Данная статья посвящена освоению и отстройке бадха-конасаны, позы "бабочки".
Эдуард Кушнир преподает йогу в Кишиневе (Молдова).
С бесконечной благодарностью к учителю.
"На самом деле всё не так, как кажется".
/Станислав Ежи Лец/
Данная статья посвящена освоению и отстройке бадха-конасаны, позы "бабочки".
Эдуард Кушнир преподает йогу в Кишиневе (Молдова).
С бесконечной благодарностью к учителю.
"На самом деле всё не так, как кажется".
/Станислав Ежи Лец/
Прежде чем перейти непосредственно к теме статьи хочу сказать несколько слов о том, о чем в принципе упоминается в любом тексте подобного характера, а именно: воспользоваться всеми преимуществами описанных техник в полной мере можно будет лишь при помощи компетентного преподавателя, с учетом условий, которые достаточно подробно изложены в тематической литературе - как в древней, так и современной.
А теперь перейдем непосредственно к предмету. На ниве преподавательской деятельности зачастую сталкиваешься с феноменом поверхностного восприятия множества практических моментов вследствие целого ряда причин, одной из которых, как ни парадоксально это выглядит в наши дни обилия информации, является сложность в доступе к системным, подробным и, в известной мере, объективным знаниям, что, в свою очередь, приводит к заполнению пробелов субъективными выводами. Это снижает эффективность практики, сводит ее на нет, а иногда делает даже опасной. Идея представленного вашему вниманию материала заключается в попытке детального и всеобъемлющего исследования такой относительно несложной позы, как бадха-конасана или бабочка.
Итак, предлагаемый метод освоения состоит из трех этапов. Впрочем, процесс проходит достаточно быстро. Стоит лишь понять концепцию построения и в дальнейшем возможно будет практиковать как эту асану, что называется "с лету", так и выполнять с легкостью другие асаны.
Наиболее простой способ обрести симметрию как основополагающий элемент концепции построения асаны - попытаться взаимокомпенсировать импульсы и напряжения в центре. Физический центр и область, в которой фактически компенсируются все напряжения, зачастую не совпадают. Поясню. Этот процесс легко представить в виде велосипедного колеса с шестнадцатью спицами, где все спицы одинаково натянуты и симметрично крепятся к оси. Ось колеса в данном случае выступает в виде центра, в котором взаимокомпенсируются все напряжения, что обеспечивает симметрию конструкции в целом. Когда спицы натянуты неодинаково, центр смещается, и конструкция выглядит, как «восьмерка». Проводя аналогию с человеческим телом, «восьмерка» - это, например, сколиоз, но не всегда.
Как известно, центром тела является область пупка, и его постановка не является сложной задачей, методы описаны достаточно подробно в литературе. Зачастую практикующие с этим справляются самостоятельно, но эффект, как многие сумели убедиться, не является устойчивым и долговременным. Более сложной задачей, требующей гораздо большего времени и квалификации, является отстройка проекции центра, которая располагается в области крестца. Замечу также, что имеет смысл начинать именно с этого.
Попробуем разобраться, как это делать в бадха-конасане, выполняемой на начальном этапе, лежа у стены. Причем этот этап предлагается пройти всем, вне зависимости от предыдущего опыта, обретенной гибкости и силы.
Главное преимущество выполнения у стены - возможность зафиксировать таз и задать ему координаты привязав их к стене и полу. Лягте на спину и придвиньтесь вплотную ягодицами к стене.
Спина расслаблена, лежит на полу, ноги вытянуты вверх, а седалищные кости с одинаковой силой упираются в стену.
Если попытаться согнуть ноги в коленях, разводя их в стороны, можно выявить часто встречающийся перекос таза, причину сколиоза. Точнее, перекос (винт) в тазу - лишь следствие несимметричного расположения ног. Человек рефлекторно выстраивает симметрию по ногам, и если не фиксировать таз, то его как раз и уводят несимметрично расположенные ноги.
Так вот, фиксируя таз в углу между стеной и полом, мы допускаем асимметрию в ногах, сохраняя центр. Расстояние от промежности до пяток определяется в каждом конкретном случае индивидуально и легче всего это сделать опять же лежа. Так как сидя, подтягивая ноги как можно ближе к себе, практикующий создает напряжение в пояснице, противодействующее опрокидывающему назад моменту, что в свою очередь создает препятствие для вытягивания спины и распространению импульса вдоль позвоночника.
