Главная / Публикации / №1 Ноябрь 2010 / Наталья Сандер: Переходящие через смерть. Традиция Тулку

Наталья Сандер: Переходящие через смерть. Традиция Тулку

Тулку – переходящие через смерть

Тулку (тиб.)— буддийский или бонский духовный учитель (тиб. лама), который принял сознательное решение вновь воплотиться в человеческом теле для продолжения своей деятельности и осуществил это. 

«Перерожденцы» -  интереснейший феномен тибетской духовной культуры, получивший распространение именно в этом регионе Гималаев. Учение о перерождении существовало в Индии еще с незапамятных ведических времен, задолго до возникновения буддизма как религии. О нем мы можем прочесть и в Упанишадах, и в Бхагавад Гите, и в многочисленных Пуранах. Однако, сознательное освобождение от цепи перерождений и смертей считалось в индуистской (а также джайнской и ранне-буддийской традиции) самым желанным результатом (мокша у индуистов и нирвана у последователей Будды Гаутамы). Ранние буддисты не признавали ведическое понятие Атмана (души человека), сам Будда отвечал на вопрос о его существовании или не существовании «благородным молчанием». Однако, идею перерождения они сохранили, считая, что из тела в тело перерождается сознание и его «кармический багаж». 

 Имелись в Индии и описаны в текстах практики осознанного умирания, «вывода» сознания (или души) из тела и переноса его в высшие измерения, или в новое, более благоприятное место рождения (самый известный пример – Бхагавад Гита, глава 8, шлоки 6-14). Свами Рама в своей популярной книге «Жизнь среди гималайских йогов» описывает примеры осознанного перемещения души одним из своих учителей из старого тела в молодое тело недавно погибшего юноши, происходившее, по его свидетельству, в начале 20-го века. Однако, наиболее подробно эта тема освещается в традиции тибетского буддизма, куда вместе с учениями Махаяны (буддизма «Большой колесницы», возникшего во времена расцвета буддийского учения в Индии в начале нашей эры, уже после смерти Будды Гаутамы) проникла идея Бодхисаттвы – просветленного учителя, который из сострадания ко всем живым существам отказывается от окончательного ухода в нирвану (состояние вечного покоя) и, соответственно, от выхода из сансары (цепи перерождений), а сознательно рождается в теле человека вновь и вновь, чтобы продолжать свою миссию.

Культа долголетия, или даже обретения физического бессмертия, как в ряде индуистских школ (например шиваитской сиддха-сиддханта сампрадае или южно-индийской традиции тамильских сиддхов), у тибетских буддистов не было. Если посмотреть даты жизни знаменитых тибетских учителей, то многие из них жили недолго. Возможно, это было обусловлено также очень жесткими условиями существования в высокогорье. Поэтому вопрос технологий осознанного перерождения, дабы перенести в следующее воплощение накопленные навыки и знания, был весьма актуален. Тема посмертного существования и правильных действий человека после смерти физического тела подробно рассматривается в тибетском трактате «Бардо Тедол», который является комментарием на буддийскую тантрическую практику созерцания мирных и гневных божеств «Шитро». Этот текст получил всемирную известность в английском переводе востоковеда Эванса-Венца под названием «Тибетская книга мертвых». Самой желанной целью после смерти физического тела там является достижение просветления через слияние с «Ясным светом», который человек созерцает после оставления своей грубой оболочки. Но если уровень тренированности его ума или кармические обусловленности не позволяют ему осуществить это, даются наставления по поиску более удачного человеческого перерождения, с возможностью благоприятной жизни и продолжения духовного обучения. Подобный процесс и осуществляли тулку – для того, чтобы продолжать поддерживать своих учеников и руководить своими монастырями.

