Главная / Публикации / №9 Декабрь 2013 / Интервью с Тао Пошон-Линч: "Все двери откроются перед вами"

Интервью с Тао Пошон-Линч: "Все двери откроются перед вами"

Тао Пошон-Линч (95 лет), одна из старейших учителей йоги в мире, практикует уже более 70 лет и преподает в Индии, Франции и США более 45 лет.

Она была свидетелем многих исторических событий как в Индии, так в Европе и Америке. Немного осталось таких людей. Тао одна из них.

До преподавания йоги Тао сделала карьеру в кинематографе. Она была актрисой в Англии, Франции и США в 40-х и 50-х годах. Тао написала несколько сценариев и делала документальные фильмы в 60–х и 70-х годах.

Тао — живая реклама того, как можно реализовать свой потенциал. Она уникальна в своей способности преодолевать последствия старения тела и ума в гармонии с принципами йоги. Философия Тао: «Нет ничего, что мы не способны сделать, используя нашу внутреннюю силу».

Помимо йоги, Тао также страстно увлекается танцами и является победителем нескольких мировых чемпионатов.

Интервью с Тао Пошон-Линч

В: Практика йоги и повседневная жизнь, взаимосвязаны они или нет?

О: По-моему, практика йоги похожа на восход солнца над горизонтом. Это открытие новых истоков, начал жизни, как для природы, так и для человека. Тонкая энергия «дыхания жизни» позволяет этой «внутренней энергии» уничтожить тьму страха и затем осветить наш ум и тело рассветом. Дыша, мы ощущаем красоту природы, растворенную в нас. Мы соприкасаемся с этой внутренней энергией и чудом окружающей жизни, когда она течет сквозь вселенную. Как заря, приветствующая лучи солнца, мы открываем дверь и обнаруживаем чистоту нового дня. Чудо знания того, что эта сила за каждой мыслью и действием, заставляет нас осознавать, что нет ничего невозможного.

Йога как лестница, лестница жизни, она внутри вашего тела. Все элементы представлены чакрами в нашем теле. Тело создано из элемента земля. Когда мы умираем, мы возвращаемся обратно в землю. Следующий шаг — вода. Вода — это кровь земли. Без воды все умирает внутри нас. Третий — огонь. Огонь означает жар солнца, излучаемый нами, все хорошие вещи в жизни. Я называю место огня в моем теле моей электростанцией, потому что если огонь не горит, ничто не работает внутри. Все движения моего тела начинаются оттуда. Четвертый элемент – воздух. Без воздуха мы не можем дышать. Если вы думаете, что занимаетесь йогой, но не контролируете свое дыхание, то вы занимаетесь, чем угодно, но только не йогой. Без должного дыхания вы как в тюрьме, но если вы погрузитесь в себя, то почувствуете воздух, путешествующий сквозь вас и движущийся внутри всех частей вашего тела. Это разбудит вас. Я чувствую, что йога приносит много пользы моему телу. Последняя ступень — эфир, его невозможно описать. Эфир — это создатель ветра, он движет облака. Вы не можете видеть ветер, но вы видите результат его действий. Из этих элементов мы и состоим. И двигаясь выше, вверх к голове, мы очищаем наш ум и тело.

Йога - это дорога, ведущая нас к тому, что дремлет в нас. Она всегда была моим навигатором на пути к достижениям.

В: Кто такие йоги? Что отличает йога от просто человека?

О: Йог хочет знать о том, кто он и зачем он здесь, на земле, и ищет ответы на эти вопросы внутри себя. Если, просыпаясь утром, мы начнем думать обо всем, что может пойти не так, то именно это мы и материализуем. Проснувшись и встав с кровати, взглянув в окно и увидев природу, можно почувствовать эту энергию природы внутри нас и понять, что сегодня для нас нет ничего невозможного. Все задуманное воплотится. В этом помогает йога. Мы все на этом пути. Йог находится на пути к ответу на вопрос о том, что есть жизнь, и он может воплотить все, что поместит в свой ум. Если просыпаясь утром, вы думаете обо всех проблемах, которые могут у вас возникнуть, то жизнь станет пыткой. Вы будете нести бремя мыслей, которые обычно не материализуются. Слово «йога» произошло от санскритского корня «yuj», который означает «объединение». И когда мы практикуем йогу, то мы объединяем тело, ум и душу. Все, что объединяет их, и есть йога, дыхание жизни. Она открывает новый день, полный возможностей.

