Доктор Роберт Свобода - первый представитель западного мира, закончивший аюрведический колледж (в 1980) и получивший лицензию аюрведического врача, дающую право практиковать аюрведу в Индии.
Жил в Индии в 1973-80 гг. и 1982-86 гг. С 1985 года Роберт Свобода путешествует по миру, читает лекции, консультирует, преподает и сочиняет. Автор множества книг об аюрведе, джйотише, васту. Самая известная серия его книг - "Агхора - по левую руку Бога", посвященная обучению Роберта у индийского тантрического гуру Вималананды, проживавшего в Бомбее.
Жизнь — это действие. Все живые существа беспрестанно действуют, прекращая деятельность только тогда, когда прана оставляет их тела. В санскрите действие обозначают словом «карма», и согласно закону кармы, который нашел выражение в третьем законе механики Ньютона в терминах, применимых ко всем параметрам существования, каждое действие порождает равное и противоположное ему противодействие. Результаты определенных действий наших предков отражаются и на наших жизнях; помимо этого, каждый из нас несет ответственность за взаимные кармы, реализованные и реализуемые теми, с кем мы живем по соседству, в одном городе, в одном обществе.
Каждый из нас рождается с определенным потенциалом хорошего или плохого здоровья, — потенциалом, на который влияет все, что мы унаследовали от наших предков, культура того места, где мы родились, а также действия, совершенные нами в предыдущих жизнях. Некоторые паттерны, связанные со здоровьем, сильнее, и потому они укоренились больше, чем другие, и, следовательно, именно им «суждено» воплотиться в жизнь; другие же паттерны являются более гибкими и больше поддаются влиянию. Мы можем работать с этими паттернами, предпринимая новые шаги для улучшения своей ситуации, — естественно, при условии, что эти новые меры мы примем с умением и в нужный момент. Вот тогда-то карта наших карм — а джйотиш, индийская наука предсказывания будущего, как раз этим и занимается — может оказаться полезным дополнительным инструментом по управлению нашим здоровьем.
Наука джйотиш появилась в Индии как веданга, «ответвление» ведической системы, разъясняющее в целях проведения жертвоприношений природу пространства над нами, которое разделяют на лунные созвездия, накшатры. Изучая, как характеристики этих секторов пространства, а также движение солнца и луны в этом пространстве влияют на все земное, ведические специалисты могли помочь выбрать определенное время и пространство, чтобы провести те или иные ритуалы так, чтобы добиться желаемого результата.
Помимо накшатр, классический джйотиш выделяет раши (солнечные созвездия) и бхавы (астрологические дома), а также тщательно рассматривает расположение девяти грах. Это группа девяти «захватчиков» (слово «граха» буквально переводится «захватчик» или «тиски») состоит из пяти видимых планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), двух светил (Солнца и Луны), а также Раху и Кету — северного и южного узлов Луны (точки, где орбита вращения Земли вокруг Солнца пересекает орбиту вращения Луны вокруг Земли). Каждая граха представляет определенное божество, девата: божество вступает в силу и подчиняет нас себе — в тисках его объятий мы вынуждены проявлять некоторые из его характеристик.
Таким образом грахи воздействуют на нас своим собственным уникальным способом, к лучшему это или к худшему. Хотя некоторые грахи относительно доброжелательны, а некоторые другие — более злонамеренны, только два из них могут быть по-настоящему благотворными: Юпитер и Венера. Но даже два этих великих благодетеля могут привести к нежелательным результатам, если в карте рождения они занимают неудачное положение. Точно так же изначально зловредные Сатурн, Марс, Раху и Кету в зависимости от расположения могут оказать относительно более или менее отрицательное влияние на наше здоровье (поскольку от вредителя довольно редко можно ждать положительного или даже благотворного влияния в физиологическом плане). Меркурий может быть благоприятным или зловредным в зависимости от того, с какими другими грахами он связан. Луна благоприятна в яркой фазе (в частности, в период возрастающей Луны) и зловредна в период снижения яркости (в частности, в период ущерба Луны).
Натальный гороскоп — это прарабдха-карта индивида, где содержится часть кармы местного жителя, в результате которой он или она родились под влиянием конкретного паттерна грах именно в этом месте в данное время. Квалифицированный специалист по джйотиш рассмотрит не только натальную, но и хорарную карту: там указывается положение грах в тот момент, когда проводится оценка человека в настоящее время. Полученная при этом информация позволит выяснить важные подробности о состоянии этого человека.
Специалисты по джйотиш обычно принимают во внимание все девять грах, из которых наиболее значимым зачастую считают Сатурн. Сатурн (на санскрите Шани или Манда) — граха, отвечающая за анубхаву (опыт), символизирует все то в жизни, чего вы хотели бы, но не можете избежать, все те переживания, которые вам суждено испытать: недовольство, разочарование, утрата, болезнь, старость, смерть. Сатурн может указывать на заболевание в целом; но он, в частности, служит признаком хронических недугов, особенно тех, которые связаны с избытком ваты.
Другая очень стимулирующая вату граха — Раху — представляет собой голову асура, хвост которого известен как Кету. Будучи головой без тела, Раху вечно голоден, и все, что он ест (в том числе и особенно Солнце или Луну в период затмения), выходит снизу его шеи непереваренным. Таким образом, Раху провоцирует нестабильность, спутанность сознания, а также неутолимую жажду чего-либо и всего сразу. Раху в некотором отношении является воплощением современной жизни: миллионы людей неподвижно сидят перед экранами в тисках Раху, поглощают изображения и звуки из интернета в вечной жажде получить все больше, больше и больше.
Подобно вадье, проводящему лечение согласно аюрведе, специалист по джйотиш может дать рекомендации, при помощи какого конкретного средства можно исправить или облегчить воздействие, которое оказывает неблагоприятная комбинация грах (следовательно, это средство повлияет и на карму). Это средство называется упайя. Действительно, аюрведа и джйотиш (а обе этих науки суть разделы индийской философии, санкхьи) традиционно использовались вместе, чтобы помочь пациентам улучшить свое плохое здоровье. Но в какой-то период джйотиш почему-то стали воспринимать как суеверие, предрассудок, хотя это не ограничивающаяся материальным миром модель реального мира и человеческого опыта. Мы надеемся, что данная конференция станет первым шагом на пути возвращения джйотиш на подходящее этой науке место — рядом с аюрведой, что пойдет во благо всех живых существ. Татхасту!
Статья опубликована в программном буклете, изданном в качестве памятного подарка для участников V Международной конференции по аюрведе в 2015 году.
Постоянный адрес статьи: http://www.drsvoboda.com/resources/articles/jyotisha-ayurveda/
Перевод с англ. Е. Саноцкой.