Интервью с Крисом Чавесом. "Все, чему я учу - это средства познания себя"
Крис Чавес родился в Нью-Мексико, США, а начал практиковать йогу в Ирландии, где он гастролировал как профессиональный музыкант в середине 90-х. Путешествуя по миру, играя музыку, изучая разные стили йоги, Крис делился знаниями, которые приобрел, со всеми, кто встречался ему на пути. В 2001 он поселился в Лос-Анджелесе, Калифорния, где полностью посвятил свое время преподаванию йоги и организации йога-сообщества. Он обучался Анусара йоге - очень популярному в США стилю, был одним из ведущих преподавателей этой школы, проводящим тренинги для учителей. Затем настало время выйти за рамки любых "брендов" и просто передавать свой опыт и видение йоги.
Крис – один из самых популярных йога-тичеров Лос-Анджелеса, также он проводит семинары по всему миру. Он открытый, простой в общении человек, и его занятия интересны, довольно интенсивны и проходят с юмором. Крис продолжает и свою музыкальную карьеру, энергию для которой ему дает йогa. Мы беседовали с ним на фестивале Йога-Радуга в Чирали, Турция, где его "заводные" классы очень понравились нашим практикующим.
"Все, чему я учу - это средства познания себя"
Интервью с Крисом Чавесом
Давайте начнем с начала: как вы открыли для себя йогу, как начали практиковать?
Крис:
Я начал практиковать йогу, когда путешествовал по миру, играя музыку. В Ирландии с нами был один музыкант, который играл драматическую музыку. Он был учителем йоги Айенгара и практиковал йогу каждый день. Обычно он говорил: «Уходи, когда я занимаюсь». Но однажды сказал: «Ты похож на йога и тебе надо практиковать». Я ответил: «Хорошо, покажи мне, как». И он показал мне пять поз: Уткатасану, Бхуджангасану, Сарвангасану - самые основные асаны. И вот каждый день я стал выполнять эти пять асан. Я думал: «Супер, йога это очень просто». Каджый день я в разъездах, выступаю и еще практикую йогу. Потом я начал знакомиться с другими йогами и узнал, что они делают больше поз, я подумал: «Ага, наверное, в йоге больше, чем только пять поз». Я стал искать йога-студии и классы. А когда переехал в Лос-Анджелес, я поселился прямо напротив йога-студии. Я практиковал каждый день, приходил домой и снова практиковал, потом кто-то из друзей попросил меня рассказать им о йоге и научить. «Да, конечно!»- сказал я. Вот так все и началось.
В каком году это было?
Я начал практиковать йогу в 1993. Почти двадцать лет назад.
А вам с вашим рок-н-ролльным образом жизни не скучно было практиковать йогу Айенгара? Фиксировать одну и ту же асану в течение долгого времени?
Даже когда я играл музыку, я был весьма дисциплинированным. Я привык жить в Лондоне один, я переехал в Лондон, чтобы играть музыку. В то время я даже стал вегетарианцем. Я медитировал, правда не знал, как нужно это делать. Я просто садился в своей комнате, зажигал свечу и смотрел на нее. То есть я уже был отчасти готов к йогическому образу жизни, и когда я столкнулся с йогой, она как-то сразу влилась в мою жизнь. Я тогда не употреблял ни алкоголь, ни что-либо еще, в общем, был весьма дисциплинирован. Дисциплина даже помогла мне найти свою музыку. Я не походил на типичных рокеров. На концертах я обычно пил апельсиновый сок. Это действительно помогало, особенно во время путешествий. Потому что ты постоянно в движении, играешь музыку, переезжаешь из города в город, и такой образ жизни лишает тебя корней, ты находишься в подвешенном состоянии, и нужно что-то, что могло бы дать опору. А йога помогала мне оставаться собранным и сосредоточенным, пусть даже это были всего лишь пять выученных поз, но чтобы их регулярно выполнять, требовалась дисциплина.
Обычно люди начинают заниматься йогой по двум основным причинам: улучшить свое здоровье или достичь какого-то внутреннего преобразования, пересмотреть или изменить свой образ жизни, или что-то в этом роде. Иногда они даже говорят, что занимаются, чтобы немного уменьшить страдания и так далее. А вы чувствовали какое-то внутреннее преобразование?
