Главная / Публикации / №6 Август 2012 / Джай Уттал. "Мы должны прожить свою карму"

Джай Уттал. "Мы должны прожить свою карму"

"Мы должны прожить свою карму"

Интервью с Джай Утталом

Вопросы: Олег Флоу, Илья Журавлев

Вы поете бхаджаны, и это одна из форм бхакти йоги, выраженная в музыке. Как вы думаете, почему западные люди интересуются этой индийской традицией? Что они в ней ищут?

Джай:

Ну давайте посмотрим на это так: для некоторых людей запада интерес к восточным традициям - это просто увлечение, также как увлечение йогой. Но на другом уровне, я думаю, люди чувствуют интерес к бхакти потому, что их сердца, их эмоции хотят выразить себя, и они нуждаются в единении с чем-то духовным. Для многих не так-то просто жить в этом мире. И мы пробуем йогу, пробуем медитацию, пробуем то или это. Не так-то просто реально использовать эти практики, чтобы наш внутренний мир соединился и раскрылся духовному, соединился с Богом. Но некоторые практики, то что в Индии называют киртан, очень просты и доступны, и это - путь, который позволяет открыть свое сердце, выразить свои чувства, сделать их более открытыми, и в конечном счете почувствовать единение с Богом. Многие люди хотят раскрыть свое сердце и почувствовать связь с чем-то большим, чем-то более великим чем индивидуальность. И киртан, как форма бхакти йоги - это просто. Не знаю как в России, а на Западе часто считают, что если что-то простое, то это не ценное. Йоги древности, оставившие нам эти практики, которые мы сейчас привносим в нашу жизнь, они задумывали это как дар миру, человечеству, чтобы позволить всем почувствовать единение с Высшим. И с этой точки зрения, чем проще, тем лучше для нас.

Как у вас появился интерес к восточной культуре, к духовности? Помните вашу первую поездку в Индию, ваши впечатления? Как вы встретили своего Гуру?

Джай:

Отлично, я люблю двадцать вопросов в одном. Дай-те как отхлебну чайку… Итак, сейчас мне 60 лет. И я впервые открыл для себя и стал очень интересоваться и увлекаться духовностью Востока, когда мне было около 15 лет. Часть этого увлечения пришлась на 60-е годы, я был хиппи, был поклонником Битлз. То есть частично это было культурное влияние, тогда была волна восточной мистики, восточной духовности, которая прошла через нашу страну и молодежную культуру, и тогда не было странным увлекаться такими вещами. В любом случае, я подсел на это. И тогда я начал довольно много медитировать, практиковать хатха йогу, также я начал петь киртан. Это было еще до моей первой поездки в Индию, и я думаю, что мне сильно повезло узнать все это. Я думаю, это вследствие опыта, который у меня был в прошлых жизнях, иначе откуда бы это все взялось?

Когда я учился в высшей школе, у нас был один учитель, он был на замене. Знаете, когда основной учитель болеет, и кого-нибудь ставят его заменить, и обычно этот сменный учитель не особо хорошо подготовлен. Но этот учитель - я очень ясно это помню, он учил нас Дзен медитации. И это была не какая-нибудь альтернативная школа, а обычная публичная школа. Как такое могло произойти просто так? И это очень глубоко меня затронуло.

Итак, я стал изучать йогу у разных учителей, и я попал в такую школу, которая давала довольно широкий набор практик - от асан до киртана. Также я любил ходить по улицам с членами общества Харе Кришна, мне никогда не хотелось вступить в их организацию, но я любил их киртан, он меня очень трогал. В то время это было новое явление в Нью-Йорке. В то же время я очень интересовался индийской классической музыкой. Сейчас мы знаем разные стили, разные школы индийской музыки, но тогда в Нью-Йорке информации о ней было мало. Но ее можно было найти на пластинках, и когда я ее слышал, то думал: "Вау! Мне это нравится!". А музыкантом я был с самого раннего детства, играл на разных инструментах. Тогда я ходил в музыкальный колледж, начинал изучать орган. И однажды в нашем колледже мой будущий учитель Али Акбар Хан давал концерт, и я так впечатлился, что довольно быстро бросил колледж и переехал в Калифорнию, изучать индийскую музыку с Али Акбар Ханом.

