Āюрведа особо подчёркивает необходимость регулярного употребления молока и, более того, утверждает: каждому здоровому человеку следует пить молоко. Человека, не способного к усвоению молока, можно считать нездоровым, нуждающимся в лечении, что позволит ему в итоге вновь начать пить молоко. Постулат о пользе молока не подлежит в Āюрведе никаким сомнениям. Почему же молоку придаётся такая важность?
Андрей Головинов, Сергей Нарожный "Молоко и молочные продукты в Аюрведе"
В качестве обоснования можно выделить ряд причин:
- сочетание в молоке множества поддерживающих здоровье качеств:
- вришйа - является афродизиаком, питающим репродуктивную ткань (щукра-дхату) сразу после усвоения;
- оджасйа (ojasya) - увеличивает оджас (эссенцию тканей);
- дипана (dīpana) - усиливает огонь пищеварения;
- дживанийа (jīvanīya) - поддерживает жизнь, улучшает кровоснабжение телесных тканей;
- принана (prīṇana) - удовлетворяет, питает, насыщает телесные ткани;
- манаскар (manaskar) - улучшает деятельность ума;
- балйа (balya) - даёт силы;
- молоко поддерживает защитные механизмы организма (vyādhikṣamatva, иммунитет), что проявляется в усилении способности сопротивляться началу болезни (vyādhi utpad pratibandhakatva), а также в активном сопротивлении её развитию и в ослаблении силы болезни (vyādhi bala virodhitvam);
- молоко anekauṣadhi-rasaprasādaṃ prāṇadaṃ - есть дар, который составляет суть многих лекарств, дающих жизнь (Су Су.45.48);
- молоко относится к группе сарвасатмйа (sarvasatmya) продуктов - полезных всем (sarva-prāṇabhṛtāṃ - всем живым существам), полезных в любом возрасте (jātisātmyāt - с рождения), об этом говорится в Сушрута Самхите, Сутрастхана, глава 45, 48-49.
Мнения о том, что молоко по определению не усваивается, вызывает метеоризм, аллергии и другие проблемы со здоровьем, ошибочны, то есть являются заблуждениями. Подобные последствия могут быть вызваны даже неправильным приёмом простой воды. Если у человека нет проблем с пищеварением, а также сопутствующих заболеваний, правильно приготовленное молоко, принятое в меру, нормально усвоится и будет питать тело.
Более того, считается, что коровье молоко - лучшее (по отношению к другим видам молока), поскольку является лучшим расаяна-дравья (омолаживающей, восстанавливающей, увеличивающей продолжительность жизни субстанцией), а также сильнее других видов молока увеличивает оджас (основу иммунитета).
Хатха-йога-прадипика рекомендует молоко для построения ежедневного рациона практикующего йогу.
kṣīrā … pathyam ॥
Качества и действие
Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):
svādu-pāka-rasaṃ snigdham ojasyaṃ dhātu-vardhanam || 20 ||
vāta-pitta-haraṃ vṛṣyaṃ śleṣmalaṃ guru śītalam |
prāyaḥ payo 'tra gavyaṃ tu jīvanīyaṃ rasāyanam || 21 ||
kṣata-kṣīṇa-hitaṃ medhyaṃ balyaṃ stanya-karaṃ saram |
śrama-bhrama-madā-lakṣmī-śvāsa-kāsāti-tṛṭ-kṣudhaḥ || 22 ||
jīrṇa-jvaraṃ mūtra-kṛcchraṃ rakta-pittaṃ ca nāśayet |
Молоко имеет сладкий вкус и випака (метаболический эффект пищи или лекарства в стадии конечной ассимиляции вещества тканями тела. Сладкий випака имеет анаболический эффект), маслянистое, укрепляет оджас, питает ткани, успокаивает вату и питту, является афродизиаком (средством, в целом повышающие жизненные силы организма, в том числе усиливающие половую способность), увеличивает капху; оно тяжелое и холодное. Коровье молоко оживляет и омолаживает. Оно полезно для ослабленных после травм, укрепляет разум, даёт силу, прибавляет грудное молоко и слабит. Коровье молоко лечит истощение и усталость, головокружения, болезни бедности и неудачливость (alakṣmī – злая судьба, неудача, несчастье, нужда, нищета, бедственное положение и болезни, вызванные этими состояниями), затруднения дыхания, кашель, патологическую жажду и голод, хроническую лихорадку, трудности с мочеиспусканием и кровотечения. Оно также применяется при лечении алкоголизма (качества алкоголя полностью противоположны оджасу).