У меня есть одна история. Когда-то я вела занятия в группе, в которую ходили люди, вернувшиеся с войны, им было трудно жить в семье, заниматься обычной работой. Когда я первый раз пришла в эту группу, то в зале было 90 человек. И там был смешной мужчина невысокого роста, который подошел ко мне и сказал: «Я пришел не заниматься йогой, а посмотреть на вас». Я сказала: «Как это вы пришли не заниматься йогой?». Он ответил: «Мне 72 года. И я не могу заниматься йогой! Я не могу выполнять все эти движения. Никогда не мог делать ничего подобно!».

А я возразила: «Почему это вы не можете этого сделать? Конечно, вы можете!» Я помогла ему встать в позу танцора, и он скакал по залу, спрашивая присутствующих, видели ли они, что он только что сделал, и все вокруг смеялись. «Я никогда не мог сделать ничего подобного в своей жизни! Даже когда был молод!». Я не знала, плакать мне или смеяться. Он был так горд собой, ему удалось удержать ногу в таком положении, которое он считал для себя невозможным.

У меня есть еще одна история, она мне очень дорога. Я обучала детей, которые занимались кунг-фу, чтобы иметь возможность защитить себя от насилия. Там было две группы: одна — от 3 до 6 лет и другая — от 7 до 12 лет. После занятий они всегда хотели еще немного поговорить со мной, и для этого мы усаживались на полу. Они спрашивали меня обо всем на свете. Одна маленькая девочка спросила меня: «Тао, что ты собираешься делать, когда выйдешь на пенсию?». Я ответила: «Я не собираюсь выходить на пенсию». Она сказала: «Хорошо, но что ты будешь делать, когда закончишь здесь?». «Я собираюсь кружиться в танце до следующей планеты». И она сказала: «В этом есть смысл. Мы уже отправили человека на Луну, и к тому времени, когда мне будет столько же лет столько и тебе, Тао, все звезды будут заселены людьми, и я тоже смогу побывать на одной из них». Разве это не прекрасно? Я полагаю, что мы можем научить детей отличать плохое и хорошее, научить их, вместо загрязнения мира мусором и плохими мыслями, находить общее с окружающими. Мы продолжаем рыть дыры в земле, выкачивать из них нефть, доставать все, что можно из земли и заполнять ее мусором. Сегодня мы даже бурим скважины в океане, что убивает рыб. Мы забираем из земли все и заполняем ее мусором.

В: Кто ваши учителя?

О: В самом начале меня никто не учил. Вначале я увидела детей на пляже и подумала, что это некая новая игра, типа футбола. Увиденное показалось мне очень интересным, и я решила, что тоже могу делать так. Но моя тетя сказала, что это не женское дело. Но я не согласилась с ней, ведь если мальчики делают это, то и я тоже могу. Так я начала практиковать, но я не знала, чем я занимаюсь. Мне просто было очень интересно. Позднее, когда я была в Голливуде, я встретила Индру Деви, которая была знакома с моим дядей. Она приехала в Голливуд и, увидев меня, спросила: «Почему ты не преподаешь йогу?». Я ответила, что не достаточно знаю. Она ответила: «Немыслимо! Ты знаешь все. Ты должна учить йоге». Я начала учить друзей, других актрис, и так началась моя карьера учителя йоги. Я продолжала возвращаться во Францию и в Индию. Каждый раз, бывая в Индии, я училась йоге. В очередной раз приехав в Индию в 1958 году, я услышала о Б. К. С. Айенгаре. Но мне сказали, что он учит только мужчин. Еще две женщины вместе со мной стали ходить на его занятия, а все остальные были мужчинами. Каждый год я возвращалась в Индию специально для того, чтобы месяц практиковать с Айенгаром. Я приезжала на протяжении 17 лет и мне нравилась его техника, но я хотела знать больше. Я уже слышала о Махарадже Майсура, где Айенгар учился с Паттабхи Джойсом и их учителем Кришнамачарьей. Я стала учиться у Паттабхи Джойса. Он был строгий и мягкий одновременно. Он уделял много внимания дыханию. С ним я научилась дышать. Это было потрясающе. Вдохновленная я вернулась в Америку и начала учить дыханию там. В свое следующие путешествие я пригласила многих своих студентов и представила их Паттабхи Джойсу. Его тело светилось, как у младенца. Он говорил мало, но все, произнесенное им, было важно. Одна из моих учениц захотела быть сертифицированной им и поехала в Индию. Она была там месяц, изучала дыхание. Он подчеркивал, что до того, как вы начнете заниматься йогой, вы должны научиться дышать.