Помимо духовного, в жизни средневекового Тибета присутствовал и социальный аспект. Тибет был феодальным теократическим (религиозно-управляемым) королевством, где монастыри часто являлись богатыми собственниками земель и крестьян, которые их обслуживали. Поэтому статус тулку - главы крупного монастыря был экономически, а порой и политически значим. Подобному ребенку «автоматически»  оказывался почет, подносились дары, он наследовал все имущество и влияние своего предыдущего воплощения. Из-за этого порой возникали конфликты с кандидатами в «перерожденцы» - разные кланы старались «назначить» своего ребенка наследником монастыря или духовной школы, утверждая, что именно он воплощение прежнего наставника. К сожалению, это встречается и в наше время, например в 90-е годы широкую огласку получила непростая история с двумя кандидатами на пост 17-го Кармапы, главы школы Карма Кагью (ветвь школы Кагью – одной из четырех крупнейших школ тибетского буддизма). В итоге сосуществуют два известных 17-х Кармапы, каждый со своим кругом последователей и сторонников, и еще один малоизвестный третий кандидат, от непальского племени шерпов. В связи с этим конфликтом известный тибетский учитель Намкай Норбу Ринпоче, сам признанный как тулку, воплощение короля Бутана, даже написал открытое письмо, в котором призывал не оказывать почета и не предоставлять политического влияния детям, признанным тулку, пока они не подрастут и на своем личном примере не докажут свой высокий статус как духовные учителя. Но тибетская традиция почитания и поклонения тулку невероятно сильна, и она формировалась веками. Когда она зарождалась, основной мотивацией были не социальные аспекты, а обеты Бодхистаттвы – учителя, всегда приходящего на помощь страдающим в сансаре живым существам. Подробнее об этом – в материале нашего непальского корреспондента Наташи Сандер.

Илья Журавлев.

"Тулку приходят в этот мир для дарования Учений."

Наталья Сандер
Литературная обработка Дмитрий Аношин

Рассказывает Лама Олег (Сонам Дордже) – первый русский практикующий, прошедший полный курс теоретического и практического обучения тибетскому буддизму в Непале, Индии и Тибете:

Сонам Дордже (Олег Поздняков)

   Когда возник институт тулку?

В терминологии буддизма слова «институт» нет. Тулку означает Нирманакайя, на санскрите – одно из трех измерений просветленного ума, которое переводится как “тело явленное” или “тело эманации”. С точки зрения вселенского просветленного разума Нирманакайя никогда не появлялась, так как существовала всегда, будучи одним из измерений просветленного ума (а уже из него появилась вся Вселенная). Если говорить о более приземленных вещах, перерождение тибетских Лам началось в первом тысячелетии с приходом в Тибет из Индии Падмасамбхавы и Вималамитры.

Говорить о том, были ли тулку или Нирманакайи в Индии, достаточно сложно, если брать за основу интерпретации понятия тулку тибетскую систему. Однозначно, что были такие мастера, которые в исторических анналах и описаниях считались воплощениями того или иного Будды. И сам Будда Шакьямуни по всем характеристикам и определениям является тулку. Он появился как отклик просветленного ума на запросы страждущих живых существ, которые хотели освобождаться от страданий.

В учениях Сутры и Тантры говорится, что просветленные существа (Нирманакайи) приходят в этот мир в результате трех факторов: собственных благих пожеланий этих просветленных существ; молитв и устремлений обычных живых существ; накопленного этими живыми существами потенциала благой заслуги. Видимо две с половиной тысячи лет назад у населения Индии было накоплено много благой заслуги, молитв и устремлений.

Тулку бывают следующего вида: высшие Нирманакайи (просветленные учителя); гении – существа, обладающие талантами или способностями, отличающимися от обычных людей, и не обязательно полностью просветленные (как пример можно привести Моцарта или Леонардо да Винчи); и проявления Нирманакайи в разных формах (просветленный разум может послать ответ для помощи живым существам в виде чего угодно: рыбы, животного, лекарства).

Тибетская концепция перевоплощения сводится на данный момент к тому, что один из великих Учителей, умирая, в силу своей реализации и своего великого сострадания, перерождается вновь, чтобы вести своих учеников к просветлению. Самых первых тибетских тулку можно найти в 12-13 веках в линии Нингма, они были учениками Падмасамбхавы и Вималамитры. Их было очень мало. Когда Падмасамбхава скрывал свои драгоценные учения, записывая и пряча их в разных местах Тибета, он назначал своих учеников эмиссарами – специальными посланниками, чтобы они переродились в тот или иной момент для раскрытия и распространения этих учений. Люди становились тертонамии рождались на протяжении последней тысячи лет.

За последующие века количество таких перевоплощенных мастеров в Тибете значительно увеличилось. Западные буддологи говорят о трех тысячах тулку в тибетском буддизме. Самое известное перерождение – это Далай-Лама, так как он является видной фигурой и обладает большим политическим весом. Далай-Лама не может «просто так» покинуть свое физическое тело, не оставив подробных указаний, где искать его перерождение и имена родителей.