Как видно из описания, положительных эффектов много. Они возникают при правильном употреблении молока. Да, молоко увеличивает капха-доша. Да, оно тяжёлое, холодное и маслянистое. Но все, так называемые, «негативные» эффекты вызваны именно этими природными свойствами молока при его неправильном употреблении (например, чрезмерное количество, неправильное приготовление, употребление холодного молока и др.).
Правильное употребление молока приносит благо в любом возрасте, особенно оно полезно при истощении, для детей и пожилых людей.
Тёплое молоко коровы, только что надоенное (dhāroṣṇa), - увеличивает силы; оно лёгкое и охлаждающее. Такое молоко подобно нектару. Оно уравновешивает три доша и стимулирует пищеварение. Но, остыв после дойки, оно выводит из равновесия три доша.
Регулярное употребление холодного молока, наряду с другими факторами, может привести к ревматическим заболеваниям; в то время как тёплое, только что надоенное молоко (dhāroṣṇa) не оказывает подобного патологического действия. Коровье молоко полезно, когда оно в состоянии dhāroṣṇa, или когда оно правильно приготовлено. Козье молоко полезно, когда оно остужено после кипячения.
Молоко от коровы чёрного цвета - лучшее по качествам, оно успокаивает три доша. Молоко от коровы кремового цвета успокаивает вата- и питта-доша. Молоко от белой коровы увеличивает капха-доша, и оно более тяжёлое для пищеварения.
Действие молока, принятого в различное время
Молоко полезно принимать, прежде всего, в дневное время. Молоко, принятое в полдень, питает и действует как афродизиак, а также как стимулятор пищеварения, аппетита; оно увеличивает силы, успокаивает капха- и питта-доша; облегчает расстройства мочеиспускания. Молоко, принятое утром, даёт силу, укрепляет тело, поддерживает огонь пищеварения. Молоко, принятое вечером, успокаивает три доша, увеличивает силы у детей, улучшает зрение, стимулирует сперматогенез, лечит истощение и другие болезни. Однако если молоко принято на ночь, то не следует сразу ложиться спать. Если человек спит сразу же после приёма молока, он сокращает продолжительность своей жизни. Также не следует принимать молоко сразу после ужина, иначе оно может не перевариться.
Когда молоко употребляется в комбинации с сахаром, оно увеличивает капха-доша и успокаивает вайу (вата-доша).
Некоторые источники придерживаются мнения, что ночью можно употреблять только молоко. Но это также значит, что молоко в данном случае принимается отдельно от всего, и человек не ложится сразу спать.
Противопоказания
Не следует использовать в пищу молоко, чей цвет и вкус изменились, которое прокисло (но ещё не стало простоквашей) или испортилось. Его нельзя употреблять смешанным с кислым или солёным вкусами, с любыми фруктами, включая бананы (Чарака-самхита Су.26.84: moca payasā saha viruddham - банан с молоком не сочетается), поскольку такое сочетание способно рождать многие недуги, например, тяжёлые кожные заболевания (kuṣtha).
Также не следует употреблять молоко в несовместимых комбинациях (например, с мёдом, так как мёд нельзя употреблять в горячем виде, а молоко - нужно употреблять именно в горячем виде).