В: Как получилось, что у Кришнамачарьи есть несколько знаменитых учеников, но их практики так сильно отличаются?

О: По-моему, это естественно. Мы открываем много способов заниматься йогой. Кришнамачарья и Паттабхи Джойс нашли некоторые старинные тексты, и подошли к йоге с позиции дыхания, а Айенгар стал известен как мастер техники. Он также стал известен благодаря пропсам, используемым в его практике для отстройки поз.

Не все ваши студенты одинаковы сложены. Если вы учитель, вы не можете всем ученикам давать одни и те же указания, потому что мы все устроены по-разному. Например, у меня маленькое тело и длинные ноги. У меня также узкие плечи. У некоторых людей длинные руки и у многих длинные тела. И вы не можете просить их делать одно и то же. Вы должны посмотреть на каждого и увидеть, что вы можете сделать, чтобы помочь им встать в позу. Иногда люди приходят на мой урок и говорят, что они не могут делать определенные вещи, и в конце урока они счастливы, когда я помогаю им сделать то, что раньше они не могли. Даже если всего два человека узнают о себе что-то новое после моего занятия, то это уже принесет мне радость. Когда люди задают мне вопросы, я на самом деле многому учусь у них, у моих учеников. Я сертифицировала порядка 3 000 преподавателей йоги. И я стремилась к тому, чтобы они уловили не только смысл йоги, но и научились быть сострадательными к окружающим. Йога — это открытие того, что нет ничего невозможного в жизни. Вся сила вселенной находится прямо внутри нас.

В: Тао Пошон-Линч, это ваше настоящее имя?

О: Мое полное имя Андре Тао Пошон. Тао означает «энергия природы». Когда я вышла замуж, мой агент не захотел, чтобы я меняла свою фамилию Пошон, и поскольку почти все называли меня просто Тао, то я стала Тао Пошон-Линч, добавив фамилию моего мужа. На моих водительских правах написано Тао А. Линч, потому что мое полное имя слишком длинное. Все всегда называли меня просто Тао.

В: Йога была создана мужчинами для мужчин. Нужно ли ее адаптировать для женщин?

О: Когда я впервые оказалась у Айенгара, помимо нас троих, все остальные были мужчинами, 90 мужчин в комнате. Пять лет спустя там были в основном женщины. Сейчас мужчины возвращаются к практике йоги, даже такие люди как футболисты и бейсболисты. И это хорошо, потому что многие мужчины обладают жесткими телами.

В: Так все же о женщинах: хорошо ли это для них? Или все-таки нужно немного адаптировать практику?

О: Это полезно и женщинам. Тело женщины, пройдя через беременность и роды, изменяется, некоторые органы растягиваются. И если ничего не делать, чтобы вернуть им прежнюю форму, тело станет немного неряшливым. Йога помогает восстановить тело.

Вы знает Ганди, Махатму Ганди? Я была знакома с ним. Он говорил, что мужчина имеет видение, цель, но женщина привносит это видение в жизнь. И он часто говорил о том, что женщина должна иметь такую же свободу, как и мужчина.

Для меня нет разницы между мужчиной и женщиной. Внутри всех нас одинаковая энергия — дыхание жизни.

В: Как же это работает? Выглядит довольно просто: поднимите руки, сделайте вдох, но что происходит на самом деле?

