Главная / Публикации / №11 Январь 2015 / Дольф Хауртсуикер "Ордена саду - странствующих аскетов Индии"

Дольф Хауртсуикер "Ордена саду - странствующих аскетов Индии"

Духовные искатели, аскетические воины, религиозные мистики, оккультные бунтовщики или монахи - философы, Садху почитаются индуистами как представители богов, а иногда им даже поклоняются как самим богам.

Садху принадлежат ко многим различным сектам (следует отметить, что в англ. языке слово секта, sect, не несет негативного смысла, как в русском, а просто обозначает малую религиозную группу - прим редакции) или орденам. Вступая в секту, ученик-садху должен пройти ритуал инициации, который рассматривается как символическая смерть - и рождение заново. Он умирает для своей прошлой, суетной жизни, и возрождается для жизни божественной. Видимый символ этого возрождения - бритая голова начинающего, лысая как у младенца.

После инициации любые разговоры или размышления о прежней жизни являются препятствием; они теперь не имеют никакого значения, и возраст отсчитывается с момента нового рождения. Теперь всецело важна связь с гуру. Он "рассеиватель тьмы", проводник, пронзающий Покров Иллюзии. Гуру это отец, мать и учитель - и ученик почитает своего гуру как инкарнацию бога; он будет угождать ему любым способом, каким сможет (во всяком случае в идеале).

Большинство из сект довольно умеренны в своих практиках, но некоторые могут быть довольно экстремальными.

Нага садху - или "аскеты - воины"

Одна большая и выдающаяся Шиваитская секта состоит из "аскетов - воинов", или Нага (обнаженных), которые существуют с доисторических времен.

Хотя в целом садху можно охарактеризовать как миролюбивых, Наги были чрезвычайно воинственными, сражаясь с соперничающими сектами, мусульманами, а позднее даже с британцами. Они были превосходными бойцами, потому что не боялись смерти.

Следы этой "мачо" позиции все еще различимы сегодня. Секта Нага подразделяется на Акхары, то есть "полки", как в армии.

Их воинственное прошлое видно из их демонстрации оружия - палок, копий, мечей и особенно трезубцев - но в наши дни это в основном несет символическую функцию.

Среди Нага - как и ожидается из названия - мы все еще находим много садху, которые ходят обнаженными. Так же как и в других отношениях, они представляют идеальный образ садху, как он был создан тысячи лет назад.

Сарасвати Гири настоящий мастер дамару. Он стучит в два разных размеров барабана одновременно, в каждый с разной скоростью, создавая специфический ритм. Это активная форма медитации и исполнение ее в течении сколь угодно длительного времени требует огромной концентрации и физической силы.
Высоко в ледяных Гималаях, но все время обнаженный, Бхола Гири Нага баба дует в извилистый горн, называемый нагпхани, что означает "капюшон кобры", исполняя одну пронзительную ноту. Этот инструмент связан с коброй (нага), ближайшим спутником Господа Шивы, всегда обвитым вокруг его шеи.
Сантош Гири Нагаджи, садхви, принадлежащая к знаменитой секте Нага-садху, курит чилом как мужчина. Чилом - набитая табаком и гашишем - глиняная трубка, которую курят через сложенные ладони. Гашиш курят многие садху, в подражание Шиве, Господу Гашиша, который сам находится в постоянном состоянии опьянения.
Лал Баба использует специальный треугольный камень для своей лингасаны (см. ниже), на котором написано "30 килограмм". Он превратил это упражнение в регулярное шоу и даже рекламирует себя как "лингасана Нага Баба" на нарисованных досках (видны за его спиной). Он маленький человек, поэтому встает на два кирпича, чтобы поднять камень на несколько сантиметров над землей. Но однако, несомненный подвиг: тридцать килограмм это больше половины его собственного веса.

С определенной степенью "эксгибиционизма" эти Баба демонстрируют свои разнообразные наказания для пениса. Однако они здесь для того, чтобы дать даршан, показать себя и видимые знаки своей суровой аскезы ради веры; и эротический элемент здесь конечно отсутствует. В своей наготе они не излучают сексуальность. Наоборот, они контролируют, блокируют сексуальные "вибрации", удерживая их энергию таким образом, что она может быть мистически трансформирована в психическую и духовную силу.

Баба слева носит металлическое кольцо на пенисе, декоративное напоминание о больших цепях, которые носили когда-то некоторые аскеты.