Еще один известный случай перевоплощения в Тибете – это Кармапа. Первый Кармапа, Дюсум Кхьенпа, умер в конце 12-го века. С него началась линия перевоплощений Кармап – глав школы Карма Кагью. Многие из Кармап оставляли письма с указанием мест и условий рождения и имен родителей. В настоящее время в мире пребывает 14-й Далай-Лама и 17-й по счету Кармапа.

Каким образом определяют, где будет следующее перерождение?

Письма или точные указания оставляются далеко не всегда. Это важно в случаях высоких учителей, как Далай-Лама и Кармапа, когда они обладают еще и определенным политическим весом – чтобы не было кривотолков и противоречий. Что касается большинства тулку, которых можно сейчас встретить в Тибете, Непале и Индии, до недавнего времени при обнаружении руководствовались несколькими факторами.

Во-первых, всегда должно быть подтверждение со стороны реализованного учителя. Например, 16-й Кармапа, умерший в 1981 году, определял тулку чуть ли не каждую неделю. Считается, что Кармапа обладает всеведением и мудростью. Он был одним из самых авторитетных учителей. Иногда Кармапа опознавал перевоплощенных учителей сам, без запроса. Иногда к нему приходили ученики ушедшего учителя, делали Кармапе подношение и просили опознать учителя. И он либо мог им помочь, либо не мог. Если с реализацией учителя были проблемы, то Кармапа говорил, что у него нет ясности в отношении этого человека. На данный момент роль такого авторитетного учителя могут выполнять несколько великих лам. Причем, стараются обращаться к учителю именно той традиции, перевоплощение в которой определяют. Для опознания перевоплощения Ургьена Тулку Ринпоче обращались к Трулшику Ринпоче, который считается одним из самых реализованных учителей традиции Нингма.

Во-вторых, учитываются показания родителей, которым могли сниться особые сны до беременности, во время ее и после рождения ребенка. Также учитывается поведение самого ребенка, который мог проявить какие-либо особенные качества. Когда ребенок становится более-менее осознанным, в традиции есть возможность его проверить. Ему предлагают на выбор несколько предметов, среди которых также находятся принадлежавшие его предыдущему воплощению. И он должен правильно выбрать свою одежду, свое место, ритуальные атрибуты. Авторитетный учитель, к которому обращаются за подтверждением, может руководствоваться как своими видениями, так и своими снами. Он не может руководствоваться просто своими ощущениями.

17 Кармапа Тинле Тхайе Дордже
17 Кармапа Ургьен Тинле Дордже

   Может ли быть несколько воплощений единовременно?

Да, может. Как в Сутре, так и в Тантре, говорится, что у Будды и Бодхисаттвы может быть бесчисленное количество перевоплощений. У такого великого учителя, например, как Джамгон Конгтрул, сразу после смерти появилось 5 воплощений, представляющих тело, речь, ум, качества и активности (это традиционная классификация просветленного существа). 

   Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с двумя 17-ми Кармапами…

Я могу ее прокомментировать так же, как это сделал Чоки Нима Ринпоче. Ему задали вопрос на одном из семинаров, когда ситуация была напряженной: «Может ли быть у Кармапы несколько воплощений?» На что он ответил, что у Бодхисаттвы может быть много воплощений. Волею судеб, именно Чоки Нима Ринпоче, мой Учитель – оказался Мастером, посодействовавшим встрече двух лагерей и началу диалога между ними. 

Какие случаи перевоплощений Вас наиболее впечатлили?

Что касается моего личного присутствия, я видел не так много перевоплощенных мастеров с самого рождения. Возможно, десяток мальчиков. Если говорить об историях из прошлого, то мне нравится описание появления мастера по имени Пема Ледрел Цал. Падмасамбхава был приглашен в Тибет в 8 веке н.э. царем Трисонгом Дэуценом. У этого царя было несколько сыновей, каждый из которых получил учение Падмасамбхавы, и было две дочери.

 Одна из дочерей, которую звали Пемасал, что означает ясный или светящийся лотос, умерла в возрасте 16 лет. Трисонг Дэуцен был очень опечален и обратился к Падмасамбхаве с просьбой объяснить, почему встретив столь великого Учителя, дочь умерла в таком юном возрасте. Падмасамбхава ответил, что законы кармы очень сложны и понятны только Бодхисаттвам высочайшего уровня, и описал историю, каким образом принцесса родилась в семье царя. Еще он попросил Трисонга Дэуцена не расстраиваться, сказав, что умершая принцесса еще послужит на благо живых существ, и воскресил ее, нарисовав на теле тантрический слог и коснувшись его специальным ритуальным посохом.

