Главная / Публикации / №2 Апрель 2011 / Максим Ясочка, Ольга Сидоренко: "Интервью с Анжелой Фармер и Виктором ван Кутеном"

Максим Ясочка, Ольга Сидоренко: "Интервью с Анжелой Фармер и Виктором ван Кутеном"

Семинар в Огайо

Желтые Ручьи, штат Огайо, маленькая деревня в средней полосе. Что делают здесь восемьдесят йогов? Деревня и вправду маленькая, но очаровательная, полным-полно уютных рестораций и магазинчиков. Каким-то чудом здесь оказались знаменитые ученики великого мастера поз Айенгара – Виктор Ван Кутен и Анжела Фармер. К ним, как к двум огромным магнитам, стянуло йогов со всех окрестностей, и даже чуть поодаль – из Атланты, Нью-Йорка и Кливленда.

Маленький придорожный мотель, комната «три на три», холодный пол в душе, а за окном – свежий деревенский воздух (это когда хорошенько так, трогательно тянет конским навозом). Утро субботы, едва проснулись – а тебя ждет корзиночка с фруктами и горячий чай с имбирем, лимоном и медом. А потом бегом в зал – полчаса прогулки легкой трусцой по проселочной дороге, мимо желто-медных роскошных крон и одноэтажных американских домиков, шурша ботинками по уже опавшим золотым стружкам.

Школьный зал. Большой. Коврик к коврику, локоть к локтю, пропс на пропсе. Широко у входа раскинулась обувь, зияя отверстиями для носков. Мы вошли в зал за полчаса до начала тренировки, но оказались последними. Едва нашли место в дальнем левом углу. Приоделись по-йоговски и начали знакомиться. Сперва, конечно, с организаторами, Анжелой и Виктором. Потом нас, как экзотических заморских кроликов, представили всей восьмидесятиголовой публике, и тут началось! Все сочли нужным подойти к нам, поумиляться, ваукнуть-охнуть, спросить как нам тут и стоило ли переться в такую даль? Занятие началось!

Анжела и Виктор - гармоничная пара, они прекрасно друг друга дополняют. Анжела – сама женственность, и для ее немолодого возраста очень грациозная, утонченная и гибкая. Она подчеркивает глубокие нюансы в практике, использует интуитивный подход, образные обороты. Анжела – ведущая скрипка в дуэте. Виктор оживляет атмосферу серьезности шутками, привносит философию в рассуждения о работе с телом и использует более наглядные объяснения из области биомеханики. Занятия они ведут в очень расслабленном режиме, а для нас – совсем уж непривычно расслабленном. Между парой асан можно успеть чуток вздремнуть. Ну, если не конспектировать, разумеется. Анжела с Виктором – просто неиссякаемый ключ практических полезностей, тонких замечаний и подсказок в практике. Так что пальчики у нас так писали, так писали, что они-то вот бедные, больше всех и устали.

На самом же деле, в подобной неспешности появляется более глубокое понимание того, что происходит в процессе практики, познание себя и своего тела. После каждого тематического блока Анжела и Виктор дают участникам время высказаться. Не то, чтобы прямо сразу на трибуну пускают, а просто предлагают задать вопросы, поделиться ощущениями, опытом, услышать, как это получилось у других и какой образ для них сработал. Очень радовала открытость окружающих для общения, что нетипично для подобных мероприятий в России и Украине, когда людям приходится раскачиваться несколько дней, прежде, чем начать активно делиться впечатлениями и информацией.

Анжела и Виктор успевают уделить внимание каждому из присутствующих во время занятий и в перерывах. В общении очень заметна открытость, расслабленность, опыт и мудрость, знание себя и своего тела, желание с тобой поделиться и бесхитростность. Наверное именно это и открывает все врата общения и проявляет улыбки на лицах. 

«То, чем мы занимаемся последние годы, можно назвать анти-тренингом. Обычно мы об этом не говорим прямо, но это именно то, как мы преподаем йогу» – так, в обычной для себя шутливой манере, начал первое занятие для преподавателей Виктор. Понятие тренировки в йоге для Анжелы и Виктора тесно переплетено с муштрой – сказываются долгие годы обучения у Б.К.С. Айенгара, который славится своей строгостью и придирчивостью.

