«Ида расположена на левой стороне тела, пингала – на правой. Ида известна как область левой ноздри, а пингала – правой».
Шива Свародайя
Современная наука многократно подтверждала рациональность и эффективность йогических практик. Приёмы, используемые в йоге тысячи лет, снова и снова обращают на себя внимание физиологов и клиницистов различных специальностей. И мы в очередной раз убеждаемся - йога по сути является древней наукой, основанной на опыте многих поколений практикующих. Наукой, достоверность и точность которой подтверждают современные исследования.
Ряд йогических дыхательных техник использует изолированное дыхание через разные ноздри. Существуют различные варианты асимметричного дыхания, и эффекты от их применения могут быть диаметрально противоположны.
С точки зрения древней метафизической, или «йогической» анатомии, в структуру человеческого существа входят два основополагающих канала, располагающихся слева и справа от позвоночника. Справа расположен канал Пингала, отвечающий за активное, солнечное, мужское, возбуждающее, горячее начало. Слева – канал Ида, управляющий процессами торможения; этот канал традиционно отождествляют с пассивным, лунным, женским, холодным и тормозящим началом.
Оба канала начинаются соотвественно в правой и левой ноздрях.
С точки зрения современной физиологии канал Пингала можно отождествить с симпатической нервной системой, канал Ида – с парасимпатической.
Сегодня научные данные со всей очевидностью показывают, что вегетативная нервная система (ВНС) действительно имеет функциональную асимметрию. С точки зрения вегетативной регуляции правая и левая половина человеческого тела неидентичны, и воздействия на левую и правую сторону могут иметь различные эффекты.
К примеру, воздействия на левый и правый блуждающий нерв будут оказывать несколько разные воздействия на сердце: правый по сравнению с левым в большей степени вызывает снижение частоты сердечных сокращений; есть основания считать, что левый nervus vagus в большей степени влияет на сократимость желудочков, а правый – на сердечный ритм (Hondeghem LM, Mouton E, Stassen T, et al., 1975).
Таким образом, парасимпатические влияния на сердце в экспериментах демонстрируют явную асимметрию. Симпатические воздействия также неидентичны слева и справа – стимуляция правого звездчатого симпатического ганглия в экспериментах на собаках приводит к большему увеличению частоты сердечных сокращений, чем при стимуляции левого симпатического ганглия; стимуляция же левого ганглия приводит к большему усилению сократительной функции левого желудочка по сравнению со стимуляцией правого звездчатого ганглия (Levy M., Martin P.,1979).
Асимметрия, связанная в вегетативной регуляцией, выявлена и для центральной нервной системы. Полушария головного мозга по-разному участвуют в поддержании вегетативного баланса. В работе Щегловой и Пономаревой (2008) показано, что у здоровых испытуемых с преобладанием уровня постоянного потенциала (УПП) в правом полушарии по сравнению с левым отмечались более высокий индекс Кердо и большая частота пульса. Данная зависимость обнаружена в лобной и центральной областях для индекса Кердо, и в теменной области для пульса. Можно думать, что у лиц с более высоким УПП в правом полушарии преобладают симпатикотонические влияния. Полученные данные подтверждают ту точку зрения, что активация левого полушария приводит к усилению парасимпатикотонии, а правого – к росту симпатикотонии. (В.Ф. Фокин и соавт., Научный центр неврологии РАМН, Москва).
В хатха-йоге используются типы асимметричного дыхания, называемые сурья-бхедана и чандра-бхедана. Сурья-бхедана (или «солнечное дыхание») – дыхание через правую ноздрю, обладающее преимущественно тонизирующим и активизирующим эффектом. По многочисленным научным данным, асимметричное дыхание через правую ноздрю способствует активации симпатической нервной системы. Чандра-бхедана («лунное дыхание») – дыхание через левую ноздрю, приводящее к развитию тормозящих и расслабляющих влияний, является парасимпатической техникой. Техника, именуемая нади-шодхана, использует попеременное дыхание через обе ноздри и, как считается, обладает уравновешивающим влиянием на вегетативную нервную систему.