И тогда я стал еще больше увлекаться йогой, поехал в Индию увидеть человека, который, как я думал, станет моим гуру. Но оказалось, что все не так, это долгая история, которой я не буду вам докучать, но в итоге я встретил другого человека, который стал моим гуру - Ним Кароли Баба. Сейчас если подумать о случайностях и совпадениях в нашей жизни, я думаю, что все так и должно было произойти. И на самом деле случайностей не бывает и совпадения не случайны. И я встретил этого человека, мы звали его Махараджи, он был также гуру Рам даса, Кришна даса, Бхагаван даса и многих, многих других людей, которые неизвестны на Западе. Постепенно мое осознавание взаимоотношений с Махараджи развивалось, пока я не понял, что он был моим защитником и спасителем всю мою жизнь, и прошлую жизнь, и позапрошлую...

Я говорю "осознавание, пробуждение", потому что такие вещи как взаимоотношение с гуру и кто такой на самом деле гуру, мы не можем это знать своим обычным умом, но у нас бывают проблески осознавания, и затем мы создаем систему веры вокруг этих проблесков осознавания. Что там еще было в вопросе?

Было про Индию, гуру и чему он вас научил.

Джай:

Махараджи не учил в привычном для нас смысле - он никогда не давал лекций, не устраивал обсуждений и тому подобное. Но он посадил в нас семена преданности Богу, и эта вера в милость гуру и в милость Бога, и этот поиск духа, жажда духа... Он дал нам очень простые техники для полива этих семян преданности - такие как джапа (повторение мантр), пение, молитва. Вы знаете, Махараджи не поддерживал занятия медитацией, или практику асан. Конечно, он позволял каждому практиковать то, что ему нравится. Похоже, что он позволял жизни каждого человека продолжаться по своему сценарию. Потому что мы должны прожить свою карму, но в то же время он защищал нас на каждом углу, тем временем засевая в нас семена преданности Богу. И поэтому, я думаю, многие из нас - учеников Махараджи, теперь ездят по миру и поют киртан, распространяют эту трансформирующую силу, глубину пения имен Бога. И при этом, если вы в одну комнату соберете пять человек, кторые все преданные, все ученики Ним Кароли Баба, они все будут между собой спорить, в чем были его учения. Но мы все согласимся, что чувствовали себя уверенно благодаря его милости, зависели от его милости, что наша жизнь вся вертелась вокруг его милости.

Теперь вы знаменитый певец. Как вы записывали свой первый альбом с мантрами? Думали ли тогда, что такая музыка станет популярной?

Джай:

Когда я записывал свой первый альбом, я даже не представлял себе, что такая музыка станет популярной. Иногда звукозаписывающая компания просила меня что-то записать. Я уже говорил, что с детства был музыкантом, я был очень увлечен музыкой, и мой отец работал в музыкальном бизнесе. Комбинация восточной и западной музыки для меня была естественной, потому что за плечами у меня было много западной музыки, а потом я изучал индийскую, потом поехал в Индию и так далее. Я экспериментировал с этими вещами, и в 1989 или 90-м году, я стал записывать - у меня было дома кое-какое оборудование: компьютер, секвенсор - довольно простое. Так что с друзьями я стал кое-что записывать, получился альбом «Footprints» (Следы). Я не думал, что он станет популярным, не ожидал. Конечно как музыканты мы хотели, чтобы наше искусство нравилось многим людям, но особых ожиданий не было, скорее страсть творить, осваивать новые звучания. Мы записывали альбом ради радости творчества. На первом альбоме я не так уж много пою, я даже стеснялся петь тогда. Но все, что я спел - было мантрами. А музыка, я считаю это духовной музыкой, это была смесь западной и индийской. Так что сейчас, я конечно в восхищении, что такая музыка стала популярной, и люди видят в ней Бога.

