Главная / Публикации / №5 Апрель 2012 / Мария Воробьева. Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

Мария Воробьева. Аштанга виньяса йога – мифы и реальность

Если говорить о стилях, оказавших наибольшее влияние на сегодняшнюю хатха йогу на Западе, то, в первую очередь, на ум приходят йога Айенгара и Аштанга виньяса. Под «влиянием» я имею в виду не только популярность самого стиля, но и то, какое значение он имел в развитии более молодых школ. И здесь Аштанга Виньяса Йога занимает одно из первых мест, породив целую плеяду вариаций и подражаний. Кроме того, многие из создателей интересных и самобытных направлений, в той или иной степени, используют ее методики, некоторые в прошлом занимались Аштангой, например, один из основателей  «Дживамукти йоги» Дэвид Лайф, вообще, долгое время был авторизованным преподавателем АВЙ.

Нужно сказать, что зарубежная и отечественная история развития хатха йоги довольно сильно различаются. Скорее всего, массовая популярность практики асан на Западе началась с триумфального шествия йоги  Б.К.С. Айенгара в середине 60-х годов, после выхода знаменитой «Йога Дипики» (1966). В России последователи сурового учителя из Пуны появились еще в 80-ые годы, а в 1989 впервые приезжал и сам отец-основатель. Практикующие йогу Айенгара, впрочем, всегда стояли особняком от других школ. Конечно, были те, кто начинали заниматься по его системе, затем, по тем или иным причинам, переходили к другим стилям или создавали свои. Они, в дальнейшем, использовали  подробную отстройку базовых асан и очень четкую, понятную западному уму методологию. Но, это произошло уже позже, когда появилась альтернатива – те самые другие направления. До начала 90-х ни одной другой более-менее известной школы на территории бывшего СССР не было. Простому советскому гражданину выехать за пределы горячо любящей своих граждан Родины в Индию было практически нереально. На фоне дружбы Леонида Ильича Брежнева и Индиры Ганди, появления нескольких репортажей о жизни трудового индийского народа и фильма «Индийские йоги, кто они» (1970), был некоторый всплеск интереса к учению йоги. Правда, воспринимали ее исключительно как еще одну оздоровительную систему — индийский вариант школы Порфирия Иванова. Духовности, таким категориям как карма, реинкарнация, самадхи - в массовом сознании места не было. Йога считалась неким диковинным видом иноземной физкультуры, способом довести степень владения телом до невероятных высот. Достаточно вспомнить книгу “Лезвие бритвы”  популярного в те времена писателя Ивана Ефремова, где об одной из главных героинь — мастере спорта по художественной гимнастике, прыжкам в воду и скалолазанию, короче, спортсменке и комсомолке, устами бородатых старцев индусов говорилось, что она “постигла хатха йогу”. Поскольку, более глубокое погружение в практику неизбежно приводило бы к вопросам о природе человека и его предназначении, а йогическая трактовка глобально отличалась от идей марксизма-ленинизма, изучение этой темы, выходящее за пределы чисто научного интереса, не поощрялось. Конечно, некоторые традиционные тексты переводились на русский, защищались диссертации, но это были академические исследования людей, не имевших никакого опыта личной практики, пытавшихся объяснить все многообразие явлений и исторических реалий древней Индии с точки зрения диалектического материализма, западной психологии и философии. Чуть позже всю восточную «упадническую» тематику запретили вообще и те, кто занимались, делали это тайком, прикрываясь названиями вроде «Группа здоровья».

Единственным способом получить хоть какое-то представление по теме стали «самиздатовские» переводы не самого высокого качества. На такой благодатной почверасцвели различные авторские стили, особенно, в начале 90-х, когда государству было уже не до йогов. И только в 2000-ые годы многие интересующиеся из стран бывшего СССР стали регулярно посещать Индию на долгий срок и учиться у преподавателей традиционных школ. В числе прочих добрались и до Майсора. До тех пор позаниматься классической Аштанга Виньясой можно было, исключительно, по многократно переписанным видеокассетам Дэвида Свенсона или Паттабхи Джойса с учениками. Получается, что к нам этот стиль пришел довольно поздно, не более 10 лет назад, и не в гордом  одиночестве, а вместе с Шивананда йогой, Бихарской школой йоги, школой Дхирендры Брахмачари и пр. Прибавьте к ним еще и многообразные местные школы - получится весьма пестрая картина.