Слизистая носоглотки теснейшим образом связана с головным мозгом. Стимуляция воздушной струей внутренней поверхности носа приводит к многообразным рефлекторным изменениям в центральной нервной системе – каждый раз, когда происходит вдох и выдох через нос, волнообразно меняется тонус сосудов головного мозга, стимулируются процессы ликвороциркуляции и поддержания внутричерепного давления.
Кроме того, асимметричное дыхание через разные ноздри рефлекторно меняет совокупную активность полушарий головного мозга и тех его отделов, которые отвечают за вегетативный тонус.
В экспериментах с участием здоровых молодых добровольцев показано, что изолированное дыхание через одну ноздрю меняет ЭЭГ-активность контрлатерального полушария, в связи с чем авторы указывают, что «результаты показывают возможности использования асимметричного дыхания в лечении психопатологических состояний, связанных с нарушениями латерализации полушарий головного мозга» (Werntz DA, Bickford RG, Shannahoff-Khalsa D., 1987)
Другое исследование показывает, что увеличение ЭЭГ-активности мозга происходит за счет нейрогенных воздействий в области верхнего носового хода. Данный активирующий эффект может быть получен путем вдувания воздуха в верхний носовой ход без раздувания лёгких. Местная анестезия слизистой носа подавляла корковые эффекты стимуляции воздушным потоком (Servit Z, Kristof M, Strejckova A., 1981)
Вполне очевидным представляется влияние асимметричного дыхания на вегетативный тонус и, соответственно, на основные параметры кровообращения (артериальное давление и частоту пульса).
Raghuraj P., Telles S., (2008) сообщают, что в результате практики сурья-бхеданы произошло достоверное увеличение систолического, диастолического и среднего давления. В отличие от этого, систолическое и диастолическое давление снижается после практики нади-шодханы, также происходит снижение систолического и среднего давления после чандра-бхеданы.
Экспериментально показано, что дыхание через правую ноздрю в большей степени увеличивает частоту сердечных сокращений по сравнению с дыханием через левую - в том числе в практике с совместным дыханием капалабхати с частотой дыхания 120 в минуту и более, а также в сочетании с дыханием 6 раз в минуту (Shannahoff-Khalsa DS, Kennedy B.)
Исследования с измерениями уровня потребления кислорода и кожно-гальванического сопротивления также подтверждают, что дыхание через правую ноздрю способствует увеличению активности симпатической системы, а дыхание через левую ноздрю – подавляет симпатическую активность (Telles S, Nagarathna R, Nagendra HR., 1994).
Научно подтвержденная разнонаправленность действия сурья- и чандра-бхеданы имеет многовековой опыт использования в хатха-йоге. Понятно, что в связи с разными эффектами данные техники имеют разные показания и противопоказания.
Техника сурья-бхеданы применяется в тех случаях, когда есть необходимость тонизировать нервную систему и весь организм в целом.
Прямыми показаниями к применению сурья-бхеданы являются:
- артериальная гипотония
- общая избыточная парасимпатикотония, сопровождающаяся низким АД и редким пульсом
- вялость, сонливость
- ожирение
- депрессии
- глистные инвазии
О механизмах последнего показания («Сурья-бхедана уничтожает глистов», Хатха-Йога-Прадипика, 2:50) достоверных научных данных пока нет, и можно лишь догадываться о том, что сложные нейроиммунные взаимосвязи могут активировать, к примеру, деятельность эозинофилов, отвечающих в организме за борьбу с паразитарными инвазиями. Во всяком случае, этот вопрос еще требует изучения.
Противопоказаниями к выполнению сурья-бхеданы являются:
- артериальная гипертония
- нарушения сердечного ритма
- бессоница
- нервное перевозбуждение, истощение
- эпилепсия
Соответственно, показаниями к применению техники чандра-бхеданы будут:
- повышенное артериальное давление
- нарушения сна
- тревожность и раздражительность
Не следует выполнять эту технику при: сонливости, вялости, низком давлении и депрессивных состояниях.