Но пропустив через себя все знания, полученные за десятки лет обучения и собственной практики, они пришли к тому, что понимание йоги в целом и своей практики в частности должно возникать изнутри каждого практикующего. И это понимание будет уникальным для каждого. Этого очень сложно достичь в условиях жесткой системы правил. Поэтому йога Анжелы и Виктора – йога, которую каждый творит для себя сам, исходя из личных потребностей и внутренних ощущений.

Роль преподавателя тут заключается не в том, чтобы давать ученикам то, и строго в таком виде, как его самого когда-то учили, не устанавливать рамки и правила, а прежде всего помогать другим услышать глубинную мудрость их тела. Помогать им наладить контакт с собой, своим телом. Чтобы «каждый раз, практикуя, становиться еще ближе к божественному в себе». И роль «правильного» выполнения асаны тут сведена к минимуму. Главное – раскрыть, расслабить свое тело, наполнить каждый уголок своего тела дыханием, разбудить те участки, про которые мы почему-то забыли, или которые от чего-то прячем.

Даже направляя учеников, Виктор и Анжела стараются не использовать прямых указаний что и как делать, а придумывают очень красочные образы. Вместо того, чтобы вытягивать ногу или расслаблять руку, мы представляем, что наша нога это «корабль, который отчаливает от пристани», а напряжение в руке «растворяется как соль в воде». И это действительно работает, потому что «тело любит образы». Свои собственные образы, более близкие и понятные, как правило, возникают у большинства в зале, и они поощряются этими замечательными учителями. Установить связь со своим телом и делать именно то, что хочется вашему телу сейчас, может стать гораздо более сложным вызовом, чем следовать подробным инструкциям, считает Анжела.

 

Беседа с Виктором и Анжелой

Вопрос: Почему и как вы начали заниматься йогой?

Виктор: На самом деле, я не знаю почему. Я начал заниматься йогой, когда мне было 12 лет. Я занимался по книге, которую нашел в книжном шкафу отца. Я выходил в сад и повторял позу за позой, которые были в этой книге. Она называлась «Спорт и йога» Сельвараджана Есудиана. Когда мне исполнилось 26, я рисовал в своей студии сутками напролет. От этого я начал чувствовать усталость и закрепощенность во всем теле. Поэтому решил снова вернуться к йоге. Дона Холлеман стала моим первым учителем.

В 1971 я впервые встретил Айенгара в Лондоне. В то же время мы познакомились и с Анжелой. Для меня это был сложный период, так как я влюбился в Анжелу с первого взгляда, но к тому времени уже был женат.

Очень быстро меня увлек Айенгар. Он насильно раздавал сертификаты небольшой группе учеников, которые не очень-то стремились сертифицировать йогу. Но выдавая нам эти сертификаты, он надеялся, что нас это завлечет и сделает более лояльными к его школе.

Вобщем, мой путь в йогу начался с того, что мне были необходимы физическая выносливость и комфорт. Также я всегда интересовался медитацией, с которой познакомился в том же 1971 году, благодаря знакомству с Махариши Махеш Йоги. Так что я начал практиковать йогу и медитацию одновременно.

Вопрос: Почему вы продолжали практиковать?

Виктор: Для меня было очень важно оставаться художником, и в то же время меня привлекало преподавание йоги так как людям это нравилось. И в какой-то мере на меня в качестве преподавателя был спрос. Айенгар также стимулировал мои поездки по миру с семинарами. Так что я стал финансово зависеть от йоги. Также у меня оставалось все меньше времени на искусство. Но где-то там, в глубине, у меня всегда была уверенность, что я еще вернусь к рисованию.

А в 1980 мы с Анжелой сблизились и я рисовал для нее плакаты. Потом я начал выпускать книги по йоге, в период с 1992 по 2000 я выпустил четыре книги, для которых сам делал иллюстрации. Моему счастью не было границ, так как теперь я смог объединить свою любовь к йоге и к искусству в своих книгах.

Вопрос: Анжела, расскажите теперь о себе. Почему и как вы начали практиковать йогу?

