Главная / Публикации / Вамадев Шастри "Как западному человеку принять индуизм"

Вамадев Шастри "Как западному человеку принять индуизм"

В юности я начал с изучения индийских и в первую очередь индуистских учений по йоге. Я изучил различные направления йоги и веданты, практикуя под руководством нескольких современных гуру, и практиковал различные виды медитаций, то есть поступал как многие индуисты в Индии. Позже я отправился в Индию, и мне стало ясно, что по существу я веду индуистский образ жизни.

В конце концов я принял индуизм, чтобы подтвердить эту внутреннюю близость. Это было формальное подтверждение того, что я уже делал, и так я выразил свою поддержку другим индуистам, более глубокие духовные традиции которых, как правило, остаются недооцененными.

Хотя многие другие западные люди пришли к изучению индуизма сходными маршрутами, как и я, лишь немногие из них официально приняли индуизм. Однако эта ситуация начинает меняться. В этой статье я расскажу, что я узнал, десятилетиями работая с индуистской дхармой.

Миллионам людей на Западе пошли на пользу индуистские учения. Они прошли обучение у гуру и свами, принадлежащих индуистской традиции, но эти учителя почти никогда не просят своих учеников принять индуизм. Но многие люди на Западе заинтересованы в том, чтобы официально принять индуизм, как только им выпадет настоящая возможность сделать это. Существует несколько способов принятия индуизма, но при этом возникают определенные трудности.

Естественно, что всякий раз при попытке изменить свою религию или встать на новый духовный путь и принять другую религию, отличающуюся от его изначальной религиозной принадлежности, человек будет встречать трудности и сопротивление. Часть противостояния будет идти со стороны друзей и семьи, которые сохранят приверженность прежней религии. Тем, кто собирается принять индуизм на Западе, часто приходится сталкиваться с препятствиями, связанными с неиндуистским устройством общества, в котором человек живет или работает.

В отличие от других религий, об индуизме правильной информации мало, и она не так доступна для поиска и понимания. Поэтому человеку, только что принявшему индуизм, придется иметь дело с противодействующими индуизму идеями или мнениями, почерпнутыми теми, кто их вам выразит, из разных источников. В наше время последователей индуизма можно встретить в разных уголках планеты, среди них выдающиеся предприниматели, заметны их работы и в сфере образования, поэтому понимание индуизма в мире постепенно улучшается, но по-прежнему существует множество предрассудков.

Ниже мы рассмотрим несколько типичных проблем, которые могут возникнуть у тех, кто хочет принять индуизм или официально стать индуистом.

Почему вы хотите стать индуистом?

Стать индуистом — это, среди прочего, присоединиться к широкому сообществу индуистов — духовных учителей и их учений, с помощью которых вы соприкоснетесь с великими традициями индуизма, возможно, на более глубоком и более личном уровне. Благодаря принятию индуизма вам также будет легче привнести эти учения в вашу социальную жизнь и деятельность. Такой опыт может чрезвычайно укрепить вашу уверенность в своих силах и преобразовать вашу жизнь.

А как же те, кто говорит нам, что нужно родиться индусом, а иначе не стать индуистом?

Даже некоторые индуисты могут сказать вам, что вы должны родиться индусом, чтобы стать одним из них. Это дезинформация! В разное время в разные периоды истории индуизм преобладал то в одном регионе, то в другом: не только в Индии и Непале, но и в Афганистане, Индокитае и Индонезии, вплоть до Филиппин. Его практикуют представители множества разных этнических групп, людей, говорящих на разных языках. Крупнейший в мире индуистский храмовый комплекс — Анкор-Ват в Камбодже. Очевидно, что индуизм не мог бы распространиться по этим районам, если бы в индуистское сообщество не разрешалось принимать новичков.

Различные течения или секты индуизма

Если кто-то хочет стать христианином, мусульманином или буддистом, возникает вопрос, к какому направлению в этой религии присоединиться. У всех основных религий есть множество течений, сект, некоторые из них существенно отличаются друг от друга (даже иногда враждебны друг другу).

