В чём ценность фотографии с точки зрения йоги? Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо выяснить сходства и различия, существующие между ними.
С одной стороны, различий больше, чем сходств. Йога – плод восточной культуры, фотография – западной, история йоги насчитывает тысячелетия, а история фотографии – не более двух веков, йога – скорее, наука, фотография – скорее, искусство.
С другой стороны, любой вид деятельности человека в своем высшем проявлении ставит целью достижение духовного совершенства. Фотографическое творчество не является исключением и может быть использовано как метод духовной практики. Как говорят японцы, тысячи троп ведут на вершину Фудзи, но вершина только одна.
Существует два типа фотографии: условно назовём один «любительским», а другой – «профессиональным» (условно – потому что эта градация не связана с профессиональным уровнем подготовки фотографа, имеется в виду отличие ценностей любителя от ценностей профессионала).
Любитель фотографирует «на память», желая вызвать воспоминание о впечатлении повторно, чтобы пережить его вновь. С точки зрения йоги, это усугубляет привязанность к объектам восприятия, углубляя санскары. Санскары – это любые впечатления, как положительные, так и отрицательные, оставляющие отпечатки в сознании. Благодаря санскарам мы способны вновь пережить накопленный опыт и «узнать» окружающую реальность в соответствии с её семиотическим описанием.
Процесс «вспоминания» и «узнавания» объектов происходит на бессознательном уровне и основывается на сложившихся представлениях о природе воспринимаемого объекта. Природа объекта – это постоянная величина. Но наши представления о приятности-неприятности, красоте-уродстве, пользе-бесполезности непостоянны и обусловлены культурными ценностями, отраженными в языке и связанными с процессом восприятия и распознавания действительности.
Сами по себе объекты нейтральны, и только наш ум наделяет их «пользой» и «смыслом»; такой тип восприятия является основной причиной накопления кармы и страдания. Различные школы йоги с древних времён по-разному разбираются с этой проблемой.
Итак, любитель видит в своих фотографиях только то, что хочет видеть (в глобальном смысле, с точки зрения йоги, все мы любители). Профессионал отличается от любителя тем, что стремится запечатлеть объект в «чистом» виде, а не ассоциации, связанные с объектом. Поэтому снимки, сделанные профессионалом, далее будем называть «объективной фотографией». А снимки, сделанные любителем, «субъективной фотографией».
Объективная фотография – это совокупность цветов и тонов в рамках плоского прямоугольника. Субъективная фотография – это иллюзия, мир, порождаемый объективной фотографией. Субъективная – потому что у каждого своя иллюзия, своя инерция ума. Дилетант видит в фотографии в основном субъективное, профи – объективное.
Субъективная фотография – это сознание. Объективная – подсознание. Сверхзадача фотографии – вывести неподготовленного зрителя с любительского уровня на профессиональный, телепортировать в подсознание, хотя бы ненадолго. За счет парадоксального импульса, такая фотография действует, как хокку, как афоризм мастера дзен. Возникающий при этом микроколлапс сознания сродни сатори, маленькому озарению. Полезный эффект – способность взглянуть на вещи по-новому. Матрица – перезагрузка.
Изобразительных средств для этого множество, но все они являются коридором от субъективной фотографии к объективной (или наоборот, что, однако, приводит к тому же самому эффекту). Далее – пример такого коридора.
Субъективно – накрытый чехлом автомобиль стоит у забора. Теперь немного «размоем», чтобы объективная часть стала более очевидной:
Теперь видно, что благодаря серому чехлу силуэт автомобиля стал продолжением серой массы в нижней части фотографии, почти сросся с ней. Субъективный чехол стал мостиком к объективной фотографии – совокупности пятен. Субъективно автомобиль – отдельно стоящий предмет. Объективно – серое пятно, стремящееся слиться с серой массой (если бы в сознании не существовало понятия «автомобиль», то воспринималось бы только серое пятно). Итог – противоречие содержания изобразительным средствам. В этом противоречии – смысл фото.
Еще один пример. В нем мы найдем не один, а сразу два таких мостика. Редкая удача.
Фотография горизонтально поделена на две части. Если стереть верхнюю часть, снизу мы получим ощущение деревьев на фоне неба, а не на фоне светлой стены, как это было на самом деле. Итак, первый мостик к объективной фотографии – тональное сходство неба и стены.
В итоге перед нами как бы две фотографии внутри одной. Кадры как бы перематываются сверху вниз или наоборот.
Вторым мостиком является птица, связывающая воображаемые кадры в один (сидящая на заборе – границе этих кадров) и возвращающая нас обратно к субъективной фотографии – на случай если иллюзия двух кадров становится слишком навязчивой. Круг замыкается.