Расположив тело вышеописанным образом, попытаемся сгенерировать импульс от центра к периферии. Тут, как правило, возникают сложности с объяснением и, соответственно, с пониманием сути процесса. Я обычно использую уловку - предлагаю практикующему толкать ноги ( не двигать, а именно толкать, создавать расталкивающий момент) в стороны и к полу (если лежа) или (если сидя) в стороны и назад, напрягая среднеягодичную и малую ягодичную мышцы. Строго говоря, это только ощущения. Работают глубоко расположенные мышцы таза. Однако, это не столь важно, задача состоит в том, чтобы почувствовать само место и процесс зарождения в нем импульса, в дальнейшем расталкивания как таковые будут не нужны. В результате в области крестца ощущается тепло или давление. При существующих патологиях могут возникнуть болезненные ощущения, области крестца, в этом случае лучше проконсультироваться со специалистом. Если ощущения натяжения концентрируются в области паха или с внутренней стороны бедра, то действия выполняются неверно, либо не была достигнута симметрия в положении таза. Подобная практика не принесет должного результата, тем более, если ощущения наблюдаются в тазобедренном суставе, в сочетании с давлением на ноги руками. Давить на ноги рекомендуется, лишь при полном исключении ощущений в ногах и паху.
Затем можно перейти ко второму этапу, т. е. выполнить те же действия сидя, прижавшись спиной к стене и зафиксировав таз между стеной и полом, сохраняя симметрию плечи-таз = квадрат в одной плоскости.
В завершение следует попытаться выполнить асану без помощи стены, обязательно сохраняя спину расслабленной. Заключительной частью этого этапа будет попытка наклона вперед с ровной спиной, упираясь локтями в бедра и отталкиваясь руками в попытке растянуть позвоночник между крестцом и лопатками. Следует отметить, что сохранять импульс в крестцовой зоне, расталкивая ноги ягодицами нужно на протяжении всего времени пребывания в асане, естественно, усилия для создания этого момента нужны совсем незначительные, важна точность. Чем выше точность, тем меньше требуется усилий, не более чем для легкой улыбки.
Во время выполнения наклона, необходимо помнить, что, при действии руками, импульс к рукам идет от области между лопатками, а само действие осуществляется широчайшими мышцами спины. Далее генерируем импульс непосредственно от центра, т. е. области пупка. Для этого необходимо дифференцировать нижнюю часть живота от верхней (область между пупком и лобком) и пытаться выполнять активный выдох. Желательно дышать методом уджайи, снизу живота волнообразным движением вверх к грудной клетке, не включая собственно грудную клетку, которая должна располагаться таким образом, чтобы появилась естественная уддияна бандха. Это не директивная уддияна, с которой обычно имеют дело, а провал живота как, например, в мостике или в собаке мордой вниз. Здесь стоит отметить, что появление подобной уддияна-бандхи (в общем трех бандх) является критерием правильности выполнения асаны, об этом эффекте упоминают многие тексты. К сожалению, все, что касается работы животом (пупком) и дыхания крайне непросто передать через текст. Предлагаю практикующим пытаться осваивать все последовательно, или даже отдельно от собственно асаны. Например, для понимания недирективной уддияны, точнее для освоения положения грудной клетки, необходимого для появления бандхи, можно поступить следующим образом: встаньте спиной к внешнему углу стены, либо просто к стене, слегка присев, попытайтесь выровнять обе области природного лордоза позвоночника, т.е. поясничный и шейный. Как результат ребра приподнимаются, живот и яремная впадина вваливаются, а в пупке должно появится натяжение, которое, собственно, предшествует импульсу, о котором я писал выше. Затем это действие можно воспроизвести сидя в бадха-конасане и, сохраняя конфигурацию корпуса, попытаться выполнить наклон.
Резюмируя, хочу сказать, что асана может быть только одна и только та, в которой ваше тело в настоящий момент пребывает. И, следовательно, если у вас есть тело, то оно неизбежно будет пребывать в одной из асан. Хатха йога систематизирует и подчиняет определённым законам положение тел (как физических, так и тонких) и процессы в них. Процесс познания себя может быть бесконечно захватывающим и я желаю всем читателям в полной мере им насладиться.
сайт alteryoga.net