Главная / Публикации / №5 Апрель 2012 / Дживамукти йога. "Состояние, когда больше нечего желать"

Дживамукти йога. "Состояние, когда больше нечего желать"

Дживамукти значит «освобождение при жизни». Этот современный стиль йоги зародился в 1984 в одной из наиболее популярных йога студий в Нью Йорке. Основатели этой школы Дэвид Лайф и Шэрон Геннон взяли за основу своего направления Аштанга йогу, которой обучались у Паттабхи Джойса, а также духовные постулаты древних индийских сутр. Особенное внимание Дэвид и Шэрон уделяют внедрению йогической философии в повседневную жизнь. Больше кого-либо они подчеркивают важность следования принципу ненасилия, Ахимсы, поэтому веганская диета здесь - неотъемлемая часть практики.

В этом интервью Шэрон и Дэвид рассказывают о счастье, целях йогической практики, искусстве. Они делятся своим пониманием Дхармы преподавателя йоги, а также затрагивают другие интересные философские аспекты практики йоги. Читайте с удовольствием!

Интервью с Шэрон Гэннон и Дэвидом Лайфом

В основном мы с вами будем беседовать о йоге, но для начала давайте немного поговорим об искусстве. Нравится ли вам искусство? Кто именно из художников, музыкантов вам нравится?

Шэрон: Я высоко ценю все формы искусства. Если говорить о конкретных художниках, то мне нравятся английские Пре-Рафаэлиты которые жили в середине 1800гг. Особенно Данте Габриэль Розетти, Вильям Моррис, Эдвард Берн Джонс. Также мне очень нравится французский символист Оделон Рэдон, и мистический русский гений Марк Шагалл. Их картины прекрасны, полны звучания, мистики и гармонии, они символичны и аллегоричны. Я люблю картины, которые уносят меня в другие измерения, говорят со мной языком красоты, раскрывают мой потенциал. Дэвид и я сами пишем картины и находим в этом занятии огромное удовольствие.

Дэвид: Для начала нам нужно определить, что является искусством и кого можно назвать «художник». Настоящее искусство должно переносить нас в возвышенные сферы, ранее не доступные, а затем безопасно возвращать обратно, но с уже расширенными рамками восприятия. Что же тут может не нравиться? Что касается самих художников - это вопрос личностей и образа жизни. Мои предпочтения в этой области очень обширны - от средневековых представителей, до всевозможных современных. Хорошие художники формируют социальные движения, развивая критическое мышление и радикальные перемены в нашем видении и восприятии мира.

Вы долгое время занимаетесь музыкой. Какая музыка вам больше нравится? 

Шэрон: Я люблю музыку, которая будит во мне глубокие чувства, играет на струнах моей души и сердца, приближает меня к Божественному. У меня очень разнообразные предпочтения, и так много любимых музыкантов, что всех не перечесть. Среди них хочется отметить Бетховена, Моцарта, Франца Листа, Дмитрия Шостаковича, Стюарта Демпстера, Джона Зорна, Билла Ласвела, Джона и Элис Кольтран, Боба Дилана, Марка Болана, Джорджа Харрисона, Джона Леннона, Пола Маккартни, Ринго Старр, Стинга, Даниэл Ланои, Ван Моррисона, Роберта Вьятта, Артура Ли, Джимми Хэндрикса, Стиви Винвуда, Робина Вильямсона, Майка Херона, Нико, Лу Рида, Лаури Андэрсон, Джэффа Баклей, Джай Уттала, Кришна Даса, Шьямдаса, Дэву Премал и Митена, Донна дэ Лори, Си Си Вайт, Николь Ренауд, Пол МакМахона, Лаараджи, Моби и Майкла Франти. К сожалению этот список невозможно перечислить полностью - я очень многие важные имена выпускаю.

Дэвид: Я обычно выбираю музыку, исходя из того, что именно улучшит мое состояние в настоящий момент, либо состояние людей, которые пришли на йогу. Свами Сатчитананда сказал, что музыка «способна созидать и разрушать». Музыка способна разрушить оковы тамаса, развить чувство умиротворения и подвигнуть к действиям. То о чем мы на самом деле говорим - это сила звука. Звук, или вибрация - континуум мироздания и основа для обновления, вдохновения и открытий.

Что вы думаете про различные подходы к искусству на Востоке (где искусство более традиционно, есть следование определенной традиции) и на Западе (где новые школы и направления возникают каждый день)?