Баба справа выполняет йогическое упражнение, известное под названием чаби, то есть "ключ". Цель этого упражнения не просто удержание сексуальной энергии, но принуждение ее идти назад и "вверх". Проще говоря, "механика" йоги: сохранять пенис опущенным, тогда кундалини может подняться.

Поднимание веса на пенисе, как демонстрирует здесь Шьям Пури, это по сути то же упражнение, что и чаби (см. выше). Это "чудо", что пенис не отрывается. Эта сцена напоминает об используемых в прошлом цепях, предназначенных для постоянного сохранения пениса опущенным, но сегодня упражнение выполняется только время от времени, и только по минуте или около этого. Достаточно долго, чтобы показать силу садху, его выход за пределы сексуальности.

Достаточно необычное, поднятие веса на пенисе не имеет специального названия, но в общем обозначается как крийя (йогическое упражнение). Лал Баба (справа) использует термин лингасана (поза пениса), который вероятно создал сам.

В некотором смысле это напоминает сейчас уже ставшую историей кара-линги, цепь с шаром, с помощью которой пенис удерживается все время опущенным. Как  отмечал Аббе Дюбуа, французский миссионер, живший в Индии с 1792 по 1823, в своей работе Индуистские манеры, обычаи и церемонии: "они прикрепляют к своим детородным органам тяжелый груз, который волочат, пока сила мускулов и нервов не будет полностью разрушена".

Итак, цель этих упражнений (лингасана и чаби) конечно не в увеличении пениса, как могут утверждать некоторые слухи, но скорее в понижении его чувствительности, чтобы разрушить способность к эрекции. Трудно сказать, успешно ли достигается эта цель, но это факт, что дюжина садху, выполнявших эти упражнения, которых я наблюдал, имели пенисы не больше нормальных.

Горокхонатхи или Йогины

На Горокхонатхов обычно ссылаются как на Йогинов.

Хотя на вид они очень схожи с саньясинами, Йогины не следуют Ведантическим учениям Шанкары, а твердо придерживаются Тантрического пути, которому обучал их Гуру-основатель Горокхонатх. Кроме этого они приверженцы Шивы, хотя в его манифестации как Бхайравы, и поклоняются Хануману и Даттатрее.

Горокхонатху, являющемуся инкарнацией Шивы, поклоняются как божеству Йогинов, и имеется несколько посвященных ему храмов. Поэтому Йогинов часто называют "Горокхонатхи", или более просто "Натх Баба".

Пагал Мауни Баба принадлежит к направлению Агхори секты Горокхонатхов. Как показывает его имя, этот Баба "безумный, божественно опьяненный" (пагал) и "не говорящий" (мауни).

Удасины

Крупная секта аскетов Удасинов была по происхождению не Шиваитской - и даже не индуистской - но принадлежала к религии Сикхов. Она была основана в 16 веке Шричандрой, сыном Гуру Нанака - основателя Сикхизма. Поэтому Удасины известны как Нанакпутры, "сыны Нанака", и они почитают Грантх Сахиб, священную книгу Сикхов.

Они были отлучены преемником Гуру Нанака и постепенно обратились в Индуизм.

Удасины поклоняются панчаятане, сочетанию пяти божеств, а именно Шиве, Вишну, Солнцу, богине Дурге и Ганеше; помимо этого они поклоняются своему основателю - Гуру Шричандра. Их философия в основном монистическая Веданта, сформулированная Шанкарой, и в других аспектах они тоже походят на Шиваитских саньясинов.

Как все Шиваитские саньясины, Удасины обычно носят красную или черную одежду, используют пепел, имеют длинные волосы - джату и так далее, но есть разница в деталях, таких как их шерстяные вязанные шапки и маленькие серебряные серповидные кольца в правом ухе. Кроме того, всякий раз когда им приходилось выбирать сторону в борьбе между соперничающими сектами, они были на стороне Шиваитов.

Витал Дас, Удасин баба, его тело покрыто пеплом.
Тихая утренняя сцена вокруг дхуни - Удасин Баба, которые собрались в свой ашрам в Джунагадхе на ежегодный праздник Шиваратри.

Агхори

Святость может быть не только "мачо", но даже "сумасшедшей", одержимой богом, как это показывают члены довольно темной и маленькой секты, Агхори. Они подражают наиболее экстремальным качествам Господа Шивы как Победителя Смерти: его любимое место это поля для кремации; он купается в пепле от погребальных костров; он носит ожерелье из черепов и костей; он держит духов и призраков как компанию; он постоянно в состоянии опьянения; и он ведет себя как безумный.