Анжела: Когда я была ребенком, я ничего не знала про йогу, но в глубине души у меня жила уверенность, что должно быть что-то такое. Я любила движение, часто ночью я лежа в постели пыталась пошевелить буквально каждой мышцей в своем теле. И меня не покидала идея о том, что в мире обязательно должно быть что-то вроде набора упражнений, которые помогут проработать каждую часть моего тела. Мне тогда было около 7-8 лет. Поскольку с йогой я познакомилась гораздо позже, до этого я занималась другими видами спорта - ездила на велосипеде, занималась конным спортом. В школе я занималась организацией различных спортивных мероприятий: прыжками, гонками и тому подобными.

Позже я прочитала про йогу, там говорилось, что учитель приходит, когда ученик к этому готов. И я подумала, ну что ж, я подожду. В то время я увлекалась различными вещами, и одним из моих увлечений были встречи эзотерического сообщества в Лондоне. Там один из моих друзей как-то мне сообщил, что нашел преподавателя йоги, к которому мы и пошли заниматься. Это была одна из учениц Айенгара. Примерно в то же время самого Айенгара пригласил в Лондон известный тогда скрипач, чтобы тот ему помог поправить здоровье. Айенгар проводил и открытые занятия в Лондоне. Наша преподаватель посоветовала нам на них пойти, вот, можно сказать, с этого и начался мой путь в йогу.

Вопрос: Почему вы продолжали практику?

Анжела: Я всегда искала выражения через свое тело. Духовная часть меня тоже искала выражения, удовлетворения. А церковь давала недостаточно простора для самовыражения. Мне хотелось молиться и душой и всем своим телом. Я всегда была в поиске чего-то, для выражения себя через тело. Отчасти я нашла это в эзотерическом обществе, где я стала вращающимся дервишем . Тогда я поняла, что вращение может быть своего рода молитвой. Это меня удовлетворило на какое-то время. Но я делала одно и то же - просто вращалась в одном направлении. А в йоге задействуется все тело.

Когда я встретила Айенгара, то почувствовала, что он может дать нечто более глубокое, чем любые формы движений, которые я встречала. Я довольно долго практиковала йогу Айенгара. Я стала сильнее, но только физически. А где-то в глубине я страдала от того, что моя жизнь не может раскрыться сполна. Я достигла хорошего уровня в йоге и могла зарабатывать йогой себе на жизнь. Но я так и не смогла раскрыть те части себя, которые потеряла еще в раннем детстве. Я пережила несколько травм, операций и других ситуаций, которые истощили меня и оставили отпечаток глубоко внутри. Мне понадобилось 10 долгих лет практики, чтобы это осознать. Стиль преподавания Айенгара был для меня слишком военным, но я не собиралась бросать до тех пор, пока наверняка не пойму причины, по которым хочу бросить. Но как только я поняла причину - я ушла из школы Айенгара. Я не знала, куда именно податься, думала, что мне нужен другой учитель. Так я начала заниматься у Патабхи Джойса и других. Со временем я поняла, что должна найти своего учителя внутри себя.

Затем я получила знак. Знак - через храм Бога Солнца на Востоке Индии. На этом храме изображены прекрасные женские скульптуры. Когда я их увидела, то поняла, что всю жизнь отвергала свою женственность. Я хотела быть сильной, хотела правильного духовного пути. Так что я всеми силами старалась сделать свое тело идеально правильным, как этого хотел Айенгар, но всегда находился какой-то изъян... Так вот на этом храме были изображены прекрасные женщины, но это были не просто сексуальные женщины, они были - Дакини. До этого момента я думала, что путь йоги - только для мужчин. А там я вдруг поняла, что могу быть женщиной и практиковать йогу. Это понимание дало мне сильный толчок как на подсознательном уровне, так и в теле, и в практике, и в преподавании. Моя практика йоги начала меняться, я постепенно перестала делать те вещи, которые причиняли мне боль.

Когда мы с Виктором начали практиковать вместе, мы стали практиковать асаны и йогу более расслабленно, мы пробовали посмотреть на практику под другим углом. Также мы приблизились к энергетической составляющей йоги.

Вопрос: Что вы порекомендуете тем, кто только начинает практиковать йогу?

