Кришнамачарья называет огромное количество поз, многие из которых являются нарочито спортивными, такими же, как и в современных книгах по йоге.
Эпоха «Йога Рахасьи» была ключевой в истории хатха-йоги и самым творческим периодом в жизни К.
Кришнамачарья принадлежал к когорте индийских «физкультурников»: в 20-х и 30-х годах XX века они формировали усеченную версию хатха-йоги, выбрав ее главным аспектом терапевтические и спортивные преимущества асан.
В вышеупомянутой «Хатха-йога-прадипике», авторитетном тексте по хатха-йоге досовременной Индии, приводится не более 24 поз (в зависимости от способа подсчета). В подобном тексте XVII века — «Гхеранда самхите», содержится, самое большее, 39 поз (тоже в зависимости от способа подсчета!).
Что касается современных книг, то в оригинале «Прояснения йоги» Айенгара 1966 года приведено более 200 поз, простой иллюстрированный справочник «Асаны» Дхармы Митры 2002 года содержит 608 поз. Самый большой справочник по позам на сегодняшний день, «Энциклопедия традиционных асан» Гарота 2007 года, насчитывает более 900 поз.
В «Йога Рахасье» Кришнамачарьи описывается 69 поз.
С исторической точки зрения, не неслыханное число, но этого достаточно, чтобы привлечь наше пристальное внимание. В «Хатха-йога-прадипике» и «Гхеранда самхите» не только упоминается немного поз, но и большая их часть посвящена аспектам хатха-йоги, не связанным с асанами. Сделав центральной частью своего метода множество (зачастую сложных) поз, Кришнамачарья К. знал, что он идет на риск, поэтому, будучи хорошим ученым, а он был именно таким, он нашел такому подходу историческое «прикрытие».
В двух отрывках он прямолинейно заявляет, что на его стороне Шива, а его противники пребывают в неведении:
1:48: «Выдающиеся йоги показывали только несколько асан в качестве примера.
В «Дхьяна-бинду-упанишаде» Господь Шива говорит Парвати:
«Существует столько же асан, сколько есть видов живых существ»...
1:49: Итак, кто вправе подсчитывать количество асан?
Если кто-то назовет какое-либо определенное число асан,
То только из-за недостатка знаний»[6].
После этого он приводит описания поз (и предлагает большое количество вариаций их выполнения!).
Зачем ему нужны такие неоднозначные рассуждения? Почему Кришнамачарья решил, что его точку зрения не поддержат? У К. было мало предшественников, кто бы делал такой же упор на асаны, насколько мы можем судить по книгам, появившимся до «Йога Рахасьи», где приводится больше 69 поз.
Некоторые наши современники думают, что до наших дней метод хатха-йоги опирался главным образом на позы, но это не так.
Большую часть времени главными аспектами практики были посвящение, пранаяма, очистительные техники и практика необычного контроля над физическим телом. Некоторые из текстов, которые существовали при жизни К. и в которых был акцент на асанах и указывалось их четкое количество, были опубликованы большими или небольшими тиражами. Некоторые из таких работ существовали только в виде рукописей. Мы сделаем обзор этих произведений, от наибольшего числа упомянутых в них асан до наименьшего.
Примерно в 1840 году написана книга «Шри Таттванидхи», где упоминалась 121 поза: ее публиковали на средства и для правителя Майсура, на которого работал К.[7]. Около 1650 года появился сборник «Йога-чинтамани», где упоминалось 110 поз. В книге «Восемьдесят четыре асаны», опубликованной на языке маратхи в 1899 году, фактически говорится о 97 асанах. Многие традиционные тексты, в которых приводятся 84 позы, в большинстве своем, как и «Восемьдесят четыре асаны», относятся к современному периоду. Главное исключение — «Кхечари-видья» Адинатха (около 1400 г.). В таких работах, как «Хатхаратнавали» Шринивасы Батту (около 1650 г.), «Джогапрадипика» 1737 года и «Хастамудра-чаураши-асана» из Непала 1850 года, — тоже упоминались 84 позы.