Вплоть до последнего времени это не приводило к финансовому успеху, но зато эта волна прошла по всему миру, стимулируя людей, не только я один, но и другие подобные певцы запустили эту волну. Мне кажется, подобную волну запустили Битлз, но потом она угасла, а сейчас поднимается новая. Это приносит осознание красоты и глубины индийской музыки, а затем, на следующем уровне, приносит осознание глубины индийской духовной традиции, преданности Богу, из которой бьет источник этой музыки. Потому что каждая нота индийской музыки основана на духовности. Многое в этой музыке сейчас уже потеряно, но в традиции, в истории - эта музыка была полностью посвящена Богу, полностью связана с бхакти йогой, с нада йогой, с медитацией. А сейчас, я чувствую, мы начали заново открывать это. Мой учитель, Али Акбар Хан, всегда, всегда это подчеркивал. Он сам киртаном не занимался, только классической индийской музыкой, но он всегда говорил что основа музыки лежит в духовной практике. Так что это прекрасный сюрприз, видеть как такая музыка становится широко популярной. Я бы не сказал, что каждый увлечен киртаном, что каждый добирается до глубокого уровня, но это нормально - каждый переживает жизнь и духовность по своему. Да и не стоит судить, кто на глубоком уровне, а кто нет. Но то, что имена Бога поют теперь - это факт. Больше всего это движение заметно в США, но и в других местах мира оно, хоть и помедленнее, но растет. Я чувствую что пение имен Бога это как поток трансцендентного исцеления.

Вы общались и играли с традиционными бродячими музыкантами Бенгалии – баулами. Расскажите об этом опыте. Многие говорят, что это полубезумные люди, они курят слишком много чараса, и им особо нечего терять. Поскольку часто они безработные бродяги, единственное, что у них есть - это бхакти. Как вы думаете, возможно для западного певца бхаджанов, который не вырос в индийской культуре, достичь такого экстаза в пении?

Джай:

Сначала я был знаком с музыкой баулов, потому что у меня были какие-то записи. И музыка на этих пластинках была поистине потрясающей, она разрывала мне сердце, она была так прекрасна, так душевна. И такая мистическая! И через какое-то время, по моему в 1974 году, мы с другом решили разыскать баулов, чтобы посмотреть, какие они, и может быть чему-то научится у них. Так что мы поехали в Западную Бенгалию, в место где-то около трех часов езды на запад от Калькутты, которое считалось центром сообщества баулов, ты наверно знаешь, что их сообщество - это как духовный орден, или община. Так что мы поехали, искали и нашли некоторых баулов, и учились у них. Их музыка очень хороша – это народная музыка, она отличается от индийской классической, и поэзия такая резкая, с двойным и даже тройным смыслом. Она пронизана поклонением Богу, очень мистическая, и у них есть своя тантрическая традиция тоже. Баулы, бенгальские мистики, в основном они отбросили все ловушки религии, и создали свой собственный экстатический путь связи с Единым. Они говорят что Бог, Кришна, Атман, живет внутри человека, и их путь - это открыть истинное бытие внутри своего собственного сердца. И как в каждой религии, в каждом сообществе, линии передачи, среди них есть самые разные люди. Некоторые из них просто прекрасны! С открытым сердцем, сострадательные, духовные – эти люди внутренне богаты, и их музыка и пение выражают это внутреннее богатство. Некоторых из них я любил, кого-то нет, как и везде. Некоторые из них курят чарас (гашиш), но не все. Некоторые бродяги, а некоторые живут на одном месте. Большинство из них бедняки, это точно. Но многие также имеют семьи.

Мой учитель, его звали Бадьянатх Баул. У него тогда не было детей, но он собирался их завести. У него был маленький дом на маленьком участке земли, так что он был не бродягой. Он был полностью предан пути баулов, Баул Пантху. Он всецело предавался пению духовных песен, хотя конечно, он хотел заработать какие-то деньги своим искусством, потому что вы понимаете – Кали Юга, нам нужно выживать. Но бродягой он не был. Просто на западе слово бродяга имеет негативное значение, но на Востоке это может быть садху, бродячий монах, они просят еду и деньги, но их уважают, это почетное положение. Конечно, не каждый садху, бродящий с чашей для подаяния, является благородной персоной, некоторые да, некоторые нет, ну вы понимаете, это везде так. Мой учитель был замечательным. Конечно, у него были определенные амбиции, но что плохого в амбициях? Вот лицемерие, нечестность – это плохо. Этого я в нем не замечал, он был отличным и это была одна из лучших частей моей жизни. Я учился у баулов музыке. Сейчас я уже не нахожусь под таким влиянием учителя, но многие-многие годы музыка, которой я учился у него, она пронизывала все, что я делал. И способ выразить экстремальную духовную жажду в песне – это большая часть моей жизни, моей музыки, моего самовыражения.

