Если копнуть источники по развитию йоги в СССР, то в числе ее первых энтузиастов упоминаются лица, познакомившие с ней советских граждан в самом начале 60-х: Василий Бродов, Анатолий Зубков, Геннадий Стаценко, Анатолий Иванов и другие. (Причем из этих людей непосредственно в Индии обучался только А.Зубков - в йога-институте г. Лакноу, где он был в командировке. Остальные были знакомы с йогой по книгам - прим. ред.)
Однако, мало кому известно, что в действительности, возможно самым первым йогом на территории послевоенного СССР был эстонец Рам Михаэль Тамм, приехавший в страну в 1956 году из Западной Германии. Рам стал практиковать йогу еще в 40-годы, получив инициацию от индийских мастеров из Миссии Рамакришны. В Германии он как эстонский студент изучал архитектуру и строительство в Берлине. После войны жил во Франкфурте, работал в американской военной компании как инженер-строитель. В СССР он оказался почти случайно, желая посетить могилу матери перед своим окончательным отъездом в Индию, но был принудительно интернирован советскими властями на 25 лет, так как его, гражданина довоенной Эстонии, решили оставить в Эстонской республике СССР. Гражданином Германии не был, поэтому за него ФРГ не вступилась.
Как лицо без гражданства, он все эти годы просидел на эстонском хуторе, в провинцальной глухомани на 101 километре. В числе его первых учеников были, в частности, ориенталисты Линнарт Мялль и Хальянд Удам, а также ряд других представителей эстонской интеллигенции. С начала 70-х к нему начали приезжать люди из России и других республик СССР, среди которых одними из первых были индологи Октябрина Волкова, Юрий Глазов, Андрей Зелинский, а также известный московский эзотерик Владимир Степанов. Информация о мистическом философе в эстонском лесу стала распространяться по всей стране, от Прибалтики до Средней Азии, и в свою последнюю советскую пятилетку (до 1981 года) Рам стал широко известным в узких кругах советских эзотериков мастером хатха-йоги, медитации и мистической философии.
Благодаря содействию своих российских друзей, ему удалось получить разрешение на выезд из страны, и последние 20 лет жизни он провел в США.
Ниже приводится возможно первая в СССР легальная публикация о йоге - статья Олафа Лангсеппа в журнале "Kehakultuur" (Физическая культура) за 1959 год. На первых семи фотографиях асаны демонстрирует сам Рам.
Биография:
Рам Михаэль Тамм: 09 февраля 1911 (Элиствере, Эстония) – 22 ноября 2002 (Бостон, США). Родился в семье православных эстонцев.
Изучал архитектуру и строительное дело, сначала в Эстонии, затем в Германии (Технический университет, Берлин), где проживал с 1940 по 1956 год. Активно интересовался идеями космофизики и квантовой механики, общался с представителями этих наук во время проживания в Германии.
После войны заинтересовался философией и йогой, был в контакте с различными европейскими эзотерическими кругами. Изучал санскрит и древнегреческий, издавал во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) журналы “Advaita Vedanta” и “Friede”. В конце 40-х были инициирован в Орден Рамакришны по линии Вивекананды–Парамананды–Гаятри Деви. Лично был знаком с немецким ламой Анагарикой Говиндой и эстонским буддистом Вахиндрой (Карл Теннисон, соратник Агвана Дорджиева).
В числе его партнеров по переписке были, в частности: Т.М.П. Махадеван (профессор Мадрасского университета), Хироши Мотояма (профессор Токийского университета), Б.Д.Райн (американский основатель парапсихологии), Василий Налимов (московский профессор, автор книги «Вероятностная модель языка»), А.Н. Зелинский (востоковед, ученик Ю.Н.Рериха).
В 1955 году получил приглашение от Свами Омкара переехать на постоянное место жительства в Индию, для углубленных занятий индийской философией, йогой и медитацией, но до места назначения не доехал, будучи принудительно интернирован на территории СССР (как гражданин непризнанной советскими властями бывшей Эстонской Республики). В 1981 году, при содействии правозащитников из круга А.Д.Сахарова, получил разрешение покинуть СССР. С 1982 по 2002 проживал в Бостоне (США), где были изданы его фундаментальные работы «Hypothesis-Theory-Null», “The Philosophy of Null” и “Magical Warfares”.
Рам считал себя мистическим философом, практикующим джняна-йогу (йогу знания. Считал себя полностью независимым мыслителем, преодолевшим суггестию как академической науки, так популярных религиозных направлений, называл себя «духовным диссидентом». С 40-х годов практиковал хатха-йогу, и медитацию. Был специалистом по греческой, индийской и немецкой классической философии, хорошо знал мистическую традицию во всех ее ипостасях.
Кроме того, он хорошо понимал проблемы современной физики и математики. Математизм Бурбаки – одна из составляющих его Нуль-Гипотезы-Теории (НГТ) как центральной концепции, стремящейся к объединению достижений западной и восточной интеллектуальной и мистической мысли. В числе ключевых фигур, определивших формализации НГТ, можно назвать Будду, Лао-цзы, Платона, Аристотеля, Гегеля, Ясперса, Шанкарачарью, Махадевана.
В СССР вокруг Рама сложился круг учеников, принадлежавших к разным поколениям, религиям и культурным традициям. Позже этот круг был расширен за счет новых членов из стран Европы и Северной Америки, получив условное название «Rama-Tam-Om-Ashrama». Никакой агитационной работы не велось, группа носила закрытый частный характер. Сам мастер считал неэтичным обучать неподготовленных или, тем более, негативно настроенных (злобных, лживых или психически неадекватных) людей технологиям магического и суггестивного характера, используемых в традиционной мистике, включая ее восточные форматы (каббала, йога, даосизм, суфизм и т.д.).
В 1977 году, по просьбе друзей, основал мистическую группу с элементами восточной (прежде всего индийской) инициатической культуры. В целом им было посвящено 12 человек из Прибалтики, Украины, России, Югославии и США, из которых большая часть последовательно отпала (по разным причинам), не пройдя всей лестницы формальных инициаций. При этом сам философ неоднократно говорил, что человек с «благоприятной кармой» сможет найти с ним контакт через его книги или даже изображения. Именно таким образом он был признан великим гуру в узком кругу индийских садху из священного города Бадринатх.
В настоящее время последователи мастера живут в разных странах мира как частные лица. Единственным человеком, стремящимся как-то популяризировать наследие мастера, является автор статьи. Работы Рама публиковались на английском и эстонском языках, планируется издание фолианта русскоязычных переводов, которые были сделаны еще во время проживания мастера в СССР (публиковались в формате самиздата). Кроме того, существует несколько работ на немецком языке (в рукописи), а также переводы отдельных работ на литовский (в машинописном формате).
Среди известных в русскоговорящих кругах последователей Рама можно назвать основателя театра «Дерево» Антона Адасинского, музыканта Вячеслава Гайворонского, переводчика Виталия Михейкина (ассистент профессора Налимова). Рама также хорошо знают в среде старшего поколения эстонских диссидентов, некоторые из которых заняли руководящие позиции в эстонском государстве после распада СССР.
Подробно о советском периоде жизни Рама написано в книге Владимира Видеманна «Запрещенный Союз», по которой был снят документальный фильм "Soviet Hippies” (Эстония-Финляндия-ФРГ), а также поставлена пьеса Михаила Дурненкова (директор Гоголь-театра, Москва) «Революция хиппи».