Вам стоит выяснить, к какому течению индуизма вы можете примкнуть и на каких конкретно условиях. Индуизм предлагает широкое множество духовных путей, это затрудняет выбор, но от этого только больше пользы и лучше результат.

Индуистские гуру-универсалисты

Многие гуру индуистской традиции придерживаются универсалистского подхода к истине и не требуют, даже не поощряют принятие индуизма своими последователями. Однако большинство таких гуру настаивают, чтобы последователь принял духовное имя (на санскрите), действовал в соответствии с рекомендациями гуру и, возможно, присоединился к духовному сообществу, чтобы выполнять прежде всего индуистские ритуалы.

Если вы станете последователем такого гуру-универсалиста в рамках индуистской традиции, это официально не будет считаться принятием индуизма, но так вы, безусловно, двигаетесь в этом направлении, и другие люди могут думать, что вы приняли индуизм! Для многих православных христиан вы станете индуистом сразу же, как только начнете практиковать какие-либо учения в рамках индуистской традиции или под руководством гуру, или примкнете к учению, которое берет начало в Индии.

Присоединиться к одному из течений индуизма — еще не стать индуистом официально

Другим гуру индуистской традиции может потребоваться, чтобы вы официально присоединились именно к их течению индуизма, но они не могут превратить вас в индуиста с формальной точки зрения.

Так происходит во многих группах индуистов-вайшнавов: они призывают вас стать вайшнавом, но не могут просить вас — дополнительно — принять индуизм или считать себя индуистом.

Но для всех целей, касающихся правового статуса, и вайшнавы, и шиваиты, и последователи шактизма, и все подобные считаются индуистами, и, присоединяясь к ним, вы становитесь индуистом де-факто. При выяснении религиозной принадлежности для всех целей, касающихся правового статуса и самоопределения, большинство таких групп в рамках их деятельности на Западе относят к индуизму.

Индуизм, традиции коренных народов и язычество

Вы можете присоединиться к индуизму, даже если не откажетесь от своих связей с традициями коренных народов и язычеством. Вы действительно можете присоединиться к индуизму, не отказываясь от самостоятельных поисков истины, какими бы они ни были. Но вам все же нужно будет уважать великие учения индуизма, изложенные в ведах, агамах, «Бхагавадгите» и йога-шастрах, а также стремиться следовать им.

Общедоступный способ принятия индуизма

Некоторые индуистские организации, такие как «Арья Самадж» или «Вишва Хинду Паришад», помогут вам принять индуизм, не требуя при этом, чтобы вы обязательно присоединились к одному из направлений индуизма, в том числе к их собственному.

Это, пожалуй, самый прямой способ стать индусом. Сертификаты «Арья Самадж» пригодятся при входе в храмы в Индии, посещение которых ограничено, куда не допускают не индуистов.

Самопровозглашенные индуисты

Индуизм — это, пожалуй, единственная главная религия, которую вы можете принять просто так, сами по себе. И стать самопровозглашенным индуистом. Индуизм — это религия, которая позволяет присоединиться на индивидуальном уровне без какой-либо официальной церемонии. Но вам нужно уважать провозглашаемые индуизмом ценности и образ жизни.

Источники информации, настроенные против индуизма, с которыми вы, скорее всего, столкнетесь.
Есть несколько таких источников информации, некоторые из них работают в неофициальном порядке.

Марксистские источники-противники индуизма

Рамачандра ГухаМного негативной пропаганды в отношении индуизма распространяют марксистские и коммунистические источники, особенно в Индии. В них индуизм пытаются обвинить в социальных проблемах и бедности Индии (странно, но регионы Индии, где сейчас наибольшим влиянием пользуются марксисты и левоцентристы, например, Западная Бенгалия, являются беднейшими в стране!).

