Главная / Блог / Энтони Грим Холл - впечатления о фестивале Йога-Радуга

Энтони Грим Холл - впечатления о фестивале Йога-Радуга

Отчет о фестивале: возвращение с «Йога-Радуги» (3-9 мая 2014)

Вернулся, проведя неделю в Чирали, Турция на фестивале «Йога-радуга», куда меня пригласили провести три занятия. Перед поездкой я не знал, чего ожидать, но впечатления превосходные, так что я рад, что согласился приехать.

  Место прекрасное, кажется, это национальный парк, в двух часах пути из Анталии, на берегу Турецкой Ривьеры. Мне понравились очертания гор, понравилось плавать к ним каждое утро, после практики в своей комнате. Возможно, мне надо было посетить хотя бы одно из занятий в 7 утра, но, дорогие последователи Аштанги, отстаивающие необходимость практики по утрам, я лучше не пойду, чем задумаюсь об этом, уже сидя на занятии.

Превосходные площадки, я как раз молился о возможности преподавать на такой, как на фото ниже.

В основном, это лимонные деревья, не так высоко, но уже отличный вид.

По стечению обстоятельств мое первое занятие — по Виньяса Краме — состоялось здесь, очень мне нравится эта фотография, я тут на переднем плане в белой майке и синей японской бандане (которая называется «тенгу»).

Этот снимок сделан за 10 минут до занятия, класс еще не заполнился: народ еще приходил, практически не осталось места между ковриками. Это, конечно, сложно, ведь я, как и Манджу Джойс, полагаю что на занятиях по асанам йоги должно быть не более 25 человек, но ведь здесь же фестиваль...

 

Не могу поверить, что у меня может быть такой суровый вид.

Следующее занятие было о наследии Кришнамачарьи, я немного беспокоился, могу ли я два часа рассказывать. Оказалось, не проблема: еще бы четыре часа рассказывал, если бы мне позволили — мы же только до 1950х годов дошли...

Мне невероятно повезло с переводчиком: Мария Воробьева переводила прекрасно, а еще на фестивале она потом провела свое занятие по Инь-йоге.

Завершающее занятие у меня было по оригинальной последовательности Аштанги в традиции Кришнамачарьи, как она описана в его работе "Йогасанагалу" 1941 года. Думаю, мне больше всех понравилось вести именно это занятие. На занятие по Виньяса Краме собралось слишком много народа. Поскольку я имею не слишком обширный опыт ведения занятий в больших группах, я, проанализировав свои впечатления, решил, что мог бы выбрать другой подход. Саймон подсказал мне, что в другой раз надо соорудить что-то вроде сцены или помоста, чтобы меня было всем практикующим хорошо видно.

Класс о наследии Кришнамачарьи прошел весело, в середине занятия я провел мини-семинар по отбросу ног назад / пробросу вперед, но у некоторых участников я и сам мог бы поучиться, как это делать, так легко и плавно некоторые из них выполняли практику. Фотографии все еще разбираю, надеюсь, что некоторые из них с этого занятия можно будет разместить.

Как-то за завтраком меня спросили, что «стиль» йоги я преподаю. Я ответил, что предлагаю Аштангу, раннюю Аштангу в традиции Кришнамачарьи, о которой первые две его книги, а также Виньяса Крама, которую он преподавал своему ученику Рамасвами.

Затем меня спросили, кто еще учил ранней Аштанге в традиции Кришнамачарьи, кто был моим учителем… Этот вопрос поставил меня в тупик, в конце концов я в шутку ответил: «Только я сам и веду»… Но в самом деле, серьезно, кто еще преподает / рассказывает / демонстрирует / предлагает раннюю Аштангу, как она описывается в книгах «Йога Макаранда» и «Йогасанагалу» Кришнамачарьи. Я думаю, что вам нужна вторая книга «Йогасанагалу» Кришнамачарьи, чтобы помочь вам понять подход, применяемый для демонстрации последовательности в первой, более знаменитой, книге «Йога Макаранда». Сатья Мурти и я первыми перевели на английский язык и представили «Йогасанагалу» Кришнамачарьи (на самом деле Сатья сделал всю сложную работу по переводу).