О: Древние китайцы говорили, что движение энергии в теле начинается из подъемов стоп, из рук и из головы. Энергия, как сок дерева, движется снизу вверх по всему телу. Это тропа жизни через все тело, открывающая двери внутри вас.

В: Вы имеете в виду, что асаны и пранаямы очищают нади, энергетические каналы нашего тела?

О: На Западе мы привыкли пить таблетки. Западная медицина не признает таких понятий как энергетические каналы. Западная медицина всегда готова предложить все новые и новые таблетки от этого, того и другого. Мой доктор, он также и мой друг, просил меня прийти на диагностику. Я спросила: «Зачем? Мне не нужна диагностика. Я в порядке». Он ответил, что каждый должен регулярно проводить обследование, а я не проводила ни одного уже три года. Тогда я согласилась, потому что он такой милый, мой доктор. Но я его предупредила, что если он найдет что-то нехорошее, то не станет мне об этом говорить, а если хорошее, то может говорить сколько угодно.

В: То есть мы делаем все эти вытяжения, чтобы сделать свои тела мягче, расслабленнее, как бы разглаживая мышцы?

О: Да. Когда мы ощущаем энергию внутри себя, то это как если бы весна распустила цветы после скучной зимы. После сумрачной зимы, весна пробивается с обновляющим цветением. Позвольте солнцу войти внутрь вас, помочь цветам расцвести внутри вас. Природа показывает нам, что времена года сменяют друг друга и всегда наступает новая весна. Переставая быть ленивыми, мы насыщаем каждую клетку нашего тела новой энергией. Так я никогда не практикую йогу без улыбки на лице и покоя в уме.

В: Для чего существуют сложные асаны, которые кажутся уместными на арене цирка?

О: Ни для чего. Для того чтобы пробудить энергию в теле, некоторые люди любят делать энергичные асаны, которые помогают укрепить их тело. Того же эффекта можно достичь, выполняя и простые асаны. Я лично не люблю силовую йогу со всеми этими «прыг-скок». Я начинаю с дыхания и хочу, чтобы мои ученики учились сначала дышать, так как это поможет им стать легче. Многих травм можно избежать, если не пытаться силой войти в ту или иную асану. Если ученик не слышит свой внутренний голос и не использует энергию корректно, будут возникать проблемы. Один из самых потрясающих людей — Дэвид Свенсон, мой хороший друг. На первый взгляд, он кажется обычным человеком. Но он может без страха сесть на шпагат между двух скал, под ним будет бурлить океан, и жизненная сила будет удерживать его в асане.

В: Когда человек начинает практиковать йогу и решает погрузиться глубже, обычно изучение философии йоги начинается с ямы и ниямы. Одна из ям, брахмачарья, вызывает так много вопросов, что я не могу не спросить вас о ней. Можно ли совмещать практику йоги и быть семейным человеком?

О: Да, я думаю, вы можете, точно можете. Полагаю, что это делает людей ближе друг к другу, потому что они находятся на одном пути.

В: То есть брахмачарья — это не о сексе или воздержании?

О: Нет. Тантрическая йога создала многие пары. То единение, что мы чувствуем внутри и вовне нас — это любовь создателя.

В: Что нужно делать, чтобы быть счастливым?

О: Всего лишь наблюдать за природой. Наблюдать за животными.

В: Вы очень красивая женщина.

О: Мне кажется, я выгляжу немного потрепанной, потому что была в дороге два дня.

В: Поделитесь, пожалуйста, своими секретами красоты с нашими читательницами.

О: У меня их нет. Я никогда не знала, как сделать макияж, потому что в Голливуде всегда были визажисты.

В: Чтобы вы пожелали нашим читателям?

О: Я бы им сказала только одно — завтра никогда не приходит. Одна минута после полуночи уже сегодня. Знайте, что если это хорошее, то оно обязательно случится. Не позволяйте чему бы то ни было плохому случаться в ваших мыслях. Думайте о красоте, например, о подснежниках. Этот крошечный цветок пробивается через снег и лед, и у каждого из нас есть подобная красота внутри. Вдохните и знайте, что вы превращаетесь в самое прекрасное существо во всей вселенной, создателя жизни, и все двери откроются перед вами.