Кроме того, молоко не показано при подавленном агни (agnimandya), начинающейся лихорадке (navajvara), амадоша (болезненных состояниях, связанных с накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи) и при других патологических состояниях, чаще всего, капха-этиологии.
Показания
Правильно приготовленное молоко особенно полезно для тех, у кого сильный (и даже патологически сильный) огонь пищеварения, и для тех, кто истощён. Молоко способствует образованию грудного молока у кормящих матерей.
Кроме того, молоко показано при следующих расстройствах: сильная жажда или сильный голод, хроническая лихорадка, потеря сил, кровотечения, отёки, изжога, болезни сердца (только вата-типа и с уравновешенным агни), диарея, травмы груди, расстройства мочеиспускания и др. Однако в большинстве перечисленных патологий молоко - лишь часть рациональной терапии.
Молочная пенка (kṣiīra phena) успокаивает три доша, поскольку обладает качеством лёгкости (laghu) и маслянистости (snigdha); она охлаждает (śīta virya). Она усиливает аппетит, огонь пищеварения и даёт силы. Она полезна при диарее (atisāra), подавленном агни (agnimāndya) и хронической лихорадке (jīrṇajvara). Она лечит колики (śūla), отёки (śopha), амадоша (āmadoṣa), кашель (kāsa) и перемежающиеся лихорадки (viṣama jvara); раны груди (uraḥ sandhāna), икоту (hikkā) и одышку (śvāsa).
Приготовление молока
Молоко, остывшее после дойки, - тяжёлое для пищеварения. Подогретое (вскипячённое) и принятое тёплым/горячим, оно успокаивает (в большей степени) капха- и вата-доша; подогретое и остуженное, - успокаивает питта-доша.
Текст Аштанга Хридайам гласит (Сутрастхана, глава 5):
payo 'bhiṣyandi gurv āmaṃ yuktyā śṛtam ato 'nya-thā || 28 ||
bhaved garīyo 'ti-śṛtaṃ dhāroṣṇam amṛtopamam |
Употребление сырого или неправильно приготовленного молока вызывает избыточную секрецию слизи (и, как следствие, блокировку каналов) и тяжесть.
Текст Маданапала Нигханту (8.83) дополняет:
āmamāmapradaṃ ksīramabhiṣyandakaraṃ guru
Некипячённое молоко (принятое без приготовления) слизеобразующее и тяжёлое [для пищеварения], оно даёт амадоша (эндогенные токсины, рождённые накоплением не должным образом переваренной или не до конца переваренной пищи).
Употребление правильно приготовленного молока вызывает противоположные эффекты. Однако если молоко долго варится, оно становится тяжелее и жирнее, пропорционально испарению.
Парное молоко (dhāroṣṇa) – идеальное молоко, проявляющее только положительные свойства. Если молоко остыло после дойки или постояло, его нужно снова сделать подобным парному. Для этого добавляют немного специй, подходящих для состояния пищеварения и конституции. Это необходимо для того, чтобы противостоять природной тяжести и холоду молока. Затем молоко три раза доводят до начала кипения, но не кипятят. После этого нужно несколько раз перелить молоко с большой высоты из одного сосуда в другой, чтобы насытить его воздухом и тем самым облегчить ещё больше. Молоко должно быть горячим, но не обжигать. При избыточной питта-доша его следует принимать слегка тёплым, немного остуженным. Количество молока подбирается по силе пищеварения – оно не должно вызывать тяжесть во время и после усвоения, или избыток капха-доша. Не рекомендуется повторно разогревать кипячёное молоко.
Бхавапракаша (Пу. 14.10) утверждает:
bālavatsavivatsānāṁ gavāṁ dugdhaṁ tridōṣakr̥t |
Молоко от коров, лишённых телят [например, если телёнок был отнят, потерялся или умер], приводит в избыток [все] три доши.