 Когда принцесса воскресла, Падмасамбхава передал ей цикл учений Дзогчен и воздал молитву о ее перерождении через какое-то время Учителем, приносящим учения Дзогчен в мир. И после этого спокойно отправил принцессу на тот свет. В конце 13-го века на свет появился ребенок, названный Пема Ледрел Цал, который и стал воплощением этой принцессы. Прожил он недолго, по некоторым сведениям меньше тридцати лет. Но за эту короткую жизнь он достал учения Дзогчена из пространства своего ума, а также из некоторых тайных мест в Тибете. В следующей своей жизни он переродился как Лонгчен Рабжам – самый известный мастер Дзогчен за всю историю тибетского буддизма.   

А женские перевоплощения были?

Да, неоднократно. Одна лишь Еше Цогьял, тибетская супруга Падмасамбхавы, перерождалась более десяти раз в разных мастерах. Мачиг Лабдрон – основоположница учения Чод, и Мандарава, еще одна супруга Падмасамбхавы, перерождались по несколько раз.

Расскажите, пожалуйста, о перевоплощении Ургьена Тулку Ринпоче…

Ургьен Тулку Ринпоче являлся основным держателем традиции Чоклинг Терсар. Он умер в 1996 году и был одним из самых великих и известных мастеров Дзогчен 20 века. Среди его учеников насчитывались все самые известные учителя традиции Нингма, а также 16-й Кармапа. Мне посчастливилось получать от него учения, а также присутствовать на всех церемониях, которые были связаны с его кремацией и отпеванием, открыванием Ступы, в которой его кремировали, нахождением специальных реликвий, сохранившихся после кремации. Все ученики долго молились, чтобы Ринпоче вернулся, и была составлена специальная молитва о скорейшем перевоплощении Ургьена Тулку.

Наконец это произошло: Ургьен Тулку Ринпоче перевоплотился в 2002 году. Переродился в семье небезызвестного мастера по имени Нэтен Чоклинг, чей монастырь находится в месте Бир (Индия). Этот мастер был связан с Ургьеном Тулку, получал у него учения, и Ургьен Тулку был одним из его коренных учителей. Сам же Нэтен Чоклинг в свою очередь является перевоплощением Чокгьюра Лингпы. Т.е получается, что Ургьен Тулку перевоплотился у эманации своего прадеда. Нужно добавить, что такие случаи происходят достаточно часто: сын Ургьена Тулку – Чоклинг Ринпоче также является перевоплощением его прадеда Чокгьюра Лингпы. Видимо мастера любят перевоплощаться в семьях, которые с ними тесно связаны как духовно, так и родственно. Это и правильно, так как в таких семьях они получают благоприятные условия для духовного роста и продвижения по пути. Будем надеяться, что в скором будущем у нас появится новый яркий замечательный учитель, когда этот мальчик вырастет и пройдет обучение. 

Вот отрывок из записи речи Чоки Нима Ринпоче (учителя ламы Олега), сделанной в монастыре Ка-Ньинг Шедруб Линг на третий день тибетского нового года (2006):  «После смерти отца было важно правильно опознать реинкарнацию. Чрезвычайно важно не оставить ни малейшей лазейки для ошибок, путаницы и споров. Позвольте мне говорить откровенно. Есть такая поговорка: «Там, где Дхарма расшаталась, разыграются Мары». 

В итоге, мы с братьями решили, что лучше всего будет спросить одного из личных наставников Его Святейшества Далай-ламы Трулшика Ринпоче. Трулшик Ринпоче также является гуру нынешних реинкарнаций и Дуджома, и Кхьенце Ринпоче. Ламы из всех четырех школ – Кагью, Сакья, Гелуг и Нингма – относятся к нему с чистым доверием и уважением. Он заслуживает такого уважения, потому что практикует всю свою жизнь. Он держит три вида обетов – обеты личного освобождения, обеты Бодхисаттвы, тантрические обязательства держателей знания – так что он честно заслуживает звания истинного «ваджрного держателя тройных обетов». Для наших времен он просто выдающийся, благородный мастер, одновременно чрезвычайно образованный и достигший глубинного уровня реализации, поэтому ему, определенно, можно доверять.