Выполнение асимметричных типов дыхания возможно в двух вариантах: с использованием только одной ноздри или обеих. Так, при практике сурья-бхеданы мы можем задействовать лишь правую ноздрю (делая через нее как вдох, так и выдох) – это первый вариант выполнения. В другом варианте вдох делается через правую ноздрю, а выдох – через левую. То есть определяющим является то, через какую ноздрю мы делаем вдох. Выдох же может производиться как через ту же ноздрю, так и через противоположную. Принято считать, что первый вариант (и вдох, и выдох через ведущую ноздрю) обладает более быстрым действием, но несет больший риск побочных эффектов; второй же вариант (вдох через ведущую, выдох через противоположную ноздрю) более мягок и сохраняет вегетативную систему в более сбалансированном состоянии (хотя, возможно, эффект будет не столь явным и быстрым).
Источники некоторых смежных, не совсем близких, традиций подтверждают эти показания. Рецепторный справочник Агинского дацана «Кунпан-дудзи, или полезный для всех экстракт амриты» сообщает: «Если заткнуть правую ноздрю и вдыхать через левую дым горящих пилюль, составленных из мытника длинноцветкового и теменной кости с лошадиного черепа со сливочным маслом, то можно справиться с бессонницей. А если этот дым вдыхать через правую ноздрю, он будет, наоборот, отгонять сон».
Как видим, по сути здесь описана техника сурья-бхеданы и чандра-бхеданы – изолированного дыхания через правую и левую ноздрю. Показания справочника Агинского дацана в точности совпадают с тем, что рекомендуют представители традиции Шивананда-йоги: сурья-бхедана («солнечное», активирующее дыхание) рекомендована при сонливости, то есть дыхание через правую ноздрю в силу функциональной асимметрии оказывает тонизирующее, симпатотоническое действие. Чандра-бхедана же, будучи парасимпатической техникой, показана при перевозбуждении, и поможет, как пишут бурятские ламы, «справиться с бессонницей». Дым от сгорания пилюль, изготовленных по приведенному рецепту, по-видимому, способен усилить рефлекторные влияния на центральную нервную систему через рецепторный аппарат носоглотки.
Ряд исследований показывает, что техники сурья-бхеданы (изолированного дыхания через правую ноздрю) и чандра-бхеданы (дыхания через левую ноздрю) могут менять внутриглазное давление и применение этих техник может быть перспективно при глаукоме.
Так, в одном из исследований показано, что дыхание через левую ноздрю повышает внутриглазное давление (ВГД) в среднем на 4,5%, в то время как дыхание через правую ноздрю приводит к значительному (25%) снижение ВГД (Backon J, Matamoros N., 1990). Данных о половом составе исследуемой группы не приводится; неизвестен так же состав исследуемой группы «правша-левша». Этот же источник приводит данные о наличии центральной регуляции внутриглазного давления, а также о том, что при некоторых видах глаукомы повышен тонус блуждающего нерва; таким образом, логично применение сурья-бхеданы при глаукоме как симпатотонической техники.
В другом исследовании изучалось влияние асимметричного дыхания на ВГД на двух группах – 24 мужчины и 26 женщин (все исследуемые – правши). В женской группе выявлено меньшее влияние асимметричного дыхания на ВГД, чем у мужчин, а именно – дыхание через правую ноздрю в женской группе не снижало ВГД в обоих глазах, а левостороннее дыхание снижало ВГД только в левом глазу. Таким образом, налицо влияние ассимметричных вариантов дыхания на ВГД. Исходя из имеющихся данных, можно думать о возможной перспективности применения практики сурья-бхеданы в терапии глаукомы. Однако требует дальнейшего изучения вопрос половых различий в выполнении данных практик при глаукоме, и, очевидно, при различных её типах.
Базовой дыхательной техникой хатха-йоги является нади-шодхана. «Нади» переводится как «каналы», а слово «шодхана» - как некое очистительное действие. Таким образом, «нади-шодхана» можно перевести как «очищение каналов». Считается, что нади-шодхана уравновешивает потоки энергии в каналах Ида и Пингала, выравнивая процессы возбуждения и торможения. Техника нади-шодханы подразумевает попеременное дыхание через левую и правую ноздрю. Как показывают исследования, практика нади-шодханы по 15 минут в день в течение 4 недель приводит к существенному снижению частоты пульса, частоты дыхания, диастолического артериального давления. Таким образом, результаты показывают, что практика нади-шодханы в целом увеличивает парасимпатическую активность (Malhotra V, Sarkar D, Prajapati R.)