Анжела: О, это сложно. Думаю, лучше будет познакомиться с разными учителями и найти того, с которым они чувствуют себя счастливыми, который радует их сердце. Сейчас у людей гораздо больше выбора, чем было у нас.

Я верю в то, что у каждого свой путь. Иногда, так было с нами, мы идем по пути, который нам причиняет боль. Это происходит потому, что мы сами себя мучили до этого. А когда у тебя учитель, который тебя постоянно наказывает - это как биться головой об стену... В конце концов ты очнешься и спросишь себя: «Какого черта я тут делаю?» После чего и находишь свой собственный путь. Я считаю, что в конечном счете, каждый находит того учителя, который ему нужен. И есть свои кармические причины, по которым мы учимся у тех или иных людей. Лично я очень благодарна Айенгару за то, что он столько внимания уделяет телу.

Виктор как-то услышал голос, который сказал ему: «Иди к Айенгару за тем, чему он тебя не учит»... На мой взгляд, благодаря тому времени, что я посвятила этой школе йоги, я наконец проснулась и осознала, что такое травма, как мы продолжаем травмировать себя снова и снова, как позволяем другим людям травмировать нас до тех пор, пока наконец не проснемся. Все мои чувства относительно йоги были тесно связанны с этим аспектом - с возвращением к избавлению от моей травмы.

Виктор: Я думаю, вся йога нужна для того, чтобы сделать практикующего более осознанным. И если ты практикуешь йогу, не так важно, какой стиль, в результате ты получаешь глубокие прозрения. Эти прозрения помогают понять, кто ты, помогают найти свой путь. Эти инсайты могут полностью отвергать тот стиль, что вы практиковали до теперешнего момента. После чего вам остается только набраться смелости и следовать своим прозрениям.

У нас ушло 8-10 лет наследования мельчайших движений Айенгара, чтобы понять, что не все, что работает для него, так же работает и для нас. Много времени ушло, прежде чем я понял это и смог набраться смелости, чтобы двигаться дальше своей дорогой. Мне в значительной степени помогла любовь Анжелы, поскольку, когда влюблен, все остальные вещи не так уж и важны.

Вопрос: Какова роль отношений между мужчиной и женщиной в практике йоги? Что для вас брахмачарья?

Анжела: Для меня брахмачарья значит видеть и любить Бога или Богиню во всем, что ты делаешь, в каждом, в особенности в себе самом. Еще это зависит от того, какой путь вы для себя выбрали в йоге. И вы в праве выбирать для себя любое направление. Если вам так хочется, вы можете выбрать путь с ограничениями и совершенствоваться на нем. Этот путь можно назвать традиционным, особенно для мужчины в понимании индийской йоги. Лично я считаю, что начала именно с такого пути. Он привлекал меня потому, что идя по нему, можно было избавиться от груза ответственности за те вещи, с которыми приходится сталкиваться в обычной жизни. И ты можешь идти по этому прекрасному духовному пути все выше и выше... Но скорее всего, у тебя есть некоторые аспекты жизни, с которыми ты просто не хочешь иметь дело, не осмеливаешься разобраться в них.

Если ты честен с самим собой и на самом деле видишь, что пришло время отказаться от многого и посвятить всего себя практике - это замечательно. Но есть и другой путь к Богу, который есть в каждом из нас, и этот путь осилят не все. На этом пути ты сталкиваешься с самим собой и должен научиться принимать каждое проявление себя, каким бы ужасным, или плохим оно не казалось, как дар, через который ты учишься жизни.

Что касается меня, сравнительно недавно я смогла понять пользу всех тех ужасных вещей, которые происходили в моей жизни. А в самом начале, когда я их осознала, я не была способна благодарить за эти ситуации... Мне казалось, что моя жизнь была бы намного лучше без них. Теперь же я понимаю, что другого пути для меня быть не могло, что без этого опыта, без всего того, что мне пришлось пережить, у меня бы никогда не было моих инсайтов, прозрений - моего внутреннего богатства.

Окружающие меня люди играют важную роль в моей жизни. И понимание моих жизненных уроков дало мне возможность лучше понимать тех людей, которые переживают травмирующие события. Без моего опыта, я бы не смогла так хорошо их понимать и помогать им. И вот сейчас я наконец благодарна за все то, что происходило в моей жизни.