Может не индиец, западный человек, испытать такой тип экстаза? Без каких-либо психоделиков?

Джай:

Без психоделиков… Я не знаю, для меня очень просто попробовать понять экстаз другого человека как с психоделиками, так и без. Много раз люди говорили мне: «Джай, ты выглядишь таким экстатичным, когда поешь!» А сам я так не чувствовал. Я скорее чувствовал что я нахожусь в процессе духовной практики или молитвы, но чтобы прямо экстаз… не знаю, экстаза я не чувствовал. Сейчас я психоделики не использую, раньше было дело. Я чувствую что мое глубинное сердце связано с музыкой и киртаном, который я пою. И сейчас это гораздо глубже, чем было, когда я использовал психоделики. Не понимаю почему, но я чувствую себя так сейчас, и это более реально. Но вот пришла такая мысль: во-первых, я не думаю, что экстаз это цель. Может для кого-то это цель, но для меня нет, так что зачем мне об этом рассуждать. Для меня пение киртана – это способ глубже и глубже почувствовать связь с Богом, каким-то образом найти более глубокий уровень самопожертвования и помощи людям. Большиство из нас, американцев, эгоистичны, зациклены на себе. И я хочу делать свою практику чтобы стать менее эгоистичным. Сейчас у меня растет ребенок, который очень в этом помогает, но у меня впереди еще долгий путь, и я хочу чтобы мое сердце было больше связано с духом, с божественной волей. Так что об экстазе как таковом я не забочусь. Иногда я чувствую, что меня сильно «прет», когда я пою, это классно, но не является целью. Самадхи тоже не моя цель. Я чувствую преданность, доверие и веру в Бога и хочу их углубить. Но как я чувствую, это противоположно использованию психоделиков, потому что когда ты используешь вещество, похоже что ты не веришь в Бога, а веришь больше в вещество, что оно даст тебе духовный опыт. Но опять же, это только мое суждение. Я знаю, что многие садху в Индии курят гашиш, это часть их духовного путешествия, хотя мне это не подходит. Но я не чувствую себя вправе осуждать их, так что я и не буду.

Следующий вопрос – можем ли мы говорить о возникновении такого феномена, как «Калифорнийский индуизм», или «Американский индуизм». Когда западные люди практикуют какие-то вещи из традиции индуизма, уже без связи с самой Индией?

Джай:

Не думаю, что могу много рассказать об этом. Что касается меня, я не считаю себя индуистом. Я считаю себя человеком, который в детском таком путешествии по духовному пути, детском путешествии на пути эмоций, физическом, ментальном… В путешествии, чтобы стать ближе к моему Гуру, ближе к Богу, как научиться жить в этой жизни и делиться своим знанием. Я себя поэтому не называю индуистом, «хинду», и никем другим, кроме человека, блуждающего человека. Так что я не знаю о глобальных и крупных темах, не могу комментировать.

Кто является вашим Иштадевата (личным Божеством)? Какую мантру вы читаете или поете для себя в моменты духовного озарения?

Джай:

Практика мантры это несколько личное. Мой путь немного эксцентричный. Многие мне говорили, что я должен иметь Иштадевата. Но для меня это не свосем так. Полагаю, если я и назову своего Иштадевата, я скажу, мой Гуру - мое личное Божество. Сейчас он очень близко отождествляется с Хануманом. Так что, когда я поклоняюсь Хануману, я поклоняюсь своему Гуру, а когда поклоняюсь Гуру, то - Хануману. Так что я много размышляю о Ханумане, читаю джапу и молитвы для него. Однако, в то же самое время, когда я пою, я чувствую, что мои призывы к Кришне и Радхе очень сильны, и киртан, который я пою, в очень большой степени посвящен Радхе и Кришне. Так что снова я скажу, что не могу дать четкого ответа.

Бывали ли вы на священных местах американских индейцев? Что вы думаете об их культуре, что чувствуете на подобных местах? Может быть энергия этих мест воздействует на людей, подталкивая к духовному развитию?

