Главная / Публикации / №13 Август 2016 / Константин Ронинио "Шаманский путь"

Константин Ронинио "Шаманский путь"

Решил написать о специфике пути познания в шаманских традициях Латинской Америки. В этой теме я довольно плотно нахожусь последние четырнадцать лет. Я, фактически, живу среди шаманов, прохожу разные практики и церемонии с ними не реже ста раз в году. Я уже писал статьи об  особенностях шаманских церемоний, об отличии настоящих шаманов от ненастоящих: недоучек, шарлатанов и колдунов. Писал о том, что есть разные традиции и ритуалы, с помощью которых людей проводят через состояние глубокого транса. В некоторых традициях используют грибы, в некоторых кактусы, в Амазонии используют отвар из ряда растений, который известен как Аяваска.

 В этой статье я хотел бы написать о некоторых психологических аспектах этого пути, о разных этапах и возможных трудностях, с которыми можно встретиться на нём.  

Шаман Мануэль из Перу. Мастер церемоний Аяваски.

Но начнём с определения цели аутентичных шаманских церемоний. В традиции целью всегда являлось исцеление. Никто не говорил о необходимости духовно расти, просветлеть, познать суть всего. Это нынешние искатели хотят использовать шаманизм как ещё один инструмент для просветления. Они автоматически переносят многие восточные понятия и представления на другую почву, не понимая коренных различий.
 Но что понимают под исцелением в аутентичной шаманской традиции? Это понятие никогда не ограничивалось лишь физическим здоровьем. И даже более того, речь, прежде всего, шла о психическом или душевном здоровье. А оно в свою очередь сильно влияет на физическое тело. Эти закономерности индейцы давно установили. Но как можно поддерживать психическое или душевное здоровье? Какие у него признаки? Сейчас бы мы это описали как уравновешенность человека, его доброжелательность, способность сопереживать другим, способность ясно мыслить.

 За всем этим есть некое объединяющее понятие. Я бы это назвал развитым сознанием. Я могу с уверенностью заявить, что настоящие шаманские церемонии развивают сознание человека. В этом они сходятся с аутентичными восточными практиками. Я практиковал и те, и другие. И я могу точно сказать, что сходство, безусловно, есть, но при множестве важнейших различий.

 Что происходит с сознанием в шаманском трансе. Некоторые говорят, что оно расширяется. Кто-то говорит, что повышается его уровень. И то, и другое верно, в зависимости от того, как развивается церемония, и на что направлено внимание. Например, человек может вспомнить множество фрагментов своей жизни, которые забыл или которые, обычно, не может помнить: очень раннее детство, пребывание в утробе матери.

 У меня в группе был итальянец, который, после удара головой при нырянии в десять лет, забыл всё, что было до этого события. На церемонии Аяваски он вспомнил своё детство впервые за 35 лет. Многие участники церемоний узнали о событиях из жизни своих родителей того периода, когда они сами были в утробе матери. Случается, что мы «вспоминаем, фрагменты из жизни родственников и предков, которые мы не видели сами или они случились до нашего рождения. Это потом многократно подтверждалось при выяснении этих обстоятельств и расспросов родственников. Так же вспоминая многие детали своей жизни и чувства, возникавшие в связи с ними, мы узнаем причины своих заболеваний и проблем.

 Эти феномены, как и многие другие, которые можно долго описывать, назовём расширением сознания. Но существуют феномены гораздо более высокого порядка, в которых речь идёт о включении совсем другой памяти. Это можно выразить только языком метафоры или поэзии. Это можно назвать состоянием: вспомнить всё или вспомнить своё высшее «Я». Можно говорить о встрече с изначальной чистотой, душой, высшим сознанием. Есть бесконечно много состояний и переживаний высшего порядка, с которыми человек может встретиться на шаманской церемонии. Можно говорить об их различиях, уровнях, градациях. Но я не вижу смысла в таком разговоре. Важнее подчеркнуть несколько общих черт. На фоне этих состояний наша жизнь часто выглядит фрагментом в гораздо большей жизни или игре. Все проблемы нашего биографического «Я», нашей обычной личности становятся не существенны. В этом состоянии вы можете их легко решить. Но часто вы о них просто не вспоминаете из-за их ничтожности. А если вспоминаете, то решаете мгновенно. Так происходят многие исцеления от хронических заболеваний или разрешения старых внутренних конфликтов и травм.

