Для эффективного преподавания асан хатха йоги на мой взгляд важное значение имеет "Кинестетическая визуализация" — развитие «внутреннего образа тела», и она состоит из двух этапов:
1 этап — Освоение базовых техник и приемов — в итоге самому научиться их делать правильно.
Разумеется, нет предела совершенству, на отработку техник и накопление опыта уходят годы, но есть объективные критерии «правильности» — в основе этих критериев лежит наше понимание, зачем мы применяем ту или иную технику и в чем конкретно выражен ее эффект.
2 этап — Сопоставлять собственные ощущения тела в асане с тем, как эта форма выглядит внешне.
Этот навык дает нам возможность учиться по внешнему виду определять ошибки. Если вы преподаватель, вам еще более, чем рядовому практику, необходимо видеть свои ошибки и осознавать границы своих возможностей, чтобы не прививать эти ошибки ученикам. По мере того как вы осваиваете этот навык, ваши действия становяться более точными, вы перестаете делать «лишние телодвижения», исправляя мнимые и несущественные ошибки учеников. Признак мастерства — умение с первого взгляда определить, в чем основная ошибка, и в правке дать почувствовать ученику «правильное ощущение тела» в данном упражнении.
Помимо этого, для хорошего преподавания нам понадобятся:
Развитие эмпатии — помогает определить границы текущих возможностей и способностей ученика. В процессе коммуникации преподаватель не столько анализирует, сколько «чувствует», что для ученика будет лучше и насколько «глубоко» можно в этом продвинуться. Способов развития эмпатии слишком много, и они во многих случаях индивидуальны, чтобы все их перечислять. Важно отметить, что сама по себе эмпатия дает преподавателю не так уж много преимуществ в процессе коммуникации, качественная коммуникация с глубокой обратной связью возможна только в случае, если преподаватель развивает самонаблюдение: «осознаю себя (деятельность своего ума) — управляю собой (развиваю правильное отношение к тому, что осознаю) — понимаю других (соблюдаю границы — не проецирую на них свое видение мира) — управляю отношениями (это когда всем в итоге хорошо)».
Технический арсенал — наработка и постоянное расширение стандартных (и не очень) техник и приемов. Количество применяемых вами техник и частота их применения со времнем перерастает в качество. Подобно тому как свободное владение языком позволяет писать на нем стихи, свободное владение «кинестетическим языком мышления» и «стандартным набором правок» позволяет широко варьировать и применять эти правки ситуативно, а не формально.
Разумеется, изящные поэтические обороты, яркие образы и залихватская рифма еще не означают наличия интересного и полезного содержания… Так и самая совершенная техника в йоге никогда не станет психотехническим приемом, в корне меняющем наше сознание, если она лишена содержания — нашего понимания с какой целью она применяется и каковы критерии ее успешного применения.
Эти вопросы мы рассмотрим на моем курсе (совместно с Марией Воробьевой) "Отстраивание и правка в асанах", который пройдет 7-9 апреля 2017 в центре Йога108 (м. Китай-Город, Москва)