Книга «Восемьдесят четыре асаны», вероятно, была опубликована, но небольшим тиражом, и, скорее всего, K. ее не видел[8]. Рукописи «Шри Таттванидхи», «Джогапрадипика» и «Хастамудра» имели еще более ограниченные возможности для распространения, и в качестве рабочей гипотезы мы можем предположить, что даже такой всесторонне образованный человек, как K, не знал о существовании всех них, кроме «Шри Таттванидхи».
Книги его современников, о которых он, скорее всего, знал, также отсутствуют[9], но он, вероятно, оставил их без внимания, потому что они казались недостаточно научными (см. ниже).
Из приведенного мною списка только «Шри Таттванидхи» включена в библиографию его «Йога Макаранды» 1934 года[10]. Ниже мы подробнее рассмотрим эту библиографию.
Список «Йога Макаранды», вероятно, был составлен незадолго до написания «Йога Рахасьи»[11]. Возможно, были и другие книги с описанием множества поз, с опорой на которые подготовлена «Йога Рахасья», но мы не знаем, потому что многие из них не известны современной науке. Норман Сьоман в 1996 году высказал предположение, что библиография «Йога Макаранды» была «дополнена» работами,... которые не имеют ничего общего с традицией, в рамках которой он преподает»[12]. Однако в своем недавнем интервью санскритолог Кристофер Томпкинс сообщил: «Я обнаружил доказательства того, что эти шесть тантр [которые упомянуты в списке библиографии «Йога Макаранды» К.] содержат специализированную и теперь в основном потерянную «виньясу-краму», которую Кришнамачарья попытался возродить»[13]. Оставим в стороне вопрос о виньясе, мы могли бы высказать догадку, что в этих книгах рассказывается новая история о количестве асан, но — нежданно-негаданно — Томпкинс упоминает, что в состав этих ранних последовательностей входят только 6 поз[14].
Возможно, в других текстах, упоминаемых в библиографии «Йога Макаранды», описывается больше асан; или, возможно, К. знал тексты, в которых перечислялось много больше асан, но он не назвал их, и они не известны современной науке.
Как бы то ни было, в «Йога Рахасье» рассматриваются спортивные виды асан: есть сложные перевернутые позы, балансы на руках и позы стоя, — более спортивные, чем в любом предшествующем классическом тексте по йоге, помимо «Шри Таттванидхи», о которых мы знаем[15].
Помимо классических текстов в свое время были книги коллег и современников К., в которых описывалось множество поз. Эти книги предназначались для массового читателя, в них приводятся длинные списки асан, некоторые из которых тоже носят тренировочный характер, хотя они и менее спортивные, чем позы в «Йога Рахасье». Вероятно, ЙР относится к более позднему времени, чем эти книги[16] , поэтому K. мог искать своеобразное оправданием тому, что он посвятил свою работу в основном позам йоги, но ЙР должна была считаться древним текстом, то есть, так он признал, что его современники могли бы раскрыть и другой «секрет» «Йога Рахасьи».
Как и многие его коллеги, К. имел развитые способности и выступал как малла (спортсмен) на публичных выступлениях[17]. При этом у него была стопка разных дипломов, что выдавало в нем джняни (ученого или того, кто ищет Абсолют с помощью знаний).
Автор «Йога Рахасьи» применяет обе свои ипостаси.
В соответствии с пристрастиями К, он, вероятно, намеревался создать современный труд с опорой на древние авторитетные источники в ответ на потребности своего времени: предложить спортивную, терапевтическую и оздоровительную практику, которая станет новым словом в учебно-научных дискуссиях в рамках многовековой традиции йоги.
«Йога Рахасья» позволяет нам увидеть своими глазами исторический момент перехода йоги от духовной практики к методике оздоровления.
Хотя асаны использовались в аюрведе, науке о здоровье, и до XX века, в 20-е годы XX века Кришнамачарья и другие[27] стали менять направленность хатха-йоги: с целей духовной практики все почти полностью перешли на физкультурно-оздоровительные цели. Чтобы понять его подход, мы сравним описания традиционных для современной йоги тем из ЙР и из работ двух известных современников К.