Безусловно, в представлении Паттабхи Джойса об Аштанга Виньясе есть множество сходных черт с тем, что мы находим в ранних книгах Кришнамачарьи. И все же есть некоторые важные различия. При поверхностном рассмотрении первые две последовательности кажутся почти одинаковыми, но все же сама последовательность у Паттабхи Джойса, как правило, фиксирована, неизменна; в то время как у Кришнамачарьи, по всей видимости, последовательность — это более гибкий набор поз. Кришнамачарья, видимо, считал, что оставаться в позе нужно несколько дольше, а также делал акцент на удлинении и замедлении дыхания. Существует также вопрос о кумбхаке, задержке дыхания, которая полностью отсутствует у Паттабхи Джойса в Аштанга Виньясе и преобладает в ранней Аштанге у Кришнамачарьи. Кроме того, есть различия по сфере применения внутреннего дришти, — к изучению этого вопроса я только начинаю изучать. Если о практике никто не рассказывает, не демонстрирует подход к асанам, который Кришнамачарья описывал в своих книгах, он будет потерян... И снова, любопытно разобраться в истории Аштанга Виньясы.

Благодаря этому вопросу за завтраком я убедился, что должен продолжать практиковать этот подход, продолжать рассказывать о нем везде, где возможно, давая его в качестве варианта, в надежде, что достаточно практикующих изучат его в своей собственной практике и передадут его, в свою очередь, другим. Это хорошая практика; и, действительно, какое это имеет значение, что мы практикуем после того, как спели мантру в начале занятия, перед пранаямой и пратьяхарой, это может также быть Аштанга как в раннем, так и в позднем варианте.

И, как мы видим, вполне можно добиться пользы для здоровья при применении кумбхаки в асанах. Я задумался и спросил себя: «Если кумбхака приносит такую пользу, когда мы просто практикуем ее во время пранаямы, почему бы не привести задержку дыхания при выполнении асан?» У меня есть теория, что выполнение асан способствует движению крови по всему организму, может быть, даже помогает направить поток крови к конкретным участкам тела. Есть исследования, согласно которым кумбхака увеличивает количество углекислого газа в крови, и это может иметь «лечебный эффект». Если мы практикуем кумбхаку, увеличив тем самым количество углекислого газа в крови, то мы можем направить суперпоток крови туда, куда нам нужно, с помощью выполнения той ли иной асаны. Так мы вполне можем выяснить что-то интересное.

Это только теория, которую следует изучить.

Занятие «Оригинальная последовательность Аштанга виньяса йоги, основанная на работах Кришнамачарьи», проходило в «Лимонном зале» (Limon Studio).

И большим удовольствием для меня было поделиться своими знаниями о наследии Кришнамачарьи, о раннем и позднем варианте практики. Мне всегда приятно рассказывать об учении Рамасвами на занятиях по Виньяса Краме — практике, которой он обучился непосредственно у Кришнамачарьи более тридцати лет назад. Я всегда думаю, что он был бы рад видеть, что Тадасана-Хаста виньясу выполняют в удаленных (от Ченнаи) местах. Так что, мне чрезвычайно понравилось преподавать здесь, но само пребывание на фестивале доставило мне даже больше радости: я увидел, насколько всерьез его участники принимают свои занятия йогой, большинство занимались йогой по семь с половиной часов в день. На протяжении большей части фестиваля погода была великолепной, но последние два-три дня шел дождь... Довольно сильный, но, что меня поразило, никто, казалось, не обращал на это внимания. Здесь в Турции они были в отпуске, и три дня шел дождь, и все же... Я не думаю, что они считали, что находятся в отпуске: здесь они для практики. И будь то солнце или дождь, — это, казалось, не играло никакой роли: они просто приходили со своими ковриками из разных отелей, пансионов или кемпингов, где они жили, на занятия. Жаль, что я сам не посетил больше занятий, я мог бы сходить на занятия к некоторым русскоязычным преподавателям. Некоторые занятия подошли бы больше, чем другие, — там, где языковой барьер не был бы серьезным препятствием. Но зато мне удалось побывать на занятиях доктора Мадавана, и они были замечательны.

Мадаван Мунусами (Карур, Индия)

 

Демонстрация асан в исполнении ученицы Мадавана - Сатьи

Я хочу написать еще один пост, посвященный занятиям доктора Мадавана, они произвели большое впечатление на меня, мне понравились его прямые вопросы.