Такой подход индийских марксистов похож на тот, которым пользовались китайские коммунисты, обвиняя буддизм в социальных проблемах в Азии. Однако многие из марксистов, выступающие против индуизма, не раскрывают своих марксистских взглядов. Они часто распространяют дезинформацию об индуизме по другим каналам, например, через журналистов или научные круги. Некоторые из них даже являются преподавателями кафедр исследования индуизма. Обычно, если вы немного изучите их взгляды, их принадлежность к марксизму станет достаточно очевидной.

Тем не менее индийские марксисты по-прежнему чествуют Сталина, и мы должны быть осторожны, чтобы не счесть их просто прогрессистами или светскими гуманистами, какими они хотели бы себя представлять для окружения. К сожалению, многие западные левоцентристы без всякой критической оценки принимают негативную пропаганду индуизма, исходящую от индийских марксистов, замечая только их индийские имена.

Индуизм в научных кругах

белые хиндуК сожалению, индусов не очень много в научных кругах на Западе. Даже многие кафедры религиоведения, занимающиеся исследованиями по индуизму, проводят курсы по индуизму, которые ведут не индуисты или даже противники индуизма, и они склонны исключать из преподаваемого материала упоминания о тех, кто практикует индуизм или рассматривает индуизм как живую и развивающуюся религию. Между тем кафедры, занимающиеся христианством, обычно возглавляют верующие христиане.

Посмотрите, кто ведет курс по индуизму у вас, не враждебно ли ваш преподаватель относится к индуизму. Попросите преподавателя пригласить индуистских учителей на занятие или сходите сами курсом в индуистские храмы, чтобы проверить на себе, что такое индуизм на практике.

Миссионерские источники-противники индуизма

белые хиндуСуществует еще много негативной пропаганды в отношении индуизма и в миссионерских источниках христианских и исламских групп, выступающих против индуизма. Это неудивительно, так как такие религиозные группы стремятся распространить свои убеждения в мире, как они делали это на протяжении нескольких веков.

На Западе не понимают, что миссионерская деятельность в Индии остается довольно агрессивной, и принятию соответствующих конфессий зачастую способствует подкуп (деньги, подарки) или угрозы.

Христианство в Индии также более отсталое и менее социально прогрессивное, чем христианские общины на Западе. В Индии, например, они призывали правительство Индии запретить книгу Дэна Брауна «Код Да Винчи» из-за оскорбления религиозных чувств меньшинства. Миссионерская пропаганда о том, что для индуизма характерен политеизм, отсталость и суеверия, по-прежнему широко распространена, особенно в кругах протестантов.

Индийцы-противники индуизма

Многие родившиеся на Западе считают, что, поскольку большинство жителей Индии является индуистами, то индийцы, с которыми они встретились, наверняка являются сторонниками индуизма. Ведь многие американцы выступают против христианства, точно так же, есть и противники индуизма среди тех, кто родился в индуистских семьях.

Одно только индийское происхождение не означает, что человек обязательно является знатоком индуизма или индуистских учений, а также хорошим примером индуиста.

Чтобы узнать об индуизме, лучше обратиться к индуистским учителям и гуру, которые знают западную культуру и могут говорить на языке, который вы понятен вам.

Индуизм против женщин

Некоторые группы пытаются отговорить женщин принимать индуизм, пытаясь изобразить индуизм религией, выступающей против женщин, или обвиняя индуизм в дискриминации женщин в Индии.

Индуизм имеет самую обширную систему поклонения Божественной Матери и наделяет женский аспект божественности высшим статусом, в сравнении с любой другой мировой религией. Индусы поклоняются Божественной Матери как матери Вселенной, а не только как матери Иисуса.

Они считают ее создателем, хранителем и разрушителем всего, а не только какой-то второстепенной фигурой. Они изображают реальность двойственной, с мужскими и женскими силами: Шива-Шакти, Лакшми-Вишну и Брахма-Сарасвати.