 Можно долго описывать красоту и силу этих состояний. Но в рамках статьи я остановлюсь лишь на кратком обозначении их. Эти состояния назовём повышенным осознанием. Сразу скажу, что в отличие от состояний расширенного сознания, состояния повышенного осознания доступны не для всех, даже если вы находитесь на правильной шаманской церемонии. К этому должны быть предпосылки, определённая подготовка. И эти состояния приходят далеко не на каждой церемонии.

Шаман Педро Энрике прводит пейотную церемонию в Мексике.

Отдельная тема, как и за счёт чего происходят эти переживания. Кто-то считает, что это чистая биохимия. Кто-то считает, что здесь, прежде всего, духовное влияние. Эта большая тема, которой нужно посвятить отдельную статью, если не книгу. Коротко напишу, что результат складывается из целого ряда составляющих: правильный напиток, точно влияющий на мозг, ваш верный настрой и предыдущий жизненный опыт, включая опыт медитаций, грамотная работа шамана и его готовность вас сопроводить в таком высоком путешествии.

 Далее я перехожу к теме, о которой собственно и хотел написать. Психологическая особенность этого пути, его драматизм, если хотите, заключается в том, что эти высокие состояния невозможно удержать. Вы всегда вынуждены спускаться вниз, попадая в свою обычную личность со всеми её ограничениями, привычками и характерными чертами. Конечно, после каждого такого переживания вы становитесь немного другим. Но нет способа удержать эти состояния. Значительную часть того, что вы видите там, вы забываете. И более того, какая-то скептическая часть в вас начинает сомневаться, а было ли это, что это было, не показалось ли мне это. Из своей обычной личности вы снова начинаете руководствоваться той логикой, которая присуща ей. Вы снова повторяете многие ошибки, ведущие к проблемам в отношениях с людьми и заболеваниям, за исключением тех моментов, которые вы проработали.

 На самом деле, чтобы вспомнить, что было в церемониях, достаточно сесть, остановить обычный ход мыслей и начать медитировать. Это легко. Но человека почти всегда что-то отвлекает от этого. Иногда эти состояния медитации или глубинных воспоминаний свой истинной природы обваливаются на вас как водопад. После очень сильных шаманских церемоний это может происходить где-то в течение полугода. Но чаще всего, со временем мы выстраиваем барьеры, которые мешают нам вспоминать такие состояния.

 Чем чаще мы попадаем в эти состояния повышенного сознания, тем труднее нам о них забывать и игнорировать тот новый взгляд на себя и жизнь, которые они формируют. Постепенно мы учимся привносить это в свою жизнь, плавно корректируя своё биографическое «Я».

 У многих возникает вопрос, возможно ли получать аналогичный по силе и свойствам опыт в другой практике: в йоге, тай-цзы, Сибирском шаманизме и.т.д. Теоретически да. И даже практически я знаю людей, которые целенаправленно продвигаются в развитии сознания через ряд восточных практик. Но я смею утверждать, что интенсивность, происходящих процессов на пути шаманизма в традиции Аяваски или Пейота, гораздо выше. Главная причина, что эти традиции ещё достаточно живы и близки к своей изначальной чистоте (при условии, что вы попали в правильное место к грамотным людям). Вторая причина заключается в том, что эти традиции, побуждая вас измениться внутренне, не настаивают на кардинальной смене вашего образа жизни. В то время как эффективность большинства восточных практик зависит от таких элементов как кардинальное изменение питания и места проживания. Для устойчивой связи с высокими состояниями сознания в восточных традициях, нужно долго жить в уединении и воздержании. Подавляющее большинство людей к этому не готовы. Поэтому гораздо чаще мы встречаем людей, имитирующих эти высокие состояния. Через книги и через свой кратковременный фрагментарный опыт эти люди знают об особенностях таких состояний и умеют красиво мудрствовать на всяких сатсангах, при этом загадочно и долго улыбаясь!

 На шаманском пути люди менее склонны к такому поведению, потому что лучше осведомлены о кармических последствиях такого лицемерия и просто потому, что им жаль тратить своё драгоценное время на это. Хотя разные люди везде встречаются. Мне лично не очень нравится, когда реальное состояние человека в конкретный момент не соответствует тем высоким истинам, что он произносит. Это обесценивает слова. Слова теряют силу, теряют свою магию, превращаясь в пустой звон. И наоборот, если человек делает что-то, находясь в соответствующем состоянии сознания, он может творить магию.  А чтобы замечать разницу, нужно научиться видеть людей!        

  
 

***

Сайт автора (туры в латинскую Америку): www.odisseia.club