Я тоже думаю, что одна из причин заключается в том, что все мы ищем преобразований на различных уровнях: физическом, умственном или даже духовном. Частью моего пути была жажда таких преобразований, даже если я этого не осознавал. Это стремление было у меня, вероятно, с очень ранних лет. Когда я познакомился с йогой, мне будто бы дали инструмент, сказав: «Эй, теперь ты на пути трансформации, вот инструмент, который будет тебя направлять». Это как будто ты пытаешься построить дом, и кто-то дает тебе молоток. «О да, так гораздо легче, теперь это имеет смысл!» Вот и в моем случае было так же: «Да, конечно, это имеет смысл». Йога быстро влилась в мою жизнь. Я не думаю, что тогда я стремился к физическим преобразованиям, потому что всегда был весьма физически тренирован, я бегал, делал упражнения, это касалось скорее ментального и духовного уровня. И я смог достичь изменений на этих уровнях через физический, который был своего рода дверью, ключом. Мне повезло, что я встретил того музыканта.
Сейчас вы преподаете собственный подход к практике, но я думаю, как и у всех учителей йоги, у вас есть некоторые корни в определенных стилях или школах. Не могли бы вы рассказать, какой стиль вас впечатлил, из какой школы или традиции вы черпали техники?
Когда я преподаю, сильнее всего проявляется мое знание биомеханики: выстраивание и прочие моменты, касающиеся тела. Я думаю, что это глубоко связано с йогой Айенгара, потому что преподаватель, у которого я учился долгие годы, пришел из системы йоги Айенгара. Джон Френд был учителем йоги Айенгара, учителем высокого уровня. Когда я отошел от йоги Айенгара, я занялся Анусара йогой. В самом начале я изучал Айенгара, затем немного занимался Аштангой, посещал Виньяса Пауэр классы по всему Лос-Анджелесу и в конечном счете занялся практикой Анусара йоги. Это довольно интересная система элегантных биомеханических техник, для раскрытия тела и улучшения самочувствия. И как вследствии я обнаружил, Анусара на самом деле пришла из йоги Айенгара. То есть, если посмотреть на учение Айенгара, вы обнаружите, что это своего рода эволюция учения, или даже его концентрация. В общем, я изучал Анусару двенадцать лет и семь из этих двенадцати лет я преподавал ее. В прошлом году я вышел из этой системы.
Сейчас я стараюсь использовать все знания, которые я получил в различных сферах моего йогического опыта, просто в преподавании йоги. Я имею ввиду, для меня главное не создание новой системы или бренда, а то, чтобы позволить учителю или ученикам познать самих себя. Если спросите, какое учение из всех известных учений я хочу донести, это познание себя. Кто ты, ты настоящий, что ты? И то, как мы можем использовать практику, чтобы она помогла ответить на эти вопросы. Все, чему я учу, это средства, позволяющие это понять.
Очевидно, что биомеханические средства помогают, но до того момента, когда происходит разделение на три компонента: ум, тело, сердце; открытое сердце, чистый ум и свободное тело. Если нам удается в нашей практике коснуться всех трех компонентов, это путь к настоящему я. Знание - это очень непростая вещь, потому что мы все, особенно учителя йоги, все время стремимся к знаниям, хотим знать все больше и больше. Сейчас я спрашиваю себя, а зачем? Для чего ты собираешься использовать это знание, и каким образом? И если ты можешь очень просто использовать его для единения со своим я, тогда все отлично. Вы согласны?
Да, очень интересно. А что вы думаете о разнице между индийской йогой и западной йогой? В настоящее время мы можем видеть, что это, возможно, параллельные, разные учения?
Да, параллельные. Что интересно, в американской культуре и в том, что они сделали с йогой, это то, что культура США и западная культура в целом построены на поисках и внедрении новых идей. Они всегда нацелены на то, чтобы взять что-то и улучшить, или взять из другой культуры и где-то использовать, отчасти сделать это своим. Сложно сказать, что одно лучше, чем другое. У индийской йоги имеются очень сильные корни и древние тексты. А подход северо-американской культуры заключается в том, как сделать это доступным для обычного человека.
Да, потому что и образ жизни совершенной другой. Проблемы другие...
Да, стиль жизни другой, проблемы другие, внимание уделяется другим вещам, другие проблемы со здоровьем, даже желания другие. Большинство людей в Северной Америке начинают практиковать йогу из-за ее физического эффекта для тела. И я не думаю, что это так уж плохо. Сейчас йогу практикуют так много людей, как никогда раньше.
Да, гораздо больше, чем в Индии.
Я иногда преподаю в больших йога-студиях или на больших предприятиях, люди воспринимают это как какую-то корпоративную акцию. Но в то же время, это предоставление возможности тысячам людей заняться йогой, с которой бы они иначе не познакомились. Фирмы включают йогу в пакет корпоративных услуг для своих сотрудников, и люди говорят: «О, я буду заниматься». И, возможно, десять процентов из этих тысяч людей захотят большего, а не будь у них такой возможности, не было бы и этих десяти процентов. То есть в этом есть и плюсы и минусы. И, надеюсь, если будет больше людей, желающих совершить это путешествие внутрь себя, совершить внутреннюю трансформацию, мы можем даже использовать возможности современных технологий, возможности маркетинга, чтобы распространять идею. Это интересно и я не уверен что это хуже, чем традиционный подход.