 После практики долгой жизни в пещере Маратика, которая обладает невероятными благословениями, Трулшик Ринпоче вручил нам шелковый шарф, внутри которого находился документ, гласивший:

Благословением Оргьена Падмы
Совершенный Тулку, выполняя намерение,
Как плод долгих и многочисленных молитв
Гуру и божествам, появился на сцене мира,
У мудрой девы пылающего элемента, 
В четвертый драгоценный барабан лета (год железа-дракона)
Родился ребенок, подобный змее, с благородными знаками.
Когда его возведут на трон, великое покровительство будет даровано существам.
(подробности сопутствующих церемоний).
Написано рукой Дхарма Мати

Трулшик Ринпоче – прекрасный наставник; его слова исходят из видения мудрости, а не являются результатом толкования знаков, полученных во сне или через гадания. 

Итак: у Чоклинга из Нетена, живущего в монастыре в Бире, есть сын, этот мальчик – реинкарнация моего отца, без всяких сомнений и ошибок.

Согласно буддийской традиции, для реинкарнации устраивают церемонию дарования имени, во время которой отрезается прядь волос и которой руководит великий мастер. Лучше всего, если великий мастер также осуществляет возведение на трон, поэтому мы попросили владыку прибежища Трулшика Ринпоче руководить обоими важными церемониями. Хотя он уже не молод, мы настояли на своем, делая упор на то, что это очень важные события. «Да, конечно, – ответил он, – Он был и моим учителем. Я буду счастлив сделать это настолько хорошо, насколько хватит моих способностей».

Сначала я намерен организовать церемонии, который проведет Трулшик Ринпоче, а потом отвезти тулку к Далай-ламе и двум Кармапам. К сожалению, многие из великих мастеров, которых я лично знал, уже ушли, но еще живы учителя из всех четырех школ, обладающие неимоверной образованностью и реализациями, и я планирую отвезти тулку ко многим из них для получения посвящений, передач чтением, наставлений. Это необходимо. Также необходимо обеспечить образование тулку. Для меня это важно, и все вы, пожалуйста, тоже позаботьтесь об этом. Еще тулку должен непременно встретиться с тремя владыками прибежища – Шамаром Ринпоче, Ситу Ринпоче и Гьялцабом Ринпоче. А также и со всеми другими мастерами, с которыми у нас есть духовная связь.

Я также молюсь, чтобы у нового перевоплощения была долгая и здоровая жизнь без каких-либо препятствий; чтобы он смог получить множество посвящений, передач и учений; чтобы его ум был богат качествами изучения, размышления и медитации; чтобы он обрел мастерство объяснения и составления учений, разрешения споров».

Рассказ продолжает Константин Астахов – практикующий, студент Шедры Шечен (тибетского буддийского института в Катманду, Непал)

В Тибете насчитывают около 600 линий тулку. Можно говорить о том, что начало было положено Буддой Шакьямуни и основано на пророчествах содержащихся в Сутрах. Первым тулку стал Кармапа. Первый Кармапа, его звали Дюсум Кхьенпа (Дюсум переводится как 3 времени, а Кхьенпа как знающий), был учеником Гампопы, который в свою очередь являлся главным учеником Миларепы. По поводу него было пророчество еще в Самадхираджасутре Будды Шакьямуни, что «в северной стране снегов появится человек по имени Карма, который станет распространителем учения Тантры и у которого будут перерождения». 

Также можно считать косвенным обоснованием линии тулку предсказание Будды Шакьямуни о Цонкапе: когда Будда был в Раджагрихе, к нему подошел Бодхисаттва из его махаянских учеников и подвел маленького мальчика из брахманской семьи. Мальчик держал в руках хрустальные четки, которые поднес Будде. И Будда сказал, что в далеком будущем этот мальчик родится в стране снегов, его будут звать «Хороший Ум» (по-тибетски Лобсанг), он будет распространителем и реформатором учения и построит монастырь под названием Тушита. Т.е. за 2000 лет до происхождения событий Будда видел цепочку перерождений этого мальчика. И его высшим воплощением стало воплощение Цонкапы в 15 веке. В истории все было реализовано: он получил имя при рождении Лобсанг Драгпа и построил самый большой монастырь – Тушита.

Рассказывая о точности предсказаний перерождений, следует упомянуть историю с Кармапами. Кармапы всегда оставляли подробные указания, где искать тулку. И в случаях с подлинными тулку всегда присутствовали ясные знаки, поэтому поиски были легкими. Четвертый Кармапа – Ролпей Дорджде  и восьмой Кармапа сразу после своих рождений объявили, что они являются Кармапами. Третий Кармапа – Рангжунг Дордже начал говорить сразу после своего рождения, что было необычным. И в возрасте трех лет, играя с детьми, он начал мастерить из кусков земли черную шапку Кармапы. Высокореализованные Ламы обычно знают о своем следующем воплощении и всегда оставляют ясные указания.