Молочные продукты
Издавна известно немало продуктов, полученных из молока, и почти все из них сильно отличаются по действию от самого молока. Это говорит о том, что их следует считать самостоятельными продуктами. Текст Аштанга Хридайам, Сутрастхана, глава 5, стихи 29-41, проливает свет на этот вопрос. Обратимся к переводу.
Простокваша, кефир, йогурт и подобные продукты (дадхи)
amlapākarasaṃ grāhi gurūṣṇaṃ dadhi vātajit || 29 ||
medaḥśukrabalaśleṣmapittaraktāgniśophakṛt |
rociṣṇu śastam arucau śītake viṣamajvare || 30 ||
pīnase mūtrakṛcchre ca rūkṣaṃ tu grahaṇīgade |
Дадхи обладает кислым вкусом и кислым випаком, закрепляющим действием (грахи); дадхи тяжёлый, горячий, успокаивает вата-доша, увеличивает жировую ткань, семя, силу, капху, питту и кровь; усиливает огонь пищеварения и создаёт отёки. [Употребление дадхи] усиливает аппетит, устраняет отвращение к еде, лечит перемежающиеся лихорадки, лихорадки с ознобом, ринит (вата-типа), дизурию, и в обезжиренном виде - синдром мальабсорбции.
Чарака в начале 27-й главы Сутрастханы описывает наиболее выраженные действия различных групп продуктов. Для дадхи это - образование отёков (dadhi śophaṁ janayati).
naivādyān niśi naivoṣṇaṃ vasantoṣṇaśaratsu na || 31 ||
nāmudgasūpaṃ nākṣaudraṃ tan nāghṛtasitopalam |
na cānāmalakaṃ nāpi nityaṃ no mandam anyathā || 32 ||
jvarāsṛkpittavīsarpakuṣṭhapāṇḍubhramapradam |
Дадхи не следует употреблять на ночь, особенно не следует употреблять в горячем (нагретом) виде. Также [дадхи] не следует принимать весной, летом и осенью. [Дадхи] не следует употреблять без мёда, гхи, сахара, амалаки или без супа из маша. [Дадхи] не следует употреблять ежедневно или употреблять незрелым (например, состояние, когда молоко скисло, но ещё не стало простоквашей). В противном случае, приём дадхи будет создавать предрасположенность к лихорадкам, кровотечениям, герпесу (или к рожистому воспалению), восемнадцати типам тяжёлых кожных заболеваний (включая псориаз и др.), анемии, головокружению.
Такра
takraṃ laghu kaṣāyāmlaṃ dīpanaṃ kaphavātajit || 33 ||
śophodarārśograhaṇīdoṣamūtragrahārucīḥ |
plīhagulmaghṛtavyāpadgarapāṇḍvāmayāñ jayet || 34 ||
Лёгкая [для пищеварения], вяжущая и кислая на вкус, такра усиливает огонь пищеварения, успокаивает капха- и вата-доша. Она лечит отёки, асцит, геморрой, синдром мальабсорбции, задержку мочи, анорексию, гулма, болезни селезёнки, осложнения в результате неправильного приёма лекарственного гхи, отравления и анемию.
Приготовление такры
Сушрута Самхита (Сутрастхана, глава 45, стих 85):
manthanādipṛthagbhūtasnehamardhodakaṃ ca yat nātisāndradravaṃ takraṃ
Две части дадхи смешиваются с одной частью воды, [смесь] пахтается [мутовкой] до тех пор, пока полностью не отделится масло; [получившаяся жидкость есть] такра, [она не должна быть] ни слишком плотная, ни слишком жидкая.
В современной Индии это основа для приготовления напитка ласси. Однако, по этому поводу есть небольшое замечание (Сушрута-самхита Су. 20.13):
atō'nyānyapi saṁyōgādahitāni vakṣyāmaḥ … kadalīphalaṁ payasā dadhnā takrēṇa vā …
Теперь будут названы различные вредные сочетания [продуктов] … плод банана [не сочетается] с молоком, дадхи или такрой.