Агхори охотно нарушают все аскетические (и Индуистские) табу, убежденные, что "заменой всех ценностей на противоположные" они ускорят просветление. В то время как всем садху полагается быть вегетарианцами и трезвенниками (впрочем как и всем Индуистам), Агхори едят мясо и пьют алкоголь.

Агхори приписываются даже более отталкивающие привычки: они едят гнилую плоть трупов; едят экскременты и пьют мочу, даже собачью; они имеют ритуальные сношения с менструирующими проститутками в местах кремации, где они обычно обитают; и они медитируют, сидя на трупе.

Неизвестно, насколько регулярно все это происходит, но кажется довольно определенно, что иногда случается, и в ритуальном контексте, как способ "причастия", эти каннибальские и другие "негуманные" практики все еще имеют место.

Агхори предпочитают жить на местах кремации и окружают себя предметами смерти, такими как человеческие черепа, из которых они пьют и с которыми проводят магические ритуалы.

Тем не менее, Агхори представляют традицию, которой тысячи лет, и были времена, когда эта секта была довольно многочисленной.

Питье из человеческого черепа это только одна из поражающих особенностей, которые отделяют Гаури Шанкара Мишру от обыкновенных аскетов. Он пьет алкоголь (запрещенный для касты Индуистов и конечно для аскетов), есть плоть мертвых животных, найденных на улице, и оскорбляет людей грязными выражениями.

Раманандины

В начале 14 века Раманандой была основана очень успешная аскетическая секта: Рамананда Сампрадая, более известная как Раманандины.

В наши дни, из-за своего доминирующего положения, она признана отдельной организацией, но официально это все еще часть Шри Сампрадайи, так как Рамананда начал свою аскетическую карьеру как член этой секты. Он остался лояльным к философии основателя Рамануджи, но выбрал Раму и Ситу как личных богов, и сделал поклонение им центральной особенностью религиозных практик секты.

Секты могут быть распознаны по символам, рисуемым на лбу, но и внутри сект знаки редко бывают полностью идентичными. Большинство садху придает им характерные черты. Но некоторые делают более экстремальные вариации на фундаментальные темы. Результат может быть довольно впечатляющим, как это показывает Хануман Хари Дас, но это не обязательно обозначает высокий статус. Также само по себе это не отражает более высокую степень духовности.

На плакате внизу Рама и Сита окружены основными участниками Рамаяны и Индуистского пантеона. Перед ними преклонил колени их преданный слуга Хануман, бог обезьян и генерал обезьяньей армии. Эпос Рамаяна, со множеством поучительных приключений Рамы,   это основной источник вдохновения для формирования чувства исключительной, однонаправленной преданности Раме, которая является критерием преданного Рамы.

Рама играет важную роль в современном Индуизме. Он живет в сердцах обычных людей. Он управляет жизнью садху, преданных ему. Для многих садху запоминание, анализ и погружение в Рамаяну это дело всей жизни, и некоторые становятся профессиональными толкователями, зачитывая и интерпретируя тексты перед публикой.

Есть поверие, что просто слушание священных слов Рамаяны само по себе освобождает и дарует милость Рамы. И даже более простой путь, включающий начитывание имени Рамы от всего сердца, просветлит душу. Фактически, в этот Темный Век, преданные Рамы признают это единственным путем для достижения Абсолюта.

И если просветление не случилось в жизни человека, оно может произойти в момент смерти, если умирающий думает о Раме и его имя у него на губах.
Как поют плакальщики на похоронных процессиях: "Рама намо сатья хэй!", "имя Рамы есть Истина".

Целибат это несомненно наиболее важное самоограничение, практикуемое садху. В соответствии с метафизикой Йоги, сексуальная энергия, огонь страсти, это основной источник духовной энергии.
Но в поддержку ментального контроля сексуальности, иногда может использоваться физическое обуздание, и один из методов это постоянное ношение "поясов невинности".

Этот деревянный арбандх с прикрепленными деревянными ланготи, вполне может быть назван "поясом невинности", только надетым самостоятельно.
Ланготи может быть отцеплено для чистки, но арбандх конечно остается все время. Джаганатх Дас носит пояс 13 лет и дал обет делать это всю свою жизнь. Эта аскеза, как и большинство, обычно предпринимается минимум на 12 лет.
Обычно дхоти скромно прикрывает это деревянное белье, но когда подобные Баба купаются, у них есть допустимая причина снять дхоти.