Разновидности индуизма

В мире более чем миллиарда индуистов, и у этой традиции, которая насчитывает пять тысяч лет, существует множество разновидностей. Некоторых индуистов можно считать консервативными, а других — прогрессивными. Однако при описании такой традиции следует с большой осторожностью использовать западные термины в сфере политики или культуры, ведь индуизм построен на совершенно другом образе мыслей, на подходе дхармы. В любом случае, чтобы стать индуистом, вам не обязательно нравиться всем индуистам, принять то, что говорят все индуисты, или принять правила или убеждения каждого течения индуизма. Но вы должны близко следовать основной традиции и выполнять практику, ритуалы.

Индуизм, этика и нравственность

Некоторые люди создают видимость, что для принятия индуизма надо строго соблюдать определенные моральные установки или вести себя по-монашески.

Некоторые думают, что, чтобы стать индуистом, следует стать вегетарианцем, не пить алкоголь, одеваться определенным образом; они уверены, что развод и аборты в индуизме не допускаются. Многие разделяют подобные этим взгляды. В индуизме есть отдельные течения, которые могут требовать или рекомендовать что-то по этим аспектам.

При этом индуизм на самом деле поощряет правдивость, честность, уважение и этическое поведение. В этом нет никаких сомнений. Но индуизм принимает всех, кто хочет открыть для себя более глубокую истину осознания и божественного, и ставит внутреннюю осознанность выше любых внешних форм.

Принятие индуизма не обязательно?

Некоторые считают, что не обязательно становиться индуистом, поскольку индуизм принимает все духовные пути. Некоторые пропагандируют идею о том, что христианин может научиться у индуиста, как быть лучшим христианином, а мусульманин — как быть лучшим мусульманином; при этом индуист не будет предлагать им принять индуизм, и точно не попытается их заставить стать индуистом или официально принять индуизм.

Индуисты с осторожностью относятся к вопросу о религиозной принадлежности и не интересуются случаями легкомысленной смены религии. Но индуизм не отрицает, что любой способен присоединиться к дхарме индуизма или одного из его течений. В индуизме также считается, что высшую цель освобождения можно достигнуть только с помощью садханы или особых духовных практик, для которых требуются соответствующие учителя и учения. И, возможно, в индуизме их больше, и они разнообразнее, чем в других религиях.

Стать индуистом — значит, отказаться от своей прежней религиозной принадлежности?

Конечно, вам придется отказаться от взглядов, которые противоречат индуизму, и принять индуизм как способ самореализации. Кроме того, очень важно, принимают ли обычаи, практику индуизма в той религии, к которой вы принадлежали до этого.

Вам надо учесть эту обратную сторону смены религии и потенциальные трудности, с которыми вам, возможно, придется столкнуться, когда вы примете индуизм. Но также необходимо рассмотреть много положительных факторов.

Вы можете изучать великую литературу и философию индуизма — от древних вед до учений современных гуру. Индуизм обладает, пожалуй, самой древней и самой обширной коллекцией духовной литературы в мире. Также многочисленны и многогранны труды современных учителей по индуизму и ведической философии.

Вы можете рассмотреть деятельность современных организаций, например, «Индуизм Сегодня» (Hinduism Today), которые на регулярной основе выпускают свой журнал, а также публикуют прекрасные издания. В наше время индуистские храмы есть в большинстве крупных городов на Западе, и там рады принять людей неиндийского происхождения. Вы можете совершить паломничество в священные для индуистов места в Индии от великих храмов до великих гор в Гималаях. Вы можете участвовать в фестивалях, организуемых специально для индуистов. Но важно установить контакты с сообществом индуистов, чтобы они помогли вам присоединиться к этой великой традиции.

Автор статьи - Дэвид Фроули, США (индуистское имя: Пандит Вамадев Шастри).


***

Постоянный адрес статьи: http://www.hinduhumanrights.info/hindu-in-a-western-body-the-steps-ahead/

Перевод с англ. Елены Саноцкой