Вагбхата подверждает (Аштанга-хридая-самхита, Су. 7.35):
saha virūḍhakam ... phalaṃ kadalyāstakreṇa dadhnā ...
Плод банана несовместим с такрой и дадхи.
Сыворотка (масту; жидкость, отделяющаяся при отстаивании простокваши)
tadvan mastu saraṃ srotaḥśodhi viṣṭambhajil laghu |
Сыворотка обладает теми же качествами, что и такра. Она лёгкая, послабляет, очищает каналы, устраняет запор.
Чарака Самхита утверждает то же самое (Сутрастхана, глава 27):
ślēṣmānilaghnastu maṇḍaḥ srōtōviśōdhanaḥ || 228 ||
Сыворотка успокаивает вата- и капха-доша, очищает каналы.
Сливочное масло (наванита)
navanītaṃ navaṃ vṛṣyaṃ śītaṃ varṇabalāgnikṛt || 35 ||
saṃgrāhi vātapittāsṛkkṣayārśo'rditakāsajit |
kṣīrodbhavaṃ tu saṃgrāhi raktapittākṣirogajit || 36 ||
Сливочное масло, полученное из дадхи, охлаждает и является афродизиаком. Улучшает огонь пищеварения, структуру и цвет кожи, даёт силу. Улучшает кишечное всасывание, успокаивает вата-, питта-доша и благоприятна для крови. Лечит истощение, геморрой, лицевой паралич, кашель. Сливочное масло, полученное напрямую из молока, улучшает кишечное всасывание. Оно успокаивает кровотечения и лечит болезни глаз.
Гхи
śastaṃ dhīsmṛtimedhāgnibalāyuḥśukracakṣuṣām |
bālavṛddhaprajākāntisaukumāryasvarārthinām || 37 ||
kṣatakṣīṇaparīsarpaśastrāgniglapitātmanām |
vātapittaviṣonmādaśoṣālakṣmījvarāpaham || 38 ||
snehānām uttamaṃ śītaṃ vayasaḥ sthāpanaṃ param |
sahasravīryaṃ vidhibhir ghṛtaṃ karmasahasrakṛt || 39 ||
madāpasmāramūrchāyaśiraḥkarṇākṣiyonijān |
purāṇaṃ jayati vyādhīn vraṇaśodhanaropaṇam || 40 ||
Топлёное коровье масло идеально подходит в целях укрепления интеллекта, памяти, благоразумия, метаболизма и силы [сопротивления патологическим началам]. Оно увеличивает качество и продолжительность жизни. Улучшает семя и зрение. Идеально подходит старикам и детям, а также желающим [здорового] потомства, красоты, юности и приятного голоса. Лечит истощённость после [психических и физических] травм. Помогает при рожистом воспалении и герпесе, при истощении после хирургических вмешательств (вариант: колотых ран), прижиганий (вариант: ожогов). Лечит болезни вата и питта, отравления, безумие, сухотку, неудачливость (вариант: болезни, рождённые нуждой) и лихорадку. Гхи – наилучшее среди всех масел. Оно охлаждает. Является лучшим средством для сдерживания старения. Будучи приготовленным [разными способами с разными субстанциями] в форме гхриты, обладает неисчислимыми [целебными] силами и способно лечить тысячи болезней. Старое гхи [возрастом десяти лет и более] лечит алкогольную и наркотическую интоксикацию, эпилепсию, головокружения с обмороками, болезни головы, ушей, глаз и женские болезни. Оно очищает и заживляет язвы и раны.
Другие молочные продукты
В Аюрведа-шастрах описываются качества и таких молочных продуктов, как сливки (сара, сантаника), недозревшая простокваша (мандака), сыр, панир, творог (килата); обезжиренный сыр, полученный из такра (такра-пинда); молозиво (пийуша, молоко коровы в течение 7 дней после отёла); молоко во вторую и третью неделю после отёла (мората); свернувшееся молоко, при варке которого добавили такра или дадхи (курчика); не подвергавшееся термической обработке, скисшее от добавления простокваши молоко (кшира-щака) и другие продукты.