«Я вижу, что многие из вас носят футболки со знаком «ом»...

Что такое Ом, в чем смысл ОМ?

Что такое Прана?

Что такое йога?

Какова цель этих практик йоги?» ...

И так далее. Но самое глубокое впечатление на меня произвело то, что он практиковал пранаяму с мягкой улыбкой на губах, именно так я хочу практиковать пранаяму и сам. И акцент на яме / нияме, который он делает: после занятия я спросил его, имеет ли смысл думать о яме / нияме как части пратьяхары. Он ответил, что, так и есть, и объяснил, почему... Но, повторюсь, это тема для отдельного поста.

 

Черепашка Пьер

Также я был очень рад встретиться с Саймоном Борг-Оливером, которого я теперь считаю своим другом.

Саймон Борг-Оливер (Австралия)

Мы говорили о дыхании, кумбхаках, о потенциальном положительном влиянии на здоровье, а также о научных основах этих практик; в основном, он говорил, а я слушал. Мы обсудили бандхи, их анатомию и физиологию... Мы решили попробовать и посвятить части этих вопросов интервью, времени было немного, нам удалось найти для этого всего час, но, надеюсь, получилось нормально, нужно внести некоторые изменения; думаю, что смогу разместить материалы уже в начале следующей недели. Фотографии ниже сделаны во время подготовки к интервью.

 

Впечатлений очень много, возможно, понадобится написать отдельный пост, добавить еще фотографии других учителей и занятий; фотографии все еще разбираю, возможно, пост получится в виде полноценного альбома.

Закончу этой фотографией, уж очень она мне нравится. Ее сделали как раз перед отъездом доктора Мадавана и Сатьи: люди приходили и уходили, присоединяясь к снимку или выбегая из кадра. Саймона позвали, меня позвали; откуда-то появилось еще несколько телефонов с фотокамерами; все участники дурачились, много смеялись, и я вспомнил в последнюю минуту, что у меня с собой есть Ipad.

Этот отчет, по большей части, посвящен программе фестиваля на английском языке, которая, кажется, все разрастается; в прошлом году, например, Марк и Джоан Дарби были здесь, и мне удалось добыть для себя DVD их семинара.

Такой фестиваль стоит того, чтобы найти о нем информацию, отметить в своем календаре и искать возможности приехать в следующем году. Есть некоторые проблемы с тем, что занятия англоговорящих преподавателей зачастую проходят в одно и то же время. Например, проблема возникает, если вы хотите посетить все занятия Саймона или доктора Мадавана. Возможно, целесообразно организовать занятия таким образом, чтобы эти занятия не пересекались, пусть при этом фестиваль займет немного больше времени. Возможно, если будет еще один англоговорящий преподаватель в следующем году, эта проблема отпадет. Вероятно, разумным было бы также указывать, на какие занятия русскоязычных преподавателей могут прийти те, кто не говорит на русском языке: на некоторых занятиях, например, нужно больше объяснять, чем на других. Ведь на фестивале были замечательные русскоговорящие учителя, и мне очень жаль, что я не мог воспользоваться возможностью побывать на их занятиях. Многие из русскоязычных участников прекрасно говорили на английском языке, другие — достаточно, чтобы понять или позвать кого-то, кто может помочь задать вопрос или просто поболтать. Для меня огромным удовольствием было побывать на фестивале и пообщаться со всеми.

Благодарю все участников фестиваля «Йога-Радуга», организаторов, переводчиков, учителей, сотрудников отеля и ресторана; а особенно всех, кто посещал занятия, — за превосходные впечатления и опыт общения.

Дирбла Келли(Лос Анджелес, США), Браен Юнь и Лори Шепард(США)

Константин Амрит (Украина), Лейла Гаджинская (Россия)

Илья Журавлев (Россия), Михаил Баранов (Россия)

Леонид Гарценштейн (Молдова), Рома Рокотел (Украина) and Артем Фролов (Россия)

Я завершу Шавасаной, как всегда, а также селфи моего друга Олега: теперь мы все знаем, чем занимаются преподаватели, пока вы «отдыхаете» по окончании занятия.

Олег Флоу (Малибу, Калифорния)

написано 13 мая 2014
перевод с англ. Елены Саноцкой

Оригинал