Шэрон: Любой художник или музыкант формируют свой уникальный подход к искусству, иначе - не возможно. В целом же может показаться, что западные мастера более склонны к самовыражению и стремятся к признанию. На востоке все еще есть те, кто через искусство стремятся выразить Божественное, а не получить признание за «свой труд». В моем понимании, цель искусства - поднять сознание человечества на более высокий уровень. Большая часть современного, и в особенности западного искусства, которое мы видим, творится не для этой цели. Вместо нее художники пытаются выразить свой гнев и недовольство жизнью. Исходя из этого, можно утверждать, что восточный подход к искусству более универсальный и утонченный, а на западе перевешивает тенденция самовыражения и вульгарности, и совсем мало утонченности.

Дэвид: Различные художники и музыканты удовлетворяют различные потребности разных людей. Художник Тангка и художник граффити оба творят каждый в своем уникальном контексте. Но при этом есть нечто общее в завораживающих картинах тангка и ошеломляющих граффити. Общий элемент здесь - ощущение, что то, на что ты смотришь - больше чем просто сумма своих составляющих, волшебное творение усматривается между мазками, нотами, геометрическими наслоениями.

Подобная тенденция наблюдается и в йоге: с одной стороны - строгая передача техник от Гуру ученикам, с другой - авторские школы на западе, возникающие как грибы после дождя. Что вы думаете об этой тенденции? Считаете ли, что новые школы более эффективны или в чем-то лучше классических, традиционных школ йоги?

Шэрон: Я в данном случае повторю то, что мастер Патанджали пишет в своей первой сутре: Athayoganusasanam PYS I.1. СЕЙЧАС - это йога. Йоге предначертано быть живой традицией. Она должна соответствовать нашим жизням в настоящий момент. Это не какая-то архаичная запыленная вещица из прошлого, йога жива и полна смысла в настоящий момент. Я полностью погружена в Классическую йогу, в ней для меня достаточно вдохновения на всю оставшуюся жизнь. У меня нету желания изобретать йогу заново. Но у меня огромное желание исследовать ее поглубже, испытать ее загадки и найти в ней соответствие современному миру.

Дэвид: У всех есть учителя (Гуру) в их жизни. Я не встретил еще ни одного человека, который бы сам себя создал без чьего-либо влияния со стороны. Одни предпочитают отдавать дань почтения своим учителям, другие - игнорировать их. Считается, что каждый ищущий проходит через три этапа: 1) находит учителя, 2) учится любить учителя, 3) покидает учителя. Если посмотреть на мир вокруг, мы обнаружим людей находящихся на всех этих этапах. Мы увидим людей, которые все еще в поиске, тех, кто уже нашел, а также тех, кто строит нечто свое на фундаменте, заложенном их учителем. Довольно странно, что «ученик» в йоге может стать «учителем» йоги находясь на любом из этих этапов развития. Так, вы найдете «учителей», которые все еще в поиске своего учителя, «учителей», которые нашли и учатся, и «учителей», которые открыли голос того, кто учил их учителя.

Среди некоторых йогов бытует мнение, что йогу должен практиковать лишь тот, кто не может не практиковать. А те, кто способен воздержаться от практики, лучше пускай держатся от нее подальше. Считаете ли вы, что йога - это полезно абсолютно для всех, или же она предназначена для определенного типа людей?

Шэрон: Я согласна с тем, что йога - не для всех. Также я не считаю, что преподаватель йоги должен кого-либо убеждать в том, что им необходимо заниматься йогой. Не нужно обращать людей в йогу. Только те, у кого родился искренний интерес к этой практике, длжны посвящать ей свое время. Искренность интереса вот мой критерий того, что человеку нужна йога.

Дэвид: Никто не должен тратить даже незначительную часть своей жизни на то, во что не готов вкладываться на все сто. И никто из нас не должен принуждать кого-то делать то, что ему не по душе. Согласно Хатхайогапрадипике, йога не эффективна для тех, у кого нестабильный ум, кто переедает, нерешителен, склонен к перенапряжению, разговорчив, строго следует правилам. Йога эффективна для неординарных избирательных энтузиастов, наделенных упорством, непоколебимой верой и отвагой.

Как вы пришли к пониманию того, что йога - ваш жизненный путь?