Йогачарья Сундарам был сторонником нового движения по смешению йоги с бодибилдингом в 1920-х годах. K. его наверняка знал, — у него был тренажерный зал в отличном месте в соседнем Бангалоре в те же годы, когда K. вел активную деятельность в Майсоре. Немногие могли сравниться с К. в красноречии и знаниях источников, но Сундарам даже не пытался: его работы отличаются забавной пунктуацией, странным правописанием, нескладными фразами, ошибками в синтаксисе и использованием заглавных букв не к месту. На этой основе он создал вымышленную сцену, где представил всем свою йогу для фитнеса в книге «Секрет счастья или Йога как физическая культура» 1928 г.:
«Такое любопытное название, Йога-Асана, замечательно, как и ее изобретатели,
мудрецы Индии... Йога-асана... совершенствует организм человека...
и готовит его, чтобы... он мог стать Богочеловеком, Дживан-Муктой.
Какой бы ни была цель мудрецов, совершенство человеческого тела как средства для...
осознания Бога... Не могли ли они использовать это средство как систему физической культуры?»[28].
В книге «Популярные асаны йоги» Свами Кувалаянанды, 1931 г. (в отличие от предыдущей работы она написана куда лучше), тоже сопоставляется все старое и новое, чтобы привести современную типологию.
Для этого автор предлагает классификацию практики йоги.
Практику йоги для здоровья (которая нацелена на «физиологические результаты») он называет «культурной», а досовременную йогу (направленную на то, чтобы обуздать «духовную силу, называемую Кундалини») — «медитативной»:
«Асаны делятся на... культурные и медитативные... В попытках получить физиологические результаты в практике «культурных» поз и приверженцы духовного аспекта, и сторонники физического аспекта практики хотят поддерживать здоровье нервной и эндокринной систем...
Тот, кто обучается духовной культуре, [при этом]... практикует «культурные» позы для достижения более масштабной цели. Ему нужно, чтобы его нервная система... тренировалась,... [чтобы] выдержать взаимодействие с духовной силой, называемой Кундалини»... [29]
Кришнамачарья вводит новую «йогу для тела» иным способом.
Сундарам рассматривает йогу как спортсмен, а Кувалаянанда, который делал лабораторную работу по йоге [30], выступает в качестве ученого, а Кришнамачарья — и как спортсмен, и как преданный практик, и как ученый. Подобно Кувалаянанде, он создает систему классификации, но стили практики у него соотносятся с возрастом практикующего.
В приведенной ниже цитате Кришнамачарьи период брахмачарьи — это молодость, период грихастхи относится к взрослой жизни, а период саньясина — к преклонному возрасту[31]:
«Практику йоги... можно разделить на три типа. С учетом того, что шришти-крама [практика освобождения] для брахмачарьи [ученика], стхити-крама [практика для укрепления силы или здоровья] для грихастхи [домохозяина] и самхара-крама [практика ухода] для саньясина [отшельника], йогу следует практиковать соответствующим образом[32]».
В другом месте он упоминает о двух результатах этих типов практики, но только один из них «одобрен священными текстами»:
«Йога... может принести либо материальные плоды [бхукти], либо освобождение от страданий [мукти].
Те, кто поклоняется Господу, восхваляйте Хари [бог-охранитель, Вишну] для достижения мукти.
Другие же ищут материальной выгоды, которая не одобрена шастрами [священными текстами][33]».
Другими словами, независимо от того, какую йогу вы практикуете и на каком этапе своей жизни, если вы преданно поклоняетесь Высшему в своей практике, в результате вы достигнете мукти (освобождения), но, если вы не будете вспоминать Господа в своей практике, вы получите только материальный результат (например, как в «культурной» йоге Кувалаянанды). Вы упустите свой шанс.
Он предлагает постоянно памятовать о Хари, так, чтобы, даже если вы молодой человек, занимающийся йогой для спортивных достижений, или взрослый, занимающийся йогой для оздоровления, у вас всегда была та же цель, что и у старейшин, которые практикуют йогу для освобождения.
K. унифицирует категории современной практики, дополняя их бхакти-йогой — поклонением (изначально четко сформулировано в «Бхагