их места. Другие древние места силы в Гималаях - Куманьон, Кашмир, Тибет - могут выглядеть более масштабно, но именно в Уттаранчале присутствует сила живой ведической традиции, сконцентрированная в четырех главных местах. Влияние таких мест на людей может быть диаметрально противоположным. Один человек будет испытывать подъем и восхищение, желание подольше там остаться, тогда как другой - дискомфорт и желание побыстрее вернуться домой. У постороннего человека может возникнуть полное недоумение, зачем вообще туда ездят. Почему?
Место содержит ответы на духовные вопросы, так как живут там те, кто в человеческих телах уже не нуждается и завершил путь эволюции в теле. Их присутствие, при известной тонкости восприятия, можно почувствовать. Вплоть до осознанного контакта. По большому счету, за этим туда и едут. Назначение места – усилить духовные энергии и тенденции сознания внутри человека.
В этих местах когда-то очень давно жили древние аскеты риши, йоги и муни. Строили себе уединенные жилища, готовили сами пищу, телепатически находили умерших животных и использовали их шкуру в качестве одежды. Но всё это уже в прошлом. За всё время мы встретили всего двух садху, а постоянно в тех местах живут только местные. Остальные приезжают в основном на даршан в храм и сразу уезжают. Садху не редки в местах паломничества, где бывает много людей, но на зиму в Гималаях их остается немного. Собственно брахманы из местных и поддерживают присутствие Божеств в храмах, у многих есть наделы земли, в свободное время кто-то из них плетёт корзины или готовит еду, держит комнаты для приезжих как дополнительный заработок.
На зиму все главные паломнические центры закрываются, и «местное население» Кедарнатха, Бадринатха, Ганготри, Ямунотри разъезжается по своим деревням.
И когда оттуда уходят люди, Боги приходят в эти места – на зиму. В случае контакта с людьми, «тонкое» население видит не только мотивации (в ментальном теле они прописаны черным по белому), но кто и что ведет человека по жизни.
Внутренние процессы
В обычном человеке существуют как центростремительные, так и центробежные силы. Первая из них ведет к йоге, тапасу и знанию самого себя, вторая - заставляет отождествляться с внешними обстоятельствами и объектами, отбрасывая сознание от духовного центра на периферию. По-хорошему, важен баланс этих сил. Состояние людей достигших йоги - возможность действия на периферии внешнего мира, сохраняя непрерывное духовное сознание внутри. Это состояние освобождения при жизни (дживанмукта). Отличить, что для непросветленного индивида является движением к центру, а что движением от него - дело не простое.
Собственно, связь с более высокими энергиями возможна через ежедневную йогу. В случае когда человек интуитивно начинает чувствовать свой метод и способен заниматься регулярно, следующим этапом становится традиция Гуру, линии передачи. Именно это задаёт направление развития для личных усилий и мотивирует. Рациональных мотивов обычного восприятия нацелиться на нечто глобальное обычно не хватает.
Место и его энергия поддерживают выбранное направление, но не могут заменить живой передачи и Учителя.
Каждый раз, побывав в подобных местах, возвращаешься с новым состоянием сознания. Вопросы, на которые так сложно получить ответы в привычных условиях, разрешаются сами собой. Можно конечно спорить и говорить, что не место важно, но на самом деле и оно тоже.
Условия проживания
В месте силы, прежде всего, важен контакт как на «тонком», так и на бытовом уровне: если он есть – тут можно благополучно жить и заниматься. Иначе всё пойдёт наперекосяк (от поноса и головной боли до проблем с водоснабжением и топливом, наличием продуктов питания), и придется сматывать удочки - место решило, что вы здесь больше не нужны. Некоторые из мест непригодны для долгого проживания в принципе.
Многие из наших уже были в Кедарнатхе и Бадринатхе. Даже если у кого и возникло желание там остаться, то жить в жутких условиях, в толпе индийцев, платя за жалкую комнату в «отеле» непомерные деньги – удовольствия мало. Впрочем, совсем не обязательно забираться так высоко. Кроме того, если съехать с главной дороги и многолюдных паломнических мест, вполне можно найти что-то недорогое и приемлемое по соотношению цена-качество. Да и вообще, в Индии полно неизвестных на Западе мест силы, которых нет ни на туристических картах, ни в путеводителях. Узнать о них можно только одним способом – если расскажет кто-то побывавший там.
Надо учесть, что местное население говорит на разновидности хинди – гахарвали, для контакта и решения бытовых проблем необходим хотя бы простой хинди и навык жизни без привычного комфорта. Не то чтобы местные совсем не знают английского, но многим он действительно незачем.
Еда - её лучше всего готовить самостоятельно. Это страхует от отравления и при проживании более недели в одном месте вносит существенную экономию. Качество продуктов – зерна, овощей и фруктов, масла - хорошее, так как в основном они натуральные, местного производства. Бензин, керосин или газ для плитки доступны везде, где постоянно живут люди. Крайний вариант - дрова. Тогда нужны само место для очага и навык обращения с живым огнем, но пища на нём получается вкуснее. С электроплиткой могут быть проблемы, так как не всегда бывает свет.
Местные не упустят возможности заработать на вас, впрочем, как и на всех приезжих индийцах. Культуры развода белых туристов в тех местах нет, поскольку … и этих самих белых практически нет.
С оглядкой на перечисленные сложности, многих “йога-туристов” с Запада вполне устраивает Ришикеш. Там нет таких проблем, но нет и много чего другого.
Из белых, за месяц в Гималаях мы встретили только двух человек: оба оказались хорошо подготовленными трекерами (туристами или альпинистами) - они знают, как надо ходить по горам и на самом деле от этого прутся. И есть от чего! В ответ на вопрос, что они здесь нашли, ответ был такой: «У нас в Альпах всё такое маленькое, а здесь… Да, всё так круто!». Пожив какое то время среди этого, спускаться вниз не хочется.
При контролируемой гипоксии, тем более при физической нагрузке, возникает особое состояние - то, что для случайных пилигримов убивающая в хлам горная болезнь, для профессионалов - легкая эйфория. Их преимущество - в навыке многодневных пеших переходов и адаптации к высоте.
Всё, что я хотел узнать по поводу окружающих мест и пеших передвижений, они мне рассказали. Поэтому я предпочел остаться на месте, но один однодневный выход в горы мы всё-таки сделали. Трекинг по Гималаям, при правильных отношениях с горами, - совершенно улётная тема, но с йогой в моём варианте подобная активность никак не сочеталась. В нашем случае аскетизм места компенсировался тем, что в нашем распоряжении был целый участок, включая всю постройку, сроком на весь месяц. Медитация на Шиву происходит совершенно естественно при появлении из-за облаков пика Кедарнатха...
Наверху (1500-2500 м над уровнем моря) холодает, особенно ночью, и холод приносит фронт низкой облачности. Вы просто оказываетесь в облаке, из которого сыпется либо дождь, либо снег - в октябре это непродолжительные периоды, но хватит, чтобы прочувствовать. Если в комнате нет обогревателя, печки или хотя бы разогретого на огне камня, для успешного сна необходим зимний спальник. Перепады дневных и ночных температур и резкая смена погоды – обычное для Гималаев явление. Высота, по сравнению с Ришикешем, ощущается сразу по прибытии, несмотря на повышение в 1700-1900 метров над уровнем моря. Разреженный воздух даёт о себе знать.
В каждой горной долине свой микроклимат, но везде одна и та же закономерность: в начале дня солнце, затем легкие тучки или небольшой дождь. Для путешествий выше необходимо полноценное туристическое снаряжение, так как погода примерно такая же, как в средней полосе в конце ноября, а на высоте 3000м уже ложится снег. На выходы, кроме зимних спальников, нужны палатки и теплые вещи. Что же касается йоги, 2000м над уровнем моря оказалось достаточно высоко для пранаямы. Как минимум месяц уходит только на адаптацию тела. Местные жители могут не вникать в тонкости йоги, но они знают, как жить в тех местах, куда и когда можно пойти, а когда этого лучше не делать.
О БОГАХ. Из истории Триюгинараяна. Легенды места
Этимология Триюгинараяна – это, собственно, три юги (сатья, трета и двапара) и Нараяна - имя вседержителя Вишну. Посёлок находится в 10 км от Гаурикунда, начало пути на Кедарнатх - в соседней горной долине.
Горная долина, где находится селение, уходит вверх, и из неё вырастает снежный пик Кедарнатха. Но близость обманчива: прямая дорога на Кедарнатх, занимает три дня пути и проходит через озеро Васуки тал. От Рамбары долину отделяет гряда гор, через которые есть путь, но он сложный даже для местных - кроме высоты, надо преодолеть еще и джунгли. Обычно, для посещения Кедарнатха пользуются дорогой через Сонапраяг и Гаурикунд.
Как часто бывает, по красоте мест и ощущениям сложная дорога на порядок интереснее проторенного маршрута. Тем более, если это место силы, в котором существует выход на другой слой мироздания…
Посещение храма – достаточно стандартная процедура, тем не менее, важен личный контакт с местом. В индуистском храме не только вы смотрите на божество в форме мурти (скульптура или изображение), символа или янтры, но и Божество, присутствующее в своем тонком теле, смотрит на вас. Именно поэтому в индуистские храмы часто не пускают иностранцев: отношение паломника - это почитание, а человека со стороны – любопытство. Удаленность некоторых мест в Гималаях выполняет роль секьюрити: те, кому там нечего делать, там и не появятся.
Триюганараяна известен тем, что здесь заключилась свадьба Шивы и Парвати, на которой Вишну - Бхагаван Шри Триюги Нараяна - был верховным жрецом. Ему и посвящен храм. Место организовал отец Парвати – раджа Химаван. Во дворе обозначено место свадьбы – это Шива-Парвати виваха стхан.
Ранее, в одной из соседних горных долин Шива создал Вирабхадру – демона, уничтожившего жертвоприношение Дакши. На одной из окрестных вершин располагается его небольшой храм. Местные так же называют это божество Бхайравой и почитают как одного из кшетрапал (охранителей места). Здесь же Шива принял образ младенца (это описано в Сканда пуране).
Самая ранняя легенда связывает это место с появлением Вамана аватары Вишну. В то время миром правил царь асуров Бали. Вамана появился из Агни-кунды Адити в виде карлика-брахмана и попросил у Бали дар - пространство в три шага. Увеличившись в размерах, первым шагом Вамана покрыл подземный мир, вторым - мир земной, третьим - небесный. Но чтобы завершить шаг не осталось места, куда поставить ногу. И тогда Бали пришлось предложить свою голову, чтобы выполнить клятву. Когда тот не смог выполнить обещанное, Бали был низринут с Земли и небес, и там снова утвердилось владычество Богов. Но за преданность в распоряжении Бали остался подземный мир (Патала). Теперь он выполняет аскезу, чтобы в следующей эпохе занять пост Индры - царя богов, и является одним из 7 бессмертных.
Вишну использовал обман, так как три его шага в образе карлика не покрывали и метра, в то время как в своем вселенском теле, он покрыл ими все три измерения. Бали в момент жертвенной клятвы этого знать не мог. Почему же вседержитель Вишну прибегнул к обману?
Вишну связан с Адишакти, так как является ее «сыном» - эманацией, поддерживающей все три мира (подземный, материальный, небесный). Его сознание пребывает в духовном мире, тогда как все прочие миры «его сон». Та же Шакти в аспекте йога майи, или йога нидры, является иллюзорной энергией, материалом и силой его сна.
Вишну отвечает за баланс всех сил и энергий этих пространств. И поэтому время от времени он вынужден принимать воплощения, для участия в расстановке сил внутри этого сна. Несмотря на то, что это всего лишь его сон, для порождаемых им существ реальность вполне объективна.
Именно Адити и ее аспект Матери Земли побудили принять Вишну образ Кришны, как и все предыдущие аватары. В эпизоде, когда Кришна сказал Арджуне, что если бы он перестал работать, то все миры, которые он поддерживает, погибли бы, понятно, что говорил он не о своем человеческом теле, воплощенном в форме одного из царей. Вишну в ведическом пантеоне богов известен также как последний из 12ти Адитьев. В Ведах, Адити - изначальная Шакти и супруга риши Кашьяпы. Вамана аватара появился из огня Адити, который сейчас постоянно поддерживается в агни кунде внутри храма. Как дхуни.
Брахма дал Вамане камандал (кувшин), Лакшми одарила процветанием, Сарасвати - совершенство речи. Все эти божества находятся внутри алтаря храма, который открыт с 5 утра до 6:30 вечера.
В Триюганараяне, до появления Ваманы, находился Адити ашрам – место, населяемое Богами, сиддхами и риши в сатья, трета и двапара юги. Одним из охранителей места является гуру Матсиендранатх, который совершал здесь тапасью, посвященную Ади Шакти. Ади Шакти – изначальная кундалини, основа всего, и … одно из божеств пантеона. Изображение Матсиендра натха находится при входе храма рядом с Ганапати. Оно выполнено в виде чеканки из желтого металла (медь, бронза или латунь).
Во дворе храма находится Рудра кунда, Вишну и Брахма кунды, из которых бьют родники. Воду используют для подношений и омовений мурти в храме, да и просто для приготовления пищи. Сам храм постройки 7-8 век н.э. Стандартная архитектура для того времени, в том же стиле выполнены все храмы Шивы в тех местах: пять кедаров, вишва натха гупта каши и другие.
В Триюги Нараяна 7 храмов, или алтарных комплексов, стоявших на этом месте ранее, ушли вниз в результате деятельности грунтовых вод и прочих изменений рельефа. На этом месте был когда-то океан, в котором и возлежал владыка Вишну - это было еще в те времена, когда Америка, Европа и Африка была одним континентом. Наиболее ранние тексты также говорят об океане. А Кайлас и, соответсвенно, Гималаи находились на одном из земных полюсов посреди океана.
Но мифы на то и мифы, чтобы не претендовать на научную объективность. Например, храм Нилакантха недалеко от Ришикеша – место, где демоны и боги установили мутовку и пахтали океан, а Шива выпил появившийся яд.
В двух километрах по дороге вверх располагается Гаури гуфа – место, где Гаури совершала тапасью. Оно хорошо известно местным, но найти его без посторонней помощи почти невозможно.
В Триюги Нараяна несколько пуджари браминов - как правило, из местных. Приятно удивило отсутствие жадности и типичных для Индии храмовых разводов на деньги. Нам даже дали возможность 2 раза самим провести хому во дворе храма. Существуют отличия между вишнуитским и шиваитским богослужениями, особенно в кастовых различиях. Для почитания Вишну необходимо соответствующее джати – рождение. Для Шивы этой необходимости нет, нужна только дикша и принадлежность к действующей парампаре.
Триюги Нараяна содержит три главных деваты - Вишну, Шива и Шакти. Из аварана деват (божеств - охранителей) - Ганеша, Бхайрава, Адити, Багаламукхи и Гуру Матсиендранатх. Несколько удивило открытое почитание Багаламукхи через священный огонь, как божества связанного с Вишну. Связи ведических и тантрических Божеств между собой - тема непостижимая, но именно она дает ключи к пониманию временных связей того что, было когда то, с тем, что работает и присутствует в месте сейчас.
С одним пуджари (брамином из храма) мы подружились, он рассказал нам местные легенды, а также про своего учителя. Говорили мы на смеси английского и хинди. Он учился в Гупта каши, и его гуру был Гириджананда Сарасвати – один из почитаемых местных святых, который уже оставил тело. Он прожил 120 лет, знал все доступные ведические тексты на память и несколько раз выполнял многодневные мантра ануштханы и хомы на Агни кунде храма Триюги Нараяна (по 90 дней). Технически ритуалы и обряды отличаются от йоги, так как используют другой принцип, поэтому йога как область знания всегда стояла отдельно от мантра шастр и ритуалов. Но определенная связь между этими областями знания однозначно существует. ЗДЕСЬ необходима индивидуальная передача в Гуру мантру, и постоянная практика переданного знания, без которой санскрит останется лишь академическим навыком. В месте, где структура на тонком уровне уже существует, личные усилия получают дополнительную поддержку. Поэтому подобные места являются идеальными для мантра садхан и медитации.
Триюги Нараян в настоящее время - место весьма посещаемое: в сезон в день проходит около 1000 человек, а еще 10 -15 лет назад оно было мало известно, так как идти до него надо было пешком. Теперь же проложили дорогу. Как и все дороги в горах, она время от времени обваливается или смывается селем, но, тем не менее, машины и автобусы по ней постоянно ездят…
Триюги Нараяна расположен на высоте 1990м над уровнем моря. Особенность места – широкая горная долина и виды. Долина солнечная, что делает ее удобной для сельского хозяйства, в отличие, например, от долины, где расположен Гаурикунд – закрытое горами узкое ущелье, где солнце показывается только в 10 -11 часов утра. Высокогорные места для круглогодичного проживания обычно не используются. Существуют маршруты на Паваликантх и затем в долину Ганготори. Дорога пролегает на высоте 2500-4000м. На пеших маршрутах практически нет селений, не говоря уже о гостиницах, – только высокогорные пастбища и пастушьи домики, обитаемые в летний сезон с мая по октябрь. Места необыкновенные по красоте горных пейзажей! Желаю вам плодотворных путешествий по Индии.
Сайт автора http://yogadinesh.com/