Шэрон: Практика подарила мне счастье и принятие себя со всеми недостатками. Затем я осознала, что страстно увлеклась йогой.

Дэвид: А я вот пока не пришел к такому однозначному пониманию. Только говоря о настоящем моменте можно с уверенностью утверждать, что знаешь, на каком пути находишься. Например, в данный момент я говорю с вами. Это путь внутренней рефлексии и проговаривания своего сложного мыслительного процесса. Йогический ли это путь? Мне пришла мысль, что это так, но эта мысль промелькнула и тут же стала историей, прошлым.

На протяжение многих лет практики, что для вас было, есть целью йоги? Менялась ли эта цель со временем? С какими препятствиями, сложностями вы сталкивались на своем пути йоги?

Шэрон: На протяжение всего времени целью моей практики было просветление посредством йоги. Через практики йоги ко мне пришло понимание того, как я сама сдерживаю свое просветление - свое счастье. Благодаря практике я стала проще воспринимать себя и принимать себя такой, какая я есть - с моими кармическими склонностями и многими самоограничениями.

Дэвид: Для меня путь йоги - путь наибольшего сопротивления. Моя основная ежедневная задача - сталкиваться лицом к лицу с наиболее сложным аспектом проживания данного момента. Только так жизнь можно прожить сполна. Я не жду «выходных». Каждый день сталкиваешься с какой-то проблемой, которая бросает тебе вызов, но в этом то и суть. Смысл не в том, чтобы их «преодолеть», а в том, чтобы найти корни этих трудностей.

Вы дали своему направлению название «Дживамукти йога», обозначающему живи освобожденным. Освобожденным ОТ чего и ДЛЯ чего именно? Можете ли о себе сказать, что уже достигли этого освобождения? Какие «симптомы» такого освобождения?

Шэрон: Я не стану утверждать, что достигла освобождения, скорее я время от времени переживаю некоторые проявления освобождения, как например: легкость бытия - принятие моих личных недостатков и при этом ощущение радости и благодарности за предоставленную мне возможность быть доброй по отношению к другим, вносить вклад в развитие окружающих меня людей.

Дэвид: Джива - индивидуальная душа, есть мукти - освобожденная от разделения с чем-либо. Состояние, в котором больше нечего желать, называется Йога. Состояние, когда ты ощущаешь себя дома, где бы ты ни был - это йога. Когда достигаешь единства с дикой природой, становишься йогом. Здесь нет понятия достигнуть или получить, также тут нечего терять. Что нам на самом деле необходимо - это вспомнить, кто мы есть на самом деле (и я могу утверждать, что во мне есть слабое воспоминание об этом).

Можете ли вы назвать себя религиозными людьми? Как йога и религия сочетаются для вас?

Шэрон: Я считаю себя духовным человеком - который старается приблизиться к Богу. Я хочу быть инструментом исполнения Божьей воли. Я не считаю себя в праве судить и критиковать религиозные воззрения или духовные практики других людей, да и не вижу никакой пользы в этом. Вместо этого я предполагаю, что каждый старается как может, и я в свою очередь прилагаю все усилия чтобы уважать увлечения и верования других.

Дэвид: Единственный, связанный с Богом термин в Йогасутре (текст по философии Йоги) - Ишвара. Это слово можно перевести как бог, мастер, любимый или гуру. Это понятие абсолютно а-сектантское. Йога - это объединяющая сила в мире сектантских конфликтов и стратегий. К сожалению для йоги, она попала между молотом и наковальней. С одной стороны, ее критикуют в том, что это религия, с другой - религии ее объявляют еретичной. В большинстве случаев эта критика возникает от непонимания и незнания йоги. Государство правомерно видит в йоге угрозу, поскольку она делает людей сильными и, в конечном счете, общество в целом тоже становится сильнее.

Вы часто утверждаете, что для практикующего необходимо воспринимать окружающих людей богоподобными существами. Это не так то просто. Как вы преодолеваете присущую людям привычку судить других в понятиях «хороший», «плохой»?