Вопрос: Бытует мнение, что настоящий йогин должен жить вдали от общества. Что вы думаете по этому поводу?

Виктор: Традиционно в Индии считается, что после 60-ти лет человек может освободиться от семейных обязанностей и уединиться для практики, например, в лесу, или горах. Другой путь, на мой взгляд, более тантрический - когда принимаешь жизнь такой, какой она тебе дается, становишься более восприимчивым к ее глубинным аспектам и проявлениям. Да, в ней есть иллюзия, или игра, но если живешь глубоко и осознанно, она меняет тебя.

А что касается отношений между мужчиной и женщиной, то с точки зрения тантры, необходимо разглядеть в другом человеке Бога. Ты учишься любить другого сильнее, чем самого себя, но через любовь к другим ты также учишься любить себя. Это помогает налаживать отношения с окружающими и в конце концов через других прийти к себе. А когда покидаешь общество, сталкиваешься лицом к лицу с самим собой, позже, возможно, тебе понадобится кто-то, чтобы ты научился уважать других, как уважаешь себя. Вобщем, какой путь выбрать, зависит от того, кто ты, чем хочешь заниматься и какой путь для тебя ближе.

Анжела: Мне кажется, путь брахмачарьи слишком противоречив. Можно встретить многих учителей, которые утверждают, что они брахмачари, а потом оказывается, что они потерпели неудачу на своем пути. Я думаю это приводит к дисбалансу, однобокости.

Немногим людям на самом деле никто больше не нужен, у них нет сексуального желания, они вполе счастливы в одиночестве, идя своим путем. Но среди всех, кого я встречала, таких всего несколько человек - их вообще невозможно представить с кем-либо в отношениях, или в семье, они как бы вне всего этого.

На мой взгляд, если обратиться к идее брахмачарьи, разум очень быстро увлечется замечательными возвышенными идеями. Но все остальное, что будет при этом отброшено, рано или поздно к вам вернется пинком под зад. Так что лучше сначала подружиться со всеми потайными уголками своей души, прежде чем их отвергать.

Вот почему мы так много уделяем внимания базовой, нижней, чакре - чтобы прочувствовать связь с Землей и почитать ее. Когда ты это делаешь, становишься более честным с самим собой. А возвышенные идеи - ими очень просто увлечься и потерять рассудительность.

Похожая опасность подстерегает учителей, когда окружающие люди обожают тебя, ты начинаешь думать, что ты очень особенный и делаешь что-то выдающееся. Да, мы все уникальные и особенные, но если сильно увлечься этой идеей и потерять бдительность, то в конце концов оступишься и все пойдет наперекосяк. А когда время от времени возвращаешься мыслями к Земле и к телу, ты становишься более честным в своей самооценке.

Виктор: Это ужасно, когда молодому ученику его учитель говорит, что он не должен заниматься сексом. И они себя сдерживают годами, а потом в один миг все для них рушится, когда вдруг обнаруживается, что у их учителя были сексуальные связи со многими девушками. Тогда они отвергают этого учителя и к тому же чувствуют, что им срочно нужно начать заниматься сексом, пока не стало слишком поздно. :) Тут они попадают в другую крайность.

Это очень непросто - найти честный и разумный подход, принимать все, что дано Богом. Изучать мельчайшие детали вокруг нас, не отвергая ничего... Это безумство - отвергать секс пока чувствуешь к нему тягу и когда он занимает все мысли. До тех пор, пока какие-то вещи целиком занимают наши мысли и желания, мы остаемся слепы ко всему остальному.

А в йоге у нас по крайней мере есть шанс стать более беспристрастными, не отвергая ничего. Такое беспристрастие дает нам возможность рассмотреть все явления и объекты со стороны, увидеть их такими, какие они есть, а не фантазировать.

Анжела: Поскольку Россия - очень мощное место, Москва также известна, как место Шивы, под влиянием этой энергии есть опасность доходить до крайностей. Поэтому так много людей в этой местности доводят практику йоги до экстрима, они хотят продвинуться в практике все дальше и дальше. Но все, что они делают, это осваивают все более и более сложные асаны, которые производят впечатление на окружающих. И это происходит везде, в Америке тоже... Но как же вся остальная жизнь? Как насчет Земли, что вы делаете для того, чтобы поддержать себя и других людей?