Джай:

Я читал о культуре американских индейцев, и она выглядит очень глубокой. Это было большой трагедией, что она была практически уничтожена европейскими переселенцами. И я, как их потомок, чувствую стыд за это. В то же время я бы не сказал, что я чувствую связь с культурой американских индейцев в своем сердце. Я чувствую, что я пришел из другого мира. Жалко конечно, что эта глубокая духовная культура была уничтожена процентов на 95.

Что вы еще практикуете, помимо мантра йоги?

Джай:

Ну, я практикую хатха, виняьса йогу, но нерегулярно. Моя жена преподает йогу, она прекрасный учитель. Она ставит меня на коврик. Я стараюсь хотя бы раз в неделю заниматься – знаю, что надо конечно гораздо больше.

Какие музыкальные инструменты вы используете?

Джай:

Когда пою киртан, я играю на фисгармонии, это инструмент из Индии. Изначально ее придумали в Европе, но она обрела огромную популярность в Индии, для исполнения религиозной музыки. Я играю на сароде, это традиционный индийский струнный инструмент, я много-много лет изучал его с Али Акбар Ханом. Также играю на разных индийских ударных инструментах, не классической табле, а на народных. Также я много играю на банджо, это западный инструмент, но я на нем играю в восточном стиле. Ну и на гитаре конечно, и пою. Иногда я работаю с компьютером – на нем такие странные звуки можно извлекать, весьма экзотические.

Творчество каких артистов, индийских или западных, вас вдохновляет?

Джай:

В разное время я сходил с ума по разной музыке. Сейчас я слушаю много бразильской музыки – как очень традиционной, так и современной, поп музыки. Даже занимаюсь бразильским стилем игры на гитаре с одним отличным парнем-музыкантом из Бразилии. Также я много слушаю традиционный индийский киртан, западные киртаны слушаю мало. Мне нравится Битлз и я часто переслушиваю их, также Боб Дилана слушаю. Также мне нравится стиль, который мы называем «тайми», это очень-очень старое кантри, не то, что играют сейчас. Я много его слушаю, что удивляет людей, потому что мало кто его любит. Ну и регги – я очень люблю регги.

Над чем вы работаете сейчас? Ищете новые тексты, мантры, бхаджаны? Или старые вполне устраивают?

Джай:

Сейчас над каким-то новым проектом я не работаю. Занимаюсь своими уроками с бразильским учителем. Много практикуюсь, стараясь понять бразильскую музыку – гармонию, мелодию, ритм. Некоторые ритмы кажутся мне весьма трудными. Также как индийские ритмы могут быть очень сложными, хотя они не такие, как бразильские.

В прошлом году я записал три альбома: “Bhakti bazaar”, “Queen of hearts” и “Kirtan kids”. Они все разные – «Бхакти базар» очень медитативная музыка, «Королева сердец» это киртан в стиле регги, самба и ска. А «Дети киртана» это духовная музыка для детей. Так что сейчас я счастлив пока ни над чем не работать.

Ищу ли я новые тексты? Для меня это звучит забавно. Нет, не ищу. Ничто мне не приносит такого удовлетворения, как пение тех же киртанов, тех же бхаджанов, тех же мантр, что я пою уже 45 лет. Те мантры, которые я пою – вы можете петь их 45 жизней, а не просто 45 лет. Вы даже можете их петь 450 жизней, потому что они сами и цель, и путешествие, и путь. Они совсем мне не надоедают. Иногда я думаю – а вдруг моей аудитории надоело? Но сейчас я об этом не думаю, сейчас я хочу духовно глубже погрузиться в песнопения, которые знаю. Я бы сказал, что количество киртанов, которые я пою, не расширяется, а сужается. Вот в эти дни я пел киртан, около часа, пел «Сита Рам, Сита Рам, Джаи Рам, Джай Джай Рам», и вторым номером я пел «Раде, Раде, Раде Шьям, Раде Говинда». Может конечно аудитории было скучно со мной, возможно, надо их спросить. Но что касается меня самого – я не ищу новых киртанов. Я всегда ищу новые направления в музыке, для новых эмоциональных, духовных дверей, которые открываются через музыку. Но мантры остаются самые основные. Я чувствую, что достаточно даже одного слова «Рам». Если бы мне сказали что это единственное слово на всю мою оставшуюся жизнь, я бы этим удовлетворился.

Сайт Джай Уттала: www.jaiuttal.com