Кайлас Дас носит этот стальной пояс невинности 50 лет. Он также известен как Мауни Баба, так как не разговаривает 12 лет.

Сакхи или религиозные трансвеститы

Для садху, которые выбрали Раму или Кришну своим божеством, характерна сильная, сентиментальная преданность и полная самоотдача одной из этих земных "инкарнаций", таких как бог-король Рама или божественный пастух Кришна. Божество считается "личностью", с которым преданный может установить интимную связь, которая обычно принимает форму взаимоотношений Хозяин - Раб.

Некоторые садху, однако, имеют смелость считать его своим Возлюбленным, и поскольку божество мужчина, то логически отсюда следует, что они играют роль "любовницы" Господа. Их называют сакхи. Они представляют, что имеют эротические "любовные" отношения с ним. Некоторые сакхи даже идут на экстремальное притворство, что они имеют регулярные сексуальные сношения со своим Господом - кроме дней, когда у них "месячные".

Естественно, сексуальные намеки их поведения делают их довольно подозрительными в глазах других аскетов, поскольку норма - это подавление сексуальности, а не ее выпячивание. Даже если это выпячивание устремлено к божеству.

Как бы то ни было, это признанный метод выражения преданности божеству - а преданность это свойство всех садху.

Сакхи, которая считает Господа Раму своим Возлюбленным.

Эти трансвеститы отличаются от других групп трансвеститов, или скорее евнухов, которые занимаются проституцией и надоедливым попрошайничеством.

Хиджрасы, как их называют, полностью кастрированы при инициации в их ряды. Их считают "не мужчинами и не женщинами", но они одеваются как женщины и преувеличенно имитируют женские манеры. Как почти во всем в Индии, есть религиозный смысл в их добровольном увечьи и вытекающим из него поведении.

Во время фестивалей Рамы хиджрасы притворяются сакхами, чтобы собрать побольше денег.

Иностранные садху

Каждый иностранец в Индии, независимо от того, как долго он там живет и насколько полностью "индианизировался", всегда будет оставаться чужестранцем.

Все же иностранцы тоже могут стать садху, и местные считают их такими же святыми, как и индийских садху. Особенно простые крестьяне (75% всего населения все еще живет в сельской местности) относятся к ним с большим уважением и просят их благословения. Жители городов, современные "озападненные" индийцы часто демонстрируют меньшее понимание.

Хотя представлены многие национальности, как мужчины так и женщины, большинство из этих иностранцев итальянцы или французы.

Мохан Дас - японский садху, благославляется своим гуру Матхура Дасом, у которого учится 2 года. В соответствии с древней традицией, ученик должен выполнять всю поденную работу для учителя, и Мохан Дас работает почти как раб своего мастера. Однако, он делает это охотно, так как подобная работа приносит много позитивной "кармы", уничтожая грехи предыдущих жизней.
Чаран Дас, американец по происхождению, жил как садху в индии около 20 лет. Радостный и без забот, он бродил часть года по стране, от одного святого места к другому, посещая своих братьев - садху. Он умер несколько лет назад. Некоторые иностранные садху "временные", кто рассчитывает время и снова ныряет в приключение жизни садху, но сохраняет свои связи с домом. Другие сожгли все мосты, насколько это возможно, и полностью предали себя реализации идеалов садху.
Парват Гири, итальянский садху, который является чела (учеником) Дипака Гири (справа) и кхарешвари - то есть "стоящим садху" - более двух лет. Он первый иностранный садху, когда либо практиковавший столь серьезную тапасью (аскезу).
Дипак Гири, вот уже долгое время являющийся Баба итальянец, Махант ордена Авахана Акхара. Он также имеет ашрам в Италии, на горе посередине национального парка.

Если вы хотите спросить Маханта Дипака Гири о прошлом, настоящем и будущем ордена Авахана Акхара, и особенно о его воинственности, пишите ему на е-мэйл dipakgiri@usa.net

Он не особенно заинтересован давать информацию о йоге, факиризме или эзотерических аспектах Индуизма, поскольку считает что есть достаточно возможностей получить информацию из других источников.

Оригинал:  Dolf Hartsuiker "Sadhus - Holy man of India"

Перевод с англ. Илья Журавлев (2001 г.)