Главная / Блог / Интервью Павла Карпухина с Шандором Ремете

Интервью Павла Карпухина с Шандором Ремете

Шандор Ремете (духовное имя в Натха сампрадае - Сундернатх), родился в 1948 г. в Югославии, в венгерской семье, где оба родителя практиковали йогу. Отец был его первым учителем асан, пранаям и бандх, которые и спустя годы остались ключевым звеном его стиля. Помимо хатха йоги Шандор осваивал дальневосточные боевые искусства (кэндзюцу - японское искусство меча, и китайский шаолиньцуань), с присущими им "внутренними" комплексами работы с энергией. В 60-е годы семья эмигрировала в Австралию, а потом Шандора по договору Австралии с США, как гражданина Австралии призвали в армию, и отправили прямо во Вьетнам. Вернувшись с войны, он нашёл "Йога Дипику" Б.К.С. Айенгара и возобновил свои занятия йогой по этой книге.

Спустя некоторое время молодой "ветеран Вьетнама" с удивлением узнал, что оказывается автор книги, выполняющий все эти фантастические асаны, до сих пор жив и здоров, и преподает у себя в Индии.
Двадцатипятилетний Шандор сразу же отправляется ко "льву из Пуны" и становится его учеником, продолжая совершенствовать практику под руководством Айенгара в течение следующих десяти лет. Углубляясь в наследие Кришнамачарьи, он начинает практиковать аштанга виньяса йогу, обучаясь у одного из индийских учеников Паттабхи Джойса.

Как говорит сам Шандор, на формирование его стиля оказали влияние традиции Айенгара, Кришнамачарьи и искусство кэндзюцу, в котором делается акцент на развитие "хара" - энергетического центра, расположенного на уровне пупка. На этот же центр воздействует Уддияна бандха, отработке которой Шандор придаёт особое значение.

Стиль Шандора "Йога Тени" (Shadow Yoga) включает в себя четыре уровня, на первом ("пратигна крама" - исследование) изучаются базовые последовательности асан, включающие в себя элементы цигун, на втором ("мандала крама", изучение циркуляции праны) - основные асаны и построение вариаций, а также бандхи и мудры (Махабандха, Махаведха и Махамудра), третий уровень ("шакти крама") посвящён накоплению и концентрации праны, и включает освоение сложных асан, дающих большую внутреннюю силу, а также изучение марм - "энергетических узлов" в теле, нади - каналов энергии, ритмического дыхания и взаимодействия всех этих элементов. Четвертый уровень - ("ваджрамукти"), направлен на формирование "алмазного тела", ваджракайи, и представляет из себя свободный стиль, в котором "практикующий знает что делать, когда и где это делать, как делать и когда остановиться.

Практике Ваджракайи обучают в плавной манере, когда одна асана перетекает в последующую, так же как тень плавно, без колебаний, движется от одной поверхности к другой". На этом уровне изучаются мантры и их использование в сочетании с асанами и пранаямой.

Большое значение Шандор придаёт чтению традиционных текстов по йоге, таких как Йога Сутры, Хатха Йога Прадипика, Гхеранда и Васишта Самхиты и т.п., стараясь прояснить в умах западных учеников тот факт, что йога предназначена не просто для "достижения хорошей спокойной жизни", а как путь к очищению себя и самореализации, что далеко не всегда может быть комфортным и удовлетворять наше эго. Школа Айенгара чувствуется во многом — очень большое внимание к осознанности всего тела во время асаны, к разнице между просто "спортивной" позой, и йога асаной, в которой нет напряжения в ненужных местах и не нарушается течение энергии в теле.