Я думаю, вопрос не в том, что что-то лучше, или нет, это просто разные вещи. Мир разнообразен, и в нем множество красок.
И это здорово. Вот я вижу этих индийских учителей, которых вы сюда привезли, у них есть возможность выбраться из Индии и рассказать о своем учении всему миру, потому что мир сделал это ценным рынком - западный мир со своими большими студиями, которые организуют эти обучающие семинары. Спрос на этих учителей сейчас очень велик, и у них есть возможность обучать гораздо большую аудиторию, чем несколько учеников, которым приходится ехать в Индию, чтобы просто увидеться с ними. А сейчас вы привозите их из Индии, и сотни людей могут их видеть, а через год, даже тысячи людей. Это здорово! Так что во всем нужно искать гармонию, можно совместить и то и другое, вместо того, чтобы разделять.
Вы много путешествуете, преподаете в разных странах. Наверняка складываются разные впечатления от разных мест. Например, люди в разных странах с разным менталитетом, культурой воспринимают йогу по-своему. Расскажите что-нибудь интересное о том, какие у вас впечатления от разных стран, разных людей? Например, в Азии, в западных странах, в Европе, в Северной Америке наверняка есть различия.
Да, очень много различий. Но что удивительно, хоть и есть много отличий, также есть много общего. Общее, что всех объединяет - это стремление, желание измениться. А то, что немного отличает - это подход и представление о пути к желаемому. В Северной Америке часто учат физической трансформации. Так например, на тренинге для преподавателей или на семинаре они ищут то, что может дополнить их практику, сделать их физическую практику еще глубже. Через физическую практику они вдруг начинают чувствовать вибрацию: «О, благодаря этому я чувствую себя лучше, о, мой ум гораздо спокойнее, когда я практикую много физически». А например здесь, в Турции, уже есть сильное глубокое чувство духовности, потому что это религиозная страна. Здесь тоже хотят физического, но в то же время - и духовного, они хотят узнать другую сторону. Так что не обязательно ударяться в физический аспект, дайте им что-то помимо этого. В центральной Европе на первый план выступает ум. Я много преподаю в Швейцарии, люди там очень подвержены стрессу, в том смысле, что они очень много и упорно работают, и они всегда в погоне за чем-то, о чем сами не знают. На самом деле, они в погоне за совершенством. Им нужно отдохнуть от своего собственного ума. Вы даете им физическую практику, им нравится, даете им духовный аспект, им интересно, но: «Можно ли наконец, отключить эти мозги?!» Им это так нужно, это то, чего они так хотят. Здесь вы как будто касаетесь всех трех компонентов, физического, духовного и ментального. Моя работа состоит в том, чтобы понять, что им нужно, дать им это, и дать им еще больше - добраться до того, в чем они действительно нуждаются. Но затем, как вы этим распорядитесь? Это - только дверь.
Это очень интересно, потому что в России большинство людей думают, что Швейцария – чрезвычайно богатая страна, и люди живут там как в раю.
Это очень богатая страна, но потому, что люди работают очень и очень упорно, чтобы обеспечить себя, и этот процесс доставляет им страдания. «Работай, работай, работай, добейся успеха!» - это удручает. Я задавал на тренингах один простой вопрос: «Что может сделать вас счастливыми?» Многие вдруг начинали плакать, потому что они никогда не задавали себе этот вопрос. Когда я их об этом спросил, они огорчились: «Почему я никогда не спрашивал себя об этом? Почему я не делаю того, что делает меня счастливым?» И они сразу начинают видеть эту пропасть между внутренним знанием и внешним деланием. Вот оно, несоответствие: я знаю, есть что-то настоящее во мне, но я никогда этого не искал, никогда не выражал, держал взаперти. Очень забавно задавать людям эти вопросы, надеюсь, они не добавляют стресса в их жизнь, а заставляют их реально задуматься: «Что же делает меня счастливым? Могу ли я больше времени заниматься тем, что приносит мне счастье?» И что я обнаружил, когда люди честно отвечают на вопрос, оказывается, что это самые простые вещи, и то, что делает их счастливыми, уже есть в их жизни, и теперь это только вопрос интеграции и переоценки увиденного: «О, так я на самом деле счастлив, я могу быть счастливым.» Это удивительно.
Может вам нравятся какие-то духовные книги или тексты, используете какие-то тексты на своих занятиях, когда преподаете теоретическую часть?