В качестве примера также можно привести открывателя корпуса учений «Дуджом Терсар» – Дуджома Лингпу. В день своей смерти он сказал своим ученикам идти с молитвами в тайное место Гуру Ринпоче в западном Тибете, и еще добавил, что окажется там раньше их! Он указал место рождения и имена родителей. Когда ученики добрались туда, ребенок уже родился. Необычность этого воплощения в том, что не было традиционного вхождения сознания в момент зачатия (что соответствует буддийской традиции), и сознание не пребывало в бардо. То есть воплощение тулку возможно в момент рождения и даже после рождения! Для высокореализованных Лам не существует препятствий или определенных закономерностей, существующих для обычных людей: пребывание в бардо, например, вхождение сознания в чрево через соединение элементов. Сознание Дуджома Лингпы сразу вошло в ребенка.

В некоторых случаях перевоплощений сохраняются даже внешние признаки, физические свойства. Удивительный пример: Цетрул Ринпоче. В его предыдущем воплощении в результате одного инцидента у него были обрублены пальцы руки. И в этой жизни пальцы на одной руке у него почти в два раза короче, чем на другой.

Отметим, что одновременно могут существовать три тулку и более. Вспомним Джамьянга Кхьенце Ванпо – сакьяпинского Учителя 19-го века, тертона. Единовременно у него было пять тулку: речи, ума, тела, активности и мудрости! Его воплощениями считаются Беру Кхьенце Ринпоче, Дзонгсар Кхьенце, Додрубчен Кхьенце, Тулку Янгси Дилго Кхьенце. Иногда считают, что один человек является воплощением сразу нескольких. Много тертонов являлись воплощением нескольких учеников Гуру Ринпоче. Например: Намкай Норбу в одном лице воплощает перерождения Адзома Другпы, Дхармарджи (царя) Бутана и сакьяпинского Ринпоче. 

Добавлю, что пол при воплощении может меняться. Но институт женских тулку развит слабо. Пример: Кхандро Ринпоче, дочь ушедшего Тричена Ринпоче, воплощение дакини из Цурпху. Думаю, что это связано с несколько негативным отношением к женщинам в тибетском обществе. Женское рождение является по определению низшим. Хотя нужно сказать, что есть и очень высокие йогини, а также существует культ дакини - женских тантрических божеств, которые защищают и хранят учение Тантры.

Были и сложности с определением тулку в некоторых случаях. Считается, что основная проблема заключена в учениках Лам: главное препятствие – нарушение самай (священных обетов) учениками. Шестнадцатый Кармапа, обладавший сильноразвитым  ясновидением, при жизни определял большинство кагьюпинских и нингмапинских перерождений. К нему часто обращались с просьбой определить перерождение. В некоторых случаях это было легко сделать, а в некоторых случаях он говорил, что «видит перед собой туман». Причиной этой неясности и являлись проблемы с самайями учеников по отношению к Учителю: ссоры и разногласия между учениками, отсутствие преданности Учителю. Учитель как бы «теряет связь» с этим миром, теряет стимул для возвращения и перерождения. Как нам известно, тулку приходят в этот мир для дарования Учений, ученики притягивают Учителя.

В сложных случаях определения прибегают к различным методам: гаданию, обращению к оракулам (людям, связанным с духами), астрологическим вычислениям. Для определения Далай-Ламы использовали силу озера Кхалмо Лацо. Считалось, что озеро связано с божеством Пхалден Лхамо, являющейся охранителем школы Гелуг. Высокие Ламы приходили на берег озера, совершали специальные подношения, и в водах озера появлялось изображение места рождения Далай-Ламы или его родителей.

Так как считается, что Учение Будды постепенно приходит в упадок, влияние общего разрушения и коммерциализации сказывается и на институте тулку. Я считаю, что 90% выборов современных тулку обусловлены политикой и экономикой. В истории российского буддизма самым известным тулку являлся бурятский лама Бидия Дандорон, ушедший в 1974 году. В бурятском, калмыцком и тувинском буддизме линий тулку как таковых не существовало, хотя встречались единичные случаи перевоплощения лам. 

Лама Бидия Дандарович Дандарон, умер в советской тюрьме в 1974

Лама Бидия Дандарович Дандарон, умер в советской тюрьме в 1974