Вопрос: Что вы думаете по поводу желаний? Нужно ли от них избавляться, или принимать и почему?

Анжела: Я думаю, что нужно подружиться с любыми своими проявлениями. Настоящий путь не тот, на котором ты вычеркиваешь или убиваешь какие-то части себя, а тот, на котором углубляешься в себя и знакомишься с собою поближе. У каждой части тела есть голос и энергия, и необходимо их всех принимать и уважать.

Энергию любого желания можно использовать красиво. Например, если взять желания быть богатым и влиятельным, достигнув этого, люди могут делать замечательные вещи. Ну или например, когда тебе хочется иметь большой и мощный автомобиль, сначала загляни в себя поглубже, найди ту часть тебя, которая хочет этот автомобиль и пообщайся с ней: «Я понимаю, что ты хочешь этот автомобиль и я понимаю твое желание. Но зачем на самом деле тебе он нужен?» И эта часть тебя, которая была как-то стеснена, начинает раскрываться... Это как маленький плачущий ребенок. Если его слушать, он начинает открываться и успокаиваться. Так что я бы посоветовала принимать любую часть себя.

Виктор: Да, не отвергайте свои желания, но лучше держите их при себе, если возможно. Если кто-то узнает ваши желания, он легко может вас сбить с правильного пути, например, предлагая «специальные» техники для достижения ваших целей. Желания, как и все остальное, имеют свои риски. Беспристрастность же может быть слишком холодной и отпугивающей для окружающих, если вы слишком беспристрастны. У всех явлений этой жизни есть свои положительные и отрицательные стороны.

Мы считаем, что та сатвичная практика йоги, которую мы преподаем, помогает немного раздвинуть рамки, сместить полюса. Тогда вы способны увидеть вещи такими, какие они есть, поиграть с ними, вместо того, чтобы они играли вами или вводили вас в заблуждение.

Анжела: Я думаю, что можно записать все свои желания и распределить их по степени важности для вас. Наряду с мечтами о большом доме, о богатстве и влиятельности, у вас также может быть желание помогать другим... И если посмотреть на свои желания со стороны, то альтруистичные могут оказаться более важными для вас. Я верю, что все люди изначально добрые и альтруистичные, но потом, в силу разных причин, мы становимся испорченными... И если вами овладело желание, прежде чем стараться его воплотить во что бы то ни стало, постарайтесь увидеть с максимальной ясностью ваше желание уже воплощенным... И тогда оно может трансформироваться и показать вам ваши настоящие намерения - быть может желание иметь большую машину превратится в желание иметь автобус, чтобы возить людей :)

Вопрос: Ум и практика. Достаточно просто контролировать свое тело, но трудно ум. Почему так сложно контролировать ум? Какое место занимает контроль ума в практике йоги для вас?

Анжела: Мне не нравится тут слово контроль.

Виктор: Контроль - это не то, чем мы занимаемся. У контроля свои подводные камни - он мешает вам быть свободными и прислушиваться к себе. Так что, когда вы осознанны и внимательно прислушиваетесь, тогда ваше тело и ум вас контролируют и ведут... Если же вы думаете, что это вы контролируете свое тело или ум, то это скорее всего ваши мысли контролируют вас... Когда мы ставим ногу так или эдак, то скорее всего думаем, что контролируем положение своих ног, но когда мы начинаем прислушиваться к тому, чего хочется нашим ногам - это уже другой уровень практики.

Это можно назвать женским подходом к йоге, он делает вас восприимчивыми. Вы учитесь прислушиваться к вашему телу, разуму, душе и другим людям. И вы не пытаетесь контролировать что-либо, а просто наблюдаете и позволяете этому быть. А контроль ума звучит для меня как-то странно, я так это не воспринимаю...

Анжела: Вне всякого сомнения, бывает йога и для ума... В Индии я встречала одного выдающегося учителя, было очень занимательно наблюдать, как он демонстрировал людям отражение их состояния ума при помощи интеллектуальных бесед. И он очень быстро помогал им увидеть суть своего ума и затем обрести покой. Он привлекал очень умных последователей... Вам необходимо найти действительно опытного и продвинутого учителя, чтобы практиковать йогу для ума.