Объективная фотография – это факт, графика. Субъективная фотография – это сюжет, смысл, пространство фотографии, фантазия, сознание зрителя, откликнувшееся на линии и пятна объективного изображения.
Конечно, любая фотокарточка содержит в себе и то, и другое, в определенной пропорции. В карточке любителя – 1% объективного и 99% субъективного. С ростом мастерства пропорция меняется в обратную сторону. Каждый определяет пропорцию для себя сам. Золотая середина приветствуется.
В объективной фотографии мы имеем дело с плоскостью изображения, то есть с двухмерным пространством. В субъективной фотографии – с трехмерным пространством. Таким образом, усиление двухмерности изображения равно увеличению его объективного содержания.
Пример:
Из признаков трехмерного пространства здесь только тени деревьев и фигурка человека. Высокая графичность изображения тоже не позволяет зрителю утонуть в иллюзии пространства. Как результат – объективное доминирует над субъективным, сводя последнее почти на нет.
Объективная фотография – частичка предметной реальности. Субъективная фотография – фантазия, не имеющая опоры. Объективная фотография связана с непосредственным восприятием. Субъективная фотография является плодом мыслей и опирается на память. Процесс перехода от непосредственного восприятия к субъективному восприятию занимает долю секунды, но может быть показан на примере.
Итак, карточка только что оказалась перед зрителем.
На темном фоне выделился ряд подобных друг другу серых масс. Кстати, уже можно говорить о ритме в фотографии.
Серые массы приобретают форму, их подобие усиливается. Но все же пока это похоже на рентгеновский снимок.
Расширяется тональный диапазон, подобие усиливается за счет усложнения форм. Появляются новые линии и элементы.
Тональный диапазон еще шире. Карточка начинает приобретать трехмерность. Возникают признаки цвета.
Деталей и цветов еще больше, из памяти возникают архитектурные и иные ассоциации.
Появляется фигура человека, смутные очертания растительности, признаки архитектуры.
Карточка почти четкая, зеленая полоса внизу уже воспринимается как трава.
Эти иллюстрации очень условны. Конечно, при первом взгляде мы видим не черный экран. Но процесс субъективизации изображения выглядит именно так.
Теперь попробуйте увидеть в последнем изображении то, что вы видели 3 или 7 шагов назад. Чтобы добиться такого эффекта, возможно, придется смотреть на фотографию пять, десять минут или час, или даже несколько часов.
Каждый помнит, как в детстве учил стихи для школы. Если повторять стихотворение слишком много раз, его можно «переучить», то есть забыть. То же самое с восприятием фотографии. Если на фотографию смотреть очень долго, можно утомить память восприятия вплоть до ее «отказа», пусть даже кратковременного. Именно в эту секунду карточка будет воспринята, как она есть. Фигуры людей и формы предметов будут восприняты как пятна и линии, как изображение на плоскости.
Как говорит известнейший из современных фотографов Алекс Уэбб (Alex Webb) – посмотрите на сделанную вами фотографию три часа без перерыва, и вы узнаете о себе очень много такого, чего не знали раньше.
Возможно, именно фотография станет для вас тем методом, с помощью которого вы сделаете еще один шаг на пути самосовершенствования. Возможно, оценка собственного восприятия заставит вас заглянуть внутрь глубже и приблизиться к главной цели йоги – прекращению колебаний сознания. Об этом говорит Патанджали в «Йога-сутрах». Кстати, среди методов очищения сознания Патанджали также упоминает и такой: созерцание того, что приятно. С таким подходом фотография уже точно йога.
Среди дефектов сознания Патанджали упоминает смешение объекта и значения. «Объект» – это плоский прямоугольник со случайным сочетанием цветов и тонов. На таком уровне фотография может рассматриваться как приятная или нет. Но инерция восприятия погружает нас в иллюзию фотографии: сюжет, события, люди, предметы. В этот момент фотография теряет «объективность» и зритель погружается в «значения» собственного сознания, когда как «приятность» оцениваются отдельные содержания индивидуального сознания.
Поэтому хорошую карточку можно повесить «вверх ногами». Поэтому хорошая карточка выводит на новый уровень сознания, тренируя ум воспринимать приятное. В потоке мыслей мы все-таки можем обратить внимание на уютный угол дома, фантик на траве, девочку с воздушным шариком, не вдумываясь в значение увиденного. И просто нажать кнопку.
С практикой сигнал «приятного» становится сильнее, отчетливее и дольше. Когда сигнал перестанет прерываться – это будет настоящая йога, ну и фотография тоже.
Практикум для желающих:
Выражаю большую благодарность моему другу Михаилу Баранову за помощь в подготовке этого материала (фактическим соавтором которого он является). Желающих обсудить темы фото приглашаю в свой блог: ponosru.livejournal.com