Да, использую. Изначально, особенно когда я преподавал Анусару, акцент был на тантра-йоге. Тогда я мог рассказывать что-то из Упанишад или Бхагавад Гиты и подобных классических текстов по йоге, в основном речь шла о различиях, как это отличается от тантры. Но теперь, когда я отошел от Анусары, я возвращаюсь назад, я открыт для всех учений, я читаю различные тексты и говорю себе: «Ок, все эти тексты ведут к одному и тому же.» Это как будто использовать другой инструмент, например, вместо молотка у тебя есть пила. Но цель в том, чтобы понять, что я хочу от этого инструмента. Сейчас я возвращаюсь назад - в этом году я дважды перечитал Упанишады, две различные интерпретации. Я читаю учения Будды, и во мне они находят отклик, я чувствую, как с самого начала большинство из того, чему я сейчас учу, относится к ним, нежели к какой-то тантрической философии. Хотя это тоже замечательно, мне это знакомо. Но если посмотреть назад и сказать, какое же мое настоящее учение, я бы сказал, оно больше соответствует тому, чему учит Будда, или тому, о чем говорится в Упанишадах.
Я нахожу ценность во всем, и я никого не дискредитирую, говоря, что Адвайта Веданта не так же хороша, как тантра. Сейчас я стараюсь увидеть и понять, к чему она потенциально стремится, куда направляется, каким маршрутом. То же самое с Буддой, я пытаюсь найти сходства, а не различия. И в этом смысле все хорошо, я хочу создать свой инструмент, использовать его, и поделиться с другими тем, что есть у меня внутри. В последнее время меня вдохновляют учения Будды, это то, чем я питаюсь на протяжении последнего года.
Многие годы я преподавал исключительно тантрическую философию и был закрыт для остального. А затем я начал встречать учителей и практикующих, которые изучали другую философию, и у них тоже была своя хорошая точка зрения. Сейчас я делаю шаг назад, говоря себе, надо посмотреть, как использовать все это, поделиться с людьми и дать им возможность взять то, что им нужно, или то, что они хотят.
Внутри любого бренда автоматически возникают рамки, диктуемые заложенной в него философией. Если кто-то создает бренд, создает систему, а значит - ставит определенные рамки. Даже в Анусара йоге мы не можем сказать, что это традиционная индийская тантра. Это некая, созданная американскими востоковедами и учителями йоги, система, которая заимствует некоторые идеи из тантры и создает новую идеологию, чтобы использовать ее для менталитета американцев.
Да, для того чтобы это стало доступно. Думаю, это как раз то, что сделало ее привлекательной для большинства - доступность. Но вы совершенно правы, одна из проблем системного учения или бренда - это рамки, необходимые для того, чтобы в какой-то степени его контролировать. Говорим: вот система, вот так она выглядит, вот этому она учит. Как только вы выходите за обозначенные рамки, она превращается просто в йогу, что утрачивает свою ценность, или превращается в менее мощный бренд. Да, это интересно, я с вами согласен. Но для меня сейчас важны просто средства, инструменты, которым я обучаю. Я хочу, чтобы люди взяли их и использовали, как им захочется. Хотите преподавать аштангу, идите и преподавайте аштангу. Если не хотите преподавать йогу, станьте садовником, шеф-поваром. Я надеюсь, то, чему я учу, направит и поможет найти с этим связь. Вокруг нас есть йоги, которые никогда не были на коврике для йоги, у них есть связь со своей духовностью, она присутствует во всем, что они делают. Я считаю, это высшая форма йоги. То, что мы все пытаемся сделать, это раскрыть свою духовность и позволить ей проявиться в этой жизни. Если люди смогут использовать то, чему я их учу, и сказать: «Да, это направляет меня на моем пути»; тогда я буду счастлив.
Ну и, наверное, последний вопрос: каковы ваши впечатления о фестивале Йога-Радуга, о русских учениках, практикующих йогу? Возможно, для вас это первое знакомство, скажите об этом несколько слов.
Я был абсолютно удивлен и впечатлен. Во-первых, я никогда не встречал, по крайней мере в такой степени, такой жажды знаний, такого глубокого любопытства и желания учиться, мне это кажется очаровательным. Я думаю, это было потрясающее событие, собрать вместе учителей различных стилей, даже различных идеологий и различных методов преподавания. У студентов была возможность увидеть их всех и взять что-то от каждого из них. Я видел студентов, которые посещали каждое занятие, меня это поразило. Это замечательно! А также их вопросы после занятий - они хотят знать больше. Ну и с демографической точки зрения очень смешанная картина, никогда не видел столько мужчин ни на занятии, ни на йога-семинарах, ни на йога-тренингах, ни на йога-фестивалях. В основном это женщины, особенно в Северной Америке. И уровень подготовки студентов действительно высок, и это так впечатляет. А также высокий уровень посвященности и дисциплины. Было очень приятно их учить, они очень открыты сердцем и умом. Я много шутил на занятиях, у меня такая манера, и они смеялись, так что это хорошо (смеется).