Шэрон: Концепция шуньята, или, как чаще встречается, «пустоты» - фундаментальный принцип йоги. Если говорить очень упрощенно, пустота значит, что каждый, кого встречаешь на своем пути, берет начало в тебе. Люди не приходят откуда-то к тебе, на самом деле нет такого явления как где-то там. Реальность, в которой каждый себя находит, определяется нашими собственными прошлыми поступками. Как мы относились к другим, определяет то, как другие относятся к нам; то, как к нам относятся, влияет на наше самовосприятие; а то, как мы себя воспринимаем, определяет, кем мы становимся. Когда удается это понять, даже на интеллектуальном уровне, жизнь становится намного более интересной. Начинаешь чувствовать, что управляешь собственной кармой, что твоя судьба в твоих руках. Больше не можешь играть невинную жертву, и это приносит огромное освобождение и облегчение. Так что, если принять идею, что другие - всего лишь отражения тебя самого, почему бы не начать видеть в них лучшую из сторон?

Дэвид: Преодоление обычных человеческих привычек - наша практика. Начнем хотябы с дыхания - большинство делают это по привычке, бессознательно. Йоги же привносят осознанность во все совершаемые действия, начиная с дыхания. Тут даже идея не в отношении людей друг к другу, а гораздо более глубокий вопрос. Довольно просто рассмотреть позитив в том, кто на тебя похож, говорит и выглядит похоже. Но что, если этот «другой» не похож на тебя. Будучи йогами, мы стремимся добраться до сути возникновения страданий. Наше отчуждение от мира природы, тенденция к самоизоляции, выделении себя в качестве отдельного особенного вида в мире природы - все это корни нашего бессердечного отношения друг к другу, причиняющего страдания. Мы пытаемся испытать свою принадлежность к божественному через любое существо вокруг нас, будь то сущность горы, сущность дерева, крылатое существо или с плавниками, все мы дышим одним воздухом.

Меняет ли практика йоги человека, или же он просто меняется под воздействием своего жизненного опыта?

Шэрон: Теория - это начало пути, и она может служить направляющим принципом на чьем-либо жизненном пути, но только погрузившись в практику, возможно собрать плоды теории. Через практику ты на опыте познаешь правду, которая скрывается в теории.

Дэвид: Я не чувствую себя в этой области специалистом, чтобы говорить о развитии или изменениях личности. Моя личность с годами претерпела значительных изменений, и очень сложно разграничить влияние различных факторов, как взросление, отношения, многие другие влияния, которые испытываешь в процессе жизни. Жизнь в йоге способствует усилению или ускорению всех событий. Возможно, под воздействием йоги, влияние этих событий становится для нас еще более поучительным.

Исходя из вашего личного понимания, что такое Эго? Верите ли вы в то, что эго нужно уничтожить или сдерживать? Довольно часто приходится наблюдать людей, которых в практике йоги стимулирует именно их эго (желание быть самыми гибкими или сильными в группе). Вы пытаетесь влиять на такое отношение среди своих учеников, как именно?

Шэрон: В английском слово «эго» относится к личности человека. Чтобы идентифицировать себя с эго, нужно увидеть себя отдельным от других. Целью же йоги является растворение различий и восприятие целостности всего живого. Но этого невозможно достичь, разрушая свое или чужое эго. Только любовь способна растопить ограничения, создаваемые иллюзией разъединенности. Что касается того, пытаюсь ли я поменять чье-либо отношение - у меня нет намерения менять других. Я стараюсь менять себя, изменяя свое отношение к другим. Я хочу видеть в других святых существ.

Дэвид: Эго - это тот, кем ты себя воспринимаешь. Это не мое личное мнение, а то как этот термин используют. Развитие собственного эго - необходимая составляющая детского становления, и в то же время - настоящее проклятие для взрослых людей, которые тратят всю жизнь, поддерживая и обороняя эту конструкцию детства. Эго - это и благословение и проклятие в одном. В одних случаях оно выручает, в других же - абсолютно бесполезно. Я говорю людям, когда они предлагают плохо, неправильно сформированное эго Космическому Сознанию, Космическое Сознание откажется со словами: «Пока не очень интересное зрелище...возвращайся и поработай ка над ним еще.» Затем, после массы приложенных усилий, когда твое эго хорошо выполняет свою функцию, когда люди уделяют тебе внимание, прислушиваются к тебе, делают, что ты говоришь, тогда тебе уже не хочется расставаться со своим эго, вот именно тогда и следует это сделать!

Какова роль взаимоотношений между мужчиной и женщиной в практике йоги?

Дэвид: Идеал йоги - идеальный баланс мужского/ женского, солнца/ луны, инь/ янь, ха/ тха, верха/ низа, левого/ правого, и других дуальностей. Будучи очень практичным методом, йога советует, чтобы наши внешние отношения были отражением внутреннего состояния. Когда внутреннее состояние гармонично, тогда внешние отношения тоже будут сбалансированны. 
Если говорить о том, могут ли йоги встречаться...конечно могут. И тут нет ограничения женщины с мужчинами, могут также мужчины с мужчинами и женщины с женщинами! И лучше всего встречаться с кем-то, кто стремится к просветлению.

Какие отличия должны быть (если должны) в практике йоги для мужчин и для женщин?

Шэрон: Йога обозначает объединение - совмещение всех пар противоположностей. Йога доступна как мужчинам так и женщинам в одинаковой степени.

Дэвид: Различия в практике присутствуют в случае каждого отдельно взятого практикующего йогу. Лучше всего обучать йоге индивидуально, даже если это происходит в рамках группового занятия.

Есть ли различия в вашей практике?

Шэрон: У каждого своя уникальная духовная практика. Даже если два человека стоят на голове в ширшасане, опыт, который переживает каждый из них, будет отличаться. Почему? Потому что каждый работает через свое тело, которое является складом личных кармических связей.

Дэвид: У меня практика никогда не повторяется.

Как вы понимаете принцип брахмачарья и какова его роль в практике йоги?

Шэрон: Санскритское слово Брахмачарья состоит из двух слов, Брахма - созидательная сила Бога и чарья - транспортное средство. Таким образом, Брахмачарья значит идти к Богу. Практика Брахмачарья предполагает отсутствие сексуального насилия по отношению к другим, нужно уважать созидательную силу секса и не использовать его с целью манипуляции другими. Что касается практики йоги и роли этого принципа в ней, если хочешь приблизиться к Богу, что есть целью йоги, тогда практика брахмачарья тебе поможет в этом. Патанжали включает этот принцип в свои 5 ям. Ямы - способы ограничить собственное поведение по отношению к другим. Практиковать ямы очень важно, если вы стремитесь к просветлению, но еще его не достигли и видите других, а не Себя в них.

Самый лучший способ практиковать Брахмачарья - быть вегоном. Почему? Так как все животные, которых выращивают с целью забоя, подвергаются сексуальному насилию. Так что если вы хотите практиковать принцип брахмачарья, то наверняка не станете мириться или финансово поддерживать сексуальную эксплуатацию и дурное обращение с 56 биллионами животных - вот как много из них гибнет ежегодно ради нашей еды, и каждое животное подвергается сексуальному насилию. Страдания такого огромного количества животных в свою очередь создают тягостную атмосферу страха, печали, извращений, которая только препятствует продвижению к Богу.

Дэвид: Что-то слишком много внимания межполовым отношениям в последних вопросах. Вобщем, как мы уже говорили раньше, йога - не для всех.

Как вы считаете, саттвичная диета в первую очередь должна основываться на убеждениях (например, идее ахимсы) или на потребностях организма?

Шэрон: Находясь на пути к просветлению, необходимо делать все, что поможет в достижении этой цели, в том числе выбирать пищу, которая этому способствует. Лучшая диета для йога - сострадательная. Йог должен употреблять такую пищу, для добывания которой был причинен наименьший вред другим живым существам. Веганская диета - наилучшим образом соответствует всему выше сказанному.

Дэвид: Телу «нужна» самая малость, уму «нужны» многие вещи. Тело остается живым благодаря пране. Прану можно получить непосредственно из солнечного света, косвенным путем - из растений, и наименее эффективно - из тел других животных. Поедание других живых существ не просто неэффективный способ потребления солнечного света, но также беспочвенно жестокий и нечеловечный. Существует множество причин быть веганом, среди них - политические, социальные, оздоровительные, проблемы экологии, забота или беспокойство о животных, не причинение вреда, выживание видов - в центре этих причин всегда окружение. Также есть уйма причин не быть веганом, но все эти причины вертятся вокруг себя, они эгоцентричны. Ну например, веган скажет, что от здоровья всей биосферы зависит индивидуальное здоровье, а кто-то ему возразит: «К черту биосферу, Я хочу свой стэйк!»

Что такое успех в вашем понимании?

Шэрон: Счастье и есть успех. Счастье - независимое состояние бытия. Оно не зависит от внешних объектов или ситуации, оно должно брать начало из внутреннего состояния, в котором преобладают легкость сердца и спокойствие ума.

Дэвид: Проблема с достижением успеха в том, что как только тебе показалось, что ты его достиг, планка поднимается выше. Вот в чем проблема, успех это не вещь, которую можно приобрести, это - всего лишь идея. Моя идея успеха напоминает то, что высказала Шэрон - портативное переживание счастья, которое при мне большую часть времени.

Какова роль учителя, наставника в йоге?

Шэрон: У преподавателя йоги основная задача - разглядеть в ученике божественную сущность. Ученик приходит к учителю, так как тот предоставляет ученику возможность быть скромным - учитель играет роль объекта поклонения.

Дэвид: Я бы использовал в данном случае слово обязанность или дхарма, вместо «роль». Дхарма учителя - учить. Они должны создать подходящую обстановку для обучения и учить. Не зависимо от того, есть ли в наличии ученик, послушен ли он (они), обучаются ли, нужно продолжать учить.

Как вы считаете, самадхи и подъем кундалини достижимы в наши дни среди практикующих йогу, или это всего лишь мифы прошлого?

Шэрон: Давайте сперва разберемся с данным Санскритским термином: самадхи означает просветленное состояние йогического осознания, когда практикующий осознает единство всего живого. Да, я верю в то, что состояние Самадхи возможно. Кундалини означает свитая змея. Свитая змея - это кодовое название, поэтичный способ обозначения индивидуального сознания. Все практики йоги предназначены для поднятия кундалини, или иными словами, для возвышения и расширения сознания так, чтобы оно включало не только эгоцентричный взгляд на мир. И снова да, я верю в то, что вполне возможно расширить фокус осознанности от своего Я до охвата других существ и даже еще больше.

И снова да, я верю в то, что вполне возможно расширить фокус осознанности от своего Я до охвата других существ и даже еще больше.

Дэвид: Не без опасности, лишений и риска. Лучше держаться от этого подальше. Можно назвать просветление катастрофой и ужасной смертью. Так что будьте осторожны.

Задумываетесь ли вы о том, что случится после смерти? Верите ли в реинкарнацию или другой опыт?

Шэрон: Да, я думаю о том, что со мной будет после смерти, и стараюсь каждое мгновение прожить готовясь к ней. Я также верю в возможность перерождения.

Дэвид: Вот, что я думаю по этому поводу. Если вы на протяжение всей жизни верите в то, что жизнь после смерти заканчивается, и из-за этой уверенности ваша жизнь была прожита бессердечно и бессмысленно, то после смерти вы окажетесь правым...что вы получите? Вы прожили бесцветную посредственную жизнь и что потом, умерли, и получили...нада...ничего. У вас даже не будет шанса отпраздновать свою правоту, сказать: «А я говорил!» Если вы проживете такую же поверхностную жизнь и после смерти обнаружите, что ошибались...тогда у вас большие неприятности...прийдется расплачиваться с кармическими долгами. Если живешь всю жизнь, ощущая связь с вечностью, и со смертью время прекращает свой бег, тогда, что ты теряешь...ничего. Если живешь всю жизнь, осознавая вечность, после смерти все продолжается.

Что для вас счастье? Можете назвать себя счастливыми людьми? Есть ли какой-то секрет достижения счастья?

Шэрон: Да, я скорее счастливый человек. Не уверенна, что обнаружила какой-то особенный секрет достижения счастья. Все, что я знаю - жизнь наполнена неограниченными возможностями для того, чтобы быть добрым и вносить свой вклад в счастье других людей. Возможность поднимать жизни других людей на более высокий уровень делает меня счастливой.

Дэвид: Кто наиболее счастливый человек?... Тот, кто служит другим. Единственный способ достижения счастья, когда оно подарено окружающими людьми. Когда люди вокруг тебя счастливы, ты живешь в мире счастья.

Что вы больше всего цените в жизни?

Шэрон: Имя Бога.

Дэвид: Возможность задавать вопросы.

Представьте, что вы стали на мгновение всемогущими, что бы вы изменили в мире?

Шэрон: Ничто в этом мире не нуждается в том, чтобы я это меняла. Я стремлюсь изменить свое собственное отношение и восприятие мира и увидеть в нем райские сферы.

Дэвид: Ну что ж, если я Всемогущий, я полагаю, я уже сделал мир совершенным.

Центр Дживамукти йоги в Нью Йорке www.jivamuktiyoga.com