Когда мой ум обеспокоен и мечется, я возвращаю его к телу через практику йоги, или просто собирая внимание в центре, визуализируя связь с Землей, наблюдая за дыханием, отыскивая напряженные участки в теле и позволяя им расслабиться. Тогда беспокойство ума уходит вместе с напряжением в теле, и я чувствую себя очень умиротворенно и на своем месте. Так что я советую - возвращайтесь к телу, если ваш ум в беспорядке. А для ментальной йоги - найдите очень хорошего учителя Раджа-йоги.

Виктор: А если вам очень хочется контролировать свое тело - поживите и поучитесь у Айенгара :) Тогда вы поймете, что совершенно не можете контролировать свое тело. Он все время находит изъяны и ошибки в том, что вы делаете. И эта муштра продолжается бесконечно.

Также вы можете не тренировать свое тело, как мы предлагаем, и погружаться на все более глубокие уровни расслабления... и этому тоже нет конца... И контроль может быть бесконечным. Когда вы все контролируете, то становитесь одним из основных раздражителей как для себя, так и для окружающих. Это происходит потому, что вы становитесь фанатичным идеалистом - будь то работа с телом или с умом. А идеального тела, как и ума, не существует...

Анжела: Существует замечательное равновесие тела и ума, когда они уважают друг друга. Когда ум кристально чист, а я верю, что этого возможно достичь, можно воплотить в жизнь самые удивительные замыслы. Некоторым это удается, они создают произведения искусства, философские течения, медицинские открытия. До тех пор пока вы используете ум, чтобы делать жизнь лучше, а не контролировать что-либо, вы сохраните внутреннее равновесие. Если же вы занимаетесь йогой с мыслями о контроле тела, ум всегда будет на шаг впереди по сравнению с телом, он будет подавлять мудрость вашего тела, вот тогда начнутся проблемы. Это можно сравнить с тем, как злобный эсплуататор постоянно бьет своих рабов.

Виктор: Мне в голову пришел образ Арджуны на поле боя и то, как он разговаривает с Кришной, Сверх-разумом, который создал разум тела. Обратите внимание на то, какие вопросы задает Арджуна и как на них отвечает Кришна - это довольно интересно с точки зрения ваших желаний и того, как с ними поступать. На мой взгляд, Бхагавад Гита может прояснить многие вопросы тех, кто изучает тему контроля. Я думаю, что контроль - это глупо и говорит о низком уровне человека. В основном контроль заставляет нас не делать что-либо, когда на самом деле нет никаких оснований для этого. В целом контролирующий подход мешает эволюции мира, так что нужно быть с ним поосторожнее.

Анжела: Контроль можно использовать, но только умеренно и в правильных ситуациях. Если взять занятие по йоге, когда даешь людям больше свободы и одобрения, происходит нечто замечательное - люди начинают открываться, они буквально светятся от радости. А когда заставляешь их следовать строгим правилам, как в методе Айенгара, где все они вынуждены стремиться выглядеть одинаково, тогда никто не выглядит счастливым.

Вопрос: Есть ли в йоге успех? Какова цель йоги для вас?

Виктор: Я бы сказал, что это оттачивание умения прислушиваться к тому, что прекрасного несет в себе жизнь, к тому прекрасному, что есть в вашем теле, уме и окружении. Это способность уловить всеобъемлющую взаимосвязь и взаимодействие. Способность отточить свою нервную систему настолько, чтобы стать внимательным слушателем, и развиваться дальше.

Изначально йога возникла как система для мужчин, которые не склонны быть очень внимательными. Женщины обычно более внимательны, они склонны прислушиваться к себе, к чувству любви, к своим желаниям. А мужчины чаще находятся в ситуации, когда перед ними стоит цель, которую они во что бы то ни стало должны достичь. А йога останавливает их, делает их более внимательными к себе, вдумчивыми. И это хорошая причина, чтобы практиковать йогу :)

А для современных женщин йога становится все более актуальной, так как они все чаще уподобляются мужчинам, они целеустремленные, хотят достичь того, что им было когда-то недоступным. Так что им необходимо прислушаться к тому, кто они на самом деле и чего же они хотят. И для женщин важна вдумчивость, рефлексия.