Согласно Чарака Самхите, Сутрастхана, глава 27:
tridōṣaṁ mandakaṁ ... | 228 |
...pīyūṣō mōraṭaṁ ca-iva kilāṭā vi-vidhāśca yē || 234 ||
dīptāgnīnāmanidrāṇāṁ sarva ēva sukhapradāḥ |
guravas-tarpaṇā vr̥ṣyā br̥ṁhaṇāḥ pavana-apahāḥ || 235 ||
viśadā guravō rūkṣā grāhiṇas-takrapiṇḍakāḥ |
Недозревшая простокваша выводит все три доша из равновесия... Молозиво, молоко во вторую и третью неделю после отёла, сыр, панир, творог - помогают всем тем, у кого патологически сильный огонь пищеварения, и тем, кто страдает бессонницей. Это тяжёлые, сытные, питающие телесные ткани и семя, продукты; они успокаивают вата-доша. Обезжиренный сыр (полученный из такра) является афродизиаком; это тяжёлый для пищеварения продукт, обладающий очищающим от слизи, сушащим, закрепляющим действием.
Согласно Бхавапракаша (1.14.):
santānikāguruḥ śītā vṛṣyā pittāsravātanut |
tarpaṇī bṛṃhaṇī snigdhā balāsabalaśukralā || 35 ||
Сантаника тяжёлая [для пищеварения], жирная, охлаждающая; устраняет патологии питта-доша, вата-доша и крови (ракта); питает и насыщает тело, даёт силы и является афродизиаком.
Речь о свежем слое сливок, снятом с поверхности вскипячёного молока.
Определение курчика и килата можно встретить в комментариях Чакрапанидатты на Чарака Самхиту, Сутрастхана, 5.10-11:
kūrcikaḥ kṣīreṇa samaṃ dadhi takraṃ vā pakvaṃ; kilāṭaḥ kūrcikapiṇḍaḥ
Курчика есть свернувшееся молоко, при варке которого добавили такра или дадхи. Килата (сыр, панир, творог) есть твёрдая масса, отжатая от курчика.
В этой шлоке у Чараки говорится, что эти продукты - курчика, килата (сыр, панир, творог) и дадхи - не подходят для ежедневного употребления:
kūrcikāṁśca kilāṭāṁśca ... dadhi na śīlayēt || 11 ||
Это же подтверждает Вагбхата, описывая действие килата, пийуша, морана и подобные продукты в пятой главе Сутрастханы:
balyāḥ kilāṭa-pīyūṣa-kūrcikā-moraṇādayaḥ|
śukranidrākaphakarā viṣṭambhigurudoṣalāḥ || 41 ||
Килата, пийуша, курчика, морана и подобные продукты дают силу, увеличивают семя, капху и побуждают ко сну, они тяжёлые [для пищеварения], вызывают обструкцию каналов и запор, а также выводят все три доша из равновесия.
Молочные продукты и практика йоги
В целом, Хатха-йога-прадипика рекомендует практикующим йогу употребление молочных продуктов в пищу, но при этом не рекомендует употреблять дадхи и такру:
dadhitakra … apathyamāhuḥ ॥
В заключение следует отметить, что к употреблению молочных продуктов следует подходить разумно, поскольку даже здоровому человеку полезно употреблять ежедневно лишь некоторые из них (например, молоко, гхи). Молочные продукты будут поддерживать здоровье только при правильном приёме с учётом не только их качеств и действия, но и индивидуальных характеристик личности - конституционального типа, силы огня пищеварения, викрити, а также времени и места приёма, текущего сезона и многого другого.
Сайт и форум по Аюрведе www.ayurvedika.ru