На западе была совершенно иная ситуация. Увлекающиеся философией и экзотикой Востока американские и европейские хиппи - «дети цветов», могли свободно перемещаться по поверхности планеты, жить в сказочно дешевой, по их меркам, Индии в тепле, на берегу моря и не работать. Однако, не все были удовлетворены лежанием на пляже и бойким потреблением различных меняющих сознание веществ, они поехали дальше - искать другой жизни. Так сложилось, что у них на пути оказалась харизматичная фигура Паттабхи Джойса истиль стал распространяться, вначале, в США, затем, в Европе.Поэтому, по большому счету, сейчас у нас та же ситуация, что в Америке 70-х. Ясное дело, есть свои нюансы. Мир за это время изменился, информационный обмен ускорился в сотни раз, поэтому, такого долгого «раскачивания» в нашем случае не будет. Плюс, школа пришла не на девственную почву, а туда, где йоги много и самой разной. Помню удивление Доминика Кориглиано (сертифицированный преподаватель АВЙ из США), когда он впервые приехал в Москву по нашему приглашению в 2005, ему казалось, что на просторах безбрежной России ни о какой Аштанга йоге слыхом не слыхивали.Кроме того, поскольку, у некоторых «наших» преподавателей серьезной базы в виде подготовки в традиции нет, они не понимают — зачем это, вообще, нужно, передавая такое отношение занимающимся.

Хочу уточнить, что я ни в коей мере не противник авторских подходов — любая система развивается с течением времени, для талантливого и опытного инструктора абсолютно естественно привносить в йогу что-то свое. Большинство известных сегодня «традиционных» стилей оформились как отдельные школы не более 80 лет назад. Другое дело, что подобные инновации должны основываться на реальных знаниях, длительном обучении, а не на собственных фантазиях. У Паттабхи Джойса, Айенгара, Свами Шивананды, Свами Сатьянанда Сарасвати, Дхирендры Брахмачарьи была парампара - все они вначале практиковали под руководством авторитетных учителей, а не самородков-самоучек или по плохим переводам Йога Сутр и еще пары книг.

Отсюда и возникают совершенно не соответствующие действительности, но активно транслируемые и продвигаемые некоторыми инструкторами мифы. По поводу Аштанга виньясы их, также, довольно много. Среди прочих хотелось бы особо отметить следующие:

1.Миф первый. «Аштанга виньяса йога — физкультурная практика, где важны только крутость выполнения позы и прыжки, а остальных техник хатха йоги нет, отстройки поз тоже нет».

Побывавшие на семинарах Дэвида Свенсона, Марка и Джоан Дарби могли воочию убедиться, что это не так. Отстройка есть, конечно, она не настолько подробная, как в йоге Айенгара. Просто, здесь считается, что вытяжение кожи на больших пальцах ног не настолько важно. Большее внимание уделяют принципу виньясы — согласованию всех движений с правильным дыханием, когда ваше тело движется в потоке, перетекая из одной асаны в другую. Вначале, новичкам объясняют, как правильно дышать уджайи, показывают оба варианта Сурья Намаскар, несколько поз стоя, завершающий блок перевернутых поз. Только когда все вышеперечисленные элементы качественно освоены, дают следующие асаны. И основной смысл всей практики — не просто выполнять все позы из последовательности (это, как раз, не принципиально), а  отстраивать полноценную практику, со всеми ее составляющими. Асаны не игнорируются - все правила корректного выполнения и травмобезопасности соблюдаются, большое значение имеют бандхи - при правильной отстройке они возникают автоматически, являясь показателем того, что поза выполнена так, как нужно. В свою очередь, применение бандх позволит вам с легкостью выполнить даже сложные элементы, казавшиеся невозможными, застрахуют от травм. Считается, что при поддержании постоянного ритма движения, выполнении бандх, дришти (определенные точки концентрации внимания в каждой асане) возникает особое состояние сознания, которое можно назвать одним из видов динамической медитации.

Пранаямам в АВЙ, действительно, обучают не сразу. Дело в том, что пранаяма  в том виде, в котором обучал Паттабхи Джойс — довольно сложная техника, с большими задержками, выполняемая строго в падмасане. Для этого требуется хорошая подготовка, поэтому, ее дают только после освоения третьего уровня. В наше время ряд ведущих преподавателей АВЙ (Тим Миллер, Дэвид Свенсон) объясняют и показывают более простые варианты для начинающих. Пранаямы в подаче П.Джойса включали в себя варианты нади шодханы, сурья бхеданы с разными пропорциями и кумбхаками.

Единственное обязательное требование к новичкам в плане дыхания — уджайи  и оно очень важно. Конечно, многие забывают об этом, поскольку, все их внимание приковано к последовательности. Это типичная ошибка. Правильное дыхание по типу уджайи:

- Улучшает венозный отток от конечностей и органов малого таза. В Аштанге довольно много поз стоя, поэтому нагрузка на вены ног приличная, уджайи помогает скомпенсировать этот момент. Практика Аштанги оказывает сильный симпатический эффект из-за большого количества виньяс. Уджайи, наоборот, стимулирует парасимпатическую нервную систему, снижая тонус скелетной мускулатуры, нагрузку на сердце и сосуды.

- Как результат, достигается оптимальный режим практики, тренировка остается такой же эффективной, но без ненужного напряжения, вам легче расслабиться.

- Оказывает легкий согревающий эффект, без излишнего нервного возбуждения.

Что касается шаткарм и обучения сидячей медитации, такого, действительно, не встретишь в современной Аштанга Виньяса йоге, если только это не инициатива отдельных преподавателей, знающих эти предметы. Хотя Дэвид Свенсон вспоминал, что П.Джойс обучал джала и сутра нети, а Шарат периодически рассказывает об этих техниках на лекциях и проходивших курсах для преподавателей, в настоящее время, шаткармам в этой школе не обучают.

2.Миф второй. «Аштанга виньяса - травмоопасная практика и требует очень хорошей спортивной подготовки».

Конечно, если человек пришел на «лед класс» первого уровня впервые, а последнее его занятие элементарной физкультурой случилось 20 лет назад в школе, ему будет очень непросто. Собственно, именно для таких людей и существуют облегченные группы —  для начинающих; так называемая, half-виньяса (от английского слова “half” – половина, виньясы выполняются не через каждую сторону, а через каждую асану, то есть, в два раза реже). Сложные позы есть в любом стиле и никто никогда не утверждал, что делать их нужно превозмогая страх и боль. Сами последовательности продуманы и  сбалансированы. Первый уровень направлен, прежде всего, на укрепление мышечного корсета, плечевого пояса, вытяжение задних поверхностей ног, занимающегося учат правильно вытягиваться, поэтому в нем так много виньяс, наклонов вперед.  Квалифицированный преподаватель никогда не будет заставлять вас через силу выполнять ту или иную асану, покажет более простой вариант, даст возможность отдохнуть. «Дотягивать» начинающих в позах, с моей точки зрения, не нужно. Да, в Майсоре вам могут помочь глубже войти в асану, но там занимаются те, кто практикует уже много лет и свой уровень делает легко. На начальной группе, где люди не настолько опытные и зачастую не чувствуют своих пределов, обязательно нужно поправлять, корректировать позу, а не завязывать в узел — придет время и тело само пустит дальше.Иногда встречается мнение, что в первой серии слишком быстро начинается работа с полу-лотосом, что опасно для коленей новичков. Возможно, Кришнамачарья составлял последовательность, ориентируясь на индийских учеников, у которых (культура сидения на полу с детства) были и так хорошо раскрыты тазобедренные. Но опытные преподаватели всегда предложат упрощенные варианты и не требуют доводить себя до болевых ощущений в коленях.

3.Миф третий. «Аштанга Виньяса подходит только определенному типу людей».

Это к вопросу о столь распространенной сейчас теории, что каждому обязательно нужно выбирать себе какой-то определенный стиль, в зависимости от конституциональных особенностей. Зачастую, те, кто утверждает подобное, просто плохо знакомы с особенностями обсуждаемых школ, реального длительного опыта личной практики и преподавания в русле того или иного направления у них нет.   Посетив несколько занятий или побывав на паре семинаров, они составляют весьма поверхностное, общее представление о практике, это еще при условии, что занимались они у преподавателя, владеющего предметом, а не «примазавшегося» в целях саморекламы к той или иной школе. Конечно, бывают серьезные, специфические проблемы, но таким людям, в целом,  показана индивидуальная практика, которая будет учитывать их заболевания. Мое глубокое убеждение — каждый человек может заниматься любым стилем йоги, если его учитель владеет методикой. Методика - не слепой набор определенных упражнений, который все должны выполнять одинаково, а определенные принципы преподавания и отстройки различных техник и элементов практики; режим тренировок, где каждый элемент дополняет и развивает другой, а вместе они составляют стройную систему.

4.Миф четвертый. «Аштанга Виньясу Кришнамачарья придумал для детей, потому что у них не было усидчивости фиксировать позы, и он для забавы дал им виньясы». Сюда же относится миф, что «Аштанга возникла под влиянием английской гимнастики».

Эти мифы можно услышать из уст некоторых преподавателей йоги Айенгара, либо представителей некоторых украинских школ. Они основаны на недостаточном знании истории жизни и практики Кришнамачарьи и, в целом, на незнании физической культуры и единоборств южной Индии. Да, действительно, в школе йоги Майсорского дворца у Кришнамачарьи занимались преимущественно молодые люди из сословия браминов и кшатриев, в том числе и молодой П.Джойс. Однако, практика виньяс имеет под собой продуманную основу, а не просто является «прыжками, чтоб занять беспокойных детей». Во первых, в своей ранней работе «Йога Макаранда», где описана основа первой серии, Кришнамачарья нигде не упоминает что данная практика предназначена только для детей и молодых, а настаивает на ее способности укрепить и закалить любого, кто усердно практикует. В дальнейшем, когда Кришнамачарья переехал в Мадрас и у него в основном были пожилые, нуждающиеся в йога-терапии ученики, он не преподавал им серии АВЙ, но продолжал использовать принцип виньяс (динамических связок между позами), хотя и более вариативно. Это легко можно проследить по работам учеников позднего Кришнамачарьи – его сына Дешикачара, Мохана, Шриватсы Рамасвами. Все эти мастера используют разные виньясы в своих системах. Мало того, Кришнамачарья наказал П.Джойсу сохранять и передавать серии АВЙ Майсорского периода, что тот и делал, и, хотя, П.Джойс неоднократно потом навещал Кришнамачарью в Мадрасе, никаких указаний о «смене стиля» не было. Никогда сам Кришнамачарья не заявлял что серии АВЙ предназначены «для детей». В знаменитом фильме 1938 года, где он практикует вместе с молодым Айенгаром, мастер сам делает асаны с виньясами. Ряд авторов отмечает, что разные виньясы, в том числе, вариации движения «собака мордой вверх – вниз» встречаются в аутентичных тибетских стилях практики асан, строго передающихся по линии преемственности со времен 8-9 веков в рамках тантрического буддизма Ваджраяны. В тибетских средневековых тантрах по Ца Лунг и Трул Кхор (названия стилей практики асан в буддизме Ваджраяны и Бон) динамика выполнения поз в сочетании с дыханием, кумбхаками и бандхами, предназначена для активизации энергетических каналов и потоков праны, то есть, цели явно не из серии «развлечь детей».  Интересно, что один из главных учителей Кришнамачарьи, Раммохан Брахмачари, жил на берегу озера Манасаровар в Тибете – об этом рассказывает сын Кришнамачарьи Т.К.В. Дешикачар.

Что касается «английской гимнастики», это мнение опирается на работу шведского автора Н.Е.Сьомана «Традиция майсорского дворца», в которой автор предпринял попытку выявить истоки системы Кришнамачарьи. Он не нашел в библиотеке майсорского дворца упоминаемый Кришнамачарьей и П.Джойсом манускрипт «Йога Корунта», приписываемый древнему мудрецу Вамана риши, где описан принцип виньясы как связки между асанами, поэтому поставил под сомнение факт его существования.  Зато, нашел рукопись системы подготовки индийских борцов, «Шритаттва Нидхи», в которой есть силовые упражнения, асаны, использование веревок и канатов в качестве вспомогательных материалов (идея использования вспомогательных средств в упражнениях йоги, таким образом, не является изобретением Б.К.С. Айенгара, а использовалась Кришнамачарьей, который взял ее из упражнений индийских борцов - «Маллакхамб»).  Почему-то (возможно это свойственный некоторым западным ученым, так называемый, «европоцентризм» - идея, что прогресс во всех видах наук и искусств возникает и распространяется в странах «третьего мира» благодаря «белой цивилизации»), Сьоман считает, что виньясы и позы типа чаттуранга дандасаны заимствованы Кришнамачарьей из гимнастики английских солдат, которую тот мог видеть при дворце Махараджи Майсора. Эта идея кажется довольно «натянутой», учитывая что виньяса в АВЙ явно не является прямой копией «отжимания от пола», и, например, присутствует помимо системы Кришнамачарьи в упражнениях традиционного боевого искусства Калари Паятту из Кералы, в тибетских стилях. Даже если брать простое отжимание, как-то очень уж нелепо считать, что народы Востока и, в частности, Индии не знали этого упражнения до прихода английских колонизаторов. Фактически, в своей работе Сьоман не пришел хоть к каким-то убедительным выводам, ссылаясь на недостаток источников и финансирования.


Каждый имеет право на свое мнение. Но, чтобы быть объективными, рассматривая критику метода АВЙ, стоит обратить внимание, не является ли она в устах тех или иных авторов способом «конкурентной борьбы» между стилями и школами современной хатха йоги, нежели попыткой объективного и исторически выверенного анализа.

Майсорский стиль и майсорская жизнь.

Если хотите позаниматься Аштанга Виньясой в традиции П. Джойса «из первых рук»,  можно поехать в Майсор к наследнику линии и директору Института АВЙ – Шарату Рангасвами. Правда, нужно иметь в виду, что на его классы  имеет смысл регистрироваться только тем, кто знает наизусть и хорошо выполняет первый уровень. Иначе, вам не разрешат делать большую часть последовательности. Занятия идут шесть дней в неделю, пять раз – «майсор класс» (все занимаются сами в своем темпе, преподаватели только поправляют), один раз – «лед класс» (синхронная практика под голос учителя), суббота – выходной. Не рассчитывайте на особое внимание на классах Шарата – народу занимается много, в несколько потоков, и поправят в асанах вас, может быть, 3-4 раза за тренировку.

Это место скорее для оценки практики и сертификации инструкторов, нежели для обучения новичков.  Инструктор должен посещать Шалу в течение как минимум четырех или более лет, оставаясь в каждый приезд как минимум на месяц, а желательно дольше. Через несколько лет, при условии безупречного владения первой серией АВЙ, можно обратиться к Шарату за бумагой об «авторизации» (документ на право преподавать первую серию). Он может выдать бумагу, а может и нет – решение зависит от его личной оценки. Затем надо приезжать в Майсор раз в два года и заниматься как мимнимум месяц для продления авторизации. На английском такой инструктор называется Autorised teacher. Есть, также, «сертифицированные» преподаватели (Sertified teacher) – они могут вести все серии АВЙ, такие люди занимаются здесь по 10 и более лет, некоторые с середины 70-х. Есть еще классы более легкие, их ведет Сарасвати  - дочь П. Джойса и мать Шарата, там меньше людей и больше правок. Тем, кто только начинает заниматься,  и хотел бы учиться не только у отечественных преподавателей, лучше посещать семинары известных западных учителей (многие из них регулярно приезжают в Россию), имеющих большой опыт личной практики и преподавания, учитывающих особенности западного тела и мышления.

Жить в Майсоре приятно. Это, наверное, один из самых «цивильных» городов Индии, как сказал мне один знакомый местный индус -  «рай для богатых пенсионеров». В Майсоре вы найдете все приметы индийской жизни — пыльные улицы, хаотичное дорожное движение (хотя, по сравнению с другими маленькими городами и поселками, все очень даже обустроено — много перекрестков со светофорами и полицейских), толпа людей, запах помоев, специй и цветов. Институт Исследования Традиционной Аштанга Йоги, или попросту Шала,  расположена в дорогом районе — Гокуламе. Это некий аналог нашей Рублевки, застроенный здоровенными особняками, правда, участки там настолько маленькие, сотки по четыре, а семьи такие большие, что всю площадь занимает только дом, поэтому стоят они практически вплотную друг к другу. Короче, как и везде в Индии, народ живет кучно. Сама жизнь для иностранца довольно комфортная — есть хорошие рестораны и кафе, большие магазины. Почти все говорят по английски, в домах есть Wi-Fi. В городе интересная архитектура, много оригинальных сооружений, стили самые разные – колониальный, классицизм, модерн.

Короче, можно и нужно гулять, смотреть и фотографировать. Если желаете установить культурные и дружеские связи не только с жителями полуострова Индостан, но и с западными практиками йоги — прямая вам дорога в местные «европейские» кафе, которых здесь немало. Небольшие заведения, многие из которых находятся прямо во дворах жилых домов, организованы западными йога-студентами.  Еда в них, по местным меркам, дорогая и для нас более привычная, но главное - это место тусовки и общения, поэтому засиживаются там долго, говорят много. Досуг вокруг Шалы тоже организовать не сложно — есть курсы санскрита, каждый день в 4 часа проходит лекция, она длится час, во время которой Шарат, чаще всего, отвечает на различные вопросы. Кроме того, в предбаннике на доске объявлений постоянно вывешиваются рекламы классов по готовке индийской еды, музыкальных концертов и прочего.