Анжела: Для меня йога - это то, что дает мне возможность почувствовать себя комфортно, кем и какой бы я ни была.

Вопрос: Считаете ли вы, что йога для мужчин и женщин должна отличаться?

Анжела: Некоторым мужчинам пойдет на пользу более женственный подход. Хотя, думаю, мужчинам нужно быть осторожными, так как женщины становятся все более сильными. Что для современного мужчины на самом деле важно - снова найти себя. В прошлом у них была роль - просто держать все под контролем, и женщина была у них в услужении. Так было проще - они просто принимали эту роль независимо от своих предпочтений. Затем в один момент все поменялось, в том числе и роли. Женщины доказали, что могут выполнять те роли, которые им хочется, что им необязательно нужен мужчина - а это сокрушительный удар для мужчин. И что сейчас необходимо мужской половине, так это обнаружить, как замечательно просто быть тем, кто ты есть. Нет ни малейшей необходимости возлагать на себя традиционные роли, если ты этого не хочешь. Каждому человеку нужно просто понять, кем он или она является на самом деле. Женщины могут решить, что не хотят быть просто хорошенькими куколками, что они могут быть сильными и уверенными. В этом смысле мне нравится работать с женщинами, я могу наблюдать, как они раскрываются, сколько света в себе таят, пока окончательно не избавятся от груза ролей... Но думаю, то же самое можно сказать и про мужчин.

Виктор: Я думаю, что важно применять аюрведические знания к определению отличий между мужчинами и женщинами. Наш подход к йоге - это индивидуальность практики через понимание своей индивидуальности и уникальности. Если сегодня тебе хочется быть более тамасичным, будь таким до тех пор, пока не осознаешь, что это только часть твоего проявления... Каждый может выработать практику йоги, согласно своему темпераменту, и это правило распространяется как на мужчин так и на женщин.

Вопрос: Придерживаетесь ли вы определенной диеты?

Анжела: Я не ем мяса уже более 30 лет. Но я не строгий вегетарианец - иногда могу съесть яйцо или рыбу. Нет у меня диеты - я просто прислушиваюсь к тому, чего хочет мое тело, и даю ему это. Любая диета - это ограничение своего тела... А я поиздевалась над собой достаточно за всю жизнь и теперь не хочу следовать правилам какой-либо диеты. Виктор выращивает овощи, так что мы довольно много едим овощей и зелени. Я Вата по конституции, поэтому для меня полезно есть часто и небольшими порциями. Во время семинаров и поездок это сложно организовать, но когда я дома, я стараюсь придерживаться этого режима.

Виктор: Я люблю зелень, салаты, овощи и фрукты. Иногда рыбу. И как настоящий голландец, я очень люблю сыр. Знаю, сыр сложно назвать йогической пищей, но я ем довольно много сыра.

Вопрос: Расскажите о своем центре в Греции.

Виктор: Анжела преподает в Греции уже более 30 лет, а я присоединился к ней в 1984. Мы нашли помещение для йога студии, но место было слишком шумным - в то время там строилось много новых домов. Мы даже подумывали уехать с острова, но неожиданно наш друг рассказал нам о том, что продается участок земли, который мы и решили купить. Теперь у нас есть свой йога центр за чертой города и мы очень счастливы там.

Анжела: О, это замечательное место, туда приезжают люди из разных уголков мира. Это прекрасный остров, с оливковой долиной. К тому же это очень сильное место, там любое лечение усиливается в десятки раз, и это явно чувствуется... И оно всего в пяти минутах ходьбы от моря.

Вопрос: Ваши пожелания читателям журнала Wild Yogi.

Анжела: Я пожелаю найти радость и комфорт в своем теле. Нет нужды выполнять сложные асаны, чтобы быть йогином, просто начните прислушиваться к себе, примите себя такими какие вы есть.

Виктор: Не ищите йогу где-то далеко, просто следуйте своей внутренней мудрости, будьте собой, и все будет хорошо!