Интересно, что многие ученики, находясь в совершенно другой стране, с иной культурой и жизнью, ограничивают свое пребывание исключительно общением с западными коллегами и едой в ресторанах для туристов. Я встречала людей, которые, прилетая сюда на месяцы, ни разу не выезжали за пределы Гокулама. Ну, каждому свое, я предпочитаю сочетать. Тем более, тут есть на что посмотреть. Для любителей индийской экзотики советую выбраться  в центр города и посетить местный рынок.

Это большая квадратная площадь, зажатая между  одноэтажными старыми домами, крытая пленкой, шифером, тряпками, циновками, короче, всем, что попалось под руку местным работникам торговли. Здесь царит полный Восток — узкие проходы, овощные и фруктовые развалы, большую часть товаров вы ни разу в глаза не видели; цветочные ряды, прилавки с синдуром — разноцветным порошком, используемым для нанесения тилаков и бинду (знаков на лоб).

Существенный минус нахождения в этом славном месте, на мой взгляд, только один — мало зелени. Чтобы подышать свежим воздухом, нужно специально выезжать. Правда, недалеко от Шалы есть довольно большое озеро с парком, но, вода там совсем грязная и протухшая, людей много, а углубиться подальше в лес не получается — начинается бурелом, продраться через который нереально. Зато, в городе есть хороший зоопарк и Чамунда хилл (гора Чамунда), наверху которой небольшое поселение и храмы Дурги и Шивы, на полпути к ним стоит статуя священного быка Нанди, ваханы Шивы (вахана — ездовое животное, оно есть практически у каждого божества индуистского пантеона). На вершину ведет как автодорога, так и пешеходная тропа, по которой паломники обычно поднимаются босиком, в качестве аскезы.

Тропа идет среди кустарников, здесь летают попугаи и бегают мангусты. Вообще, рядом с Майсором довольно много мест, куда можно прокатиться после утренней практики. Но одно вам точно не удастся сделать — отыскать уголок, где нет людей. Это характерно почти для всей Индии, кроме пустынь и труднопроходимых гор. Единственное место, где можно найти покой и уединение - ваша комната. Надо сказать, что местные жители видели  очень много иностранцев, белое лицо для них не в диковинку, поэтому на вас не будут обращать слишком пристальное внимание. Главное, не попасть в зоопарк в тот день, когда из ближайших деревень туда привозят школьников на экскурсию. Будьте уверены — маленьким индийским любителям живой природы вы гораздо интереснее, чем обезьяны в вольерах, которых они  видят на улицах по сто штук на дню. Правда, спрогнозировать приток юных натуралистов никак нельзя. Еще мне очень нравится Лакшми Пурам - район, находящийся в противоположном от Шалы конце города, тоже довольно богатый, но более тихий, даже зелени, вроде бы, побольше. Именно там жила семья Джойса до переезда в Гокулам в 2001 году и занимались его первые ученики.

Стоит, также, посетить дворец Махараджи Майсора. Теперь это музей- огромный замок в центре города, сюда лучше приезжать по вечерам в выходные, когда включают освещение и все здание сверкает и переливается в темноте. Здесь, в  свое время, обучал Шри Т. Кришнамачарья, его зал с деревянными полами можно посмотреть и сейчас. На первом этаже здания – храм Хаягривы, формы Вишну с лошадиной головой.

Возвращаясь в Москву, начинаешь задумываться о том, что наши реалии преподавания АВЙ отличаются от индийских и американских. Схема «майсор классы 5 раз в неделю, один лед класс и один выходной» у нас мало где распространена. По статистике, в Нью-Йорке занимается йогой каждый 14-й человек, в Москве — значительно меньше, я уже не говорю о других городах. Отчасти поэтому, желающих посещать занятия в майсор-стиле в 6 утра у нас значительно меньше. Все это приходится учитывать даже центрам, специализирующимся на ведении АВЙ – придумывать новые виды тренировок, проводить специализированные курсы и семинары. Я не считаю, что это плохо. В конце концов, необходимо учитывать особенности места и времени, а сохранить все принципы и дух Аштанги можно, даже немного отступив от принятой системы подачи.

Сайт Марии Воробьевой mv-yoga.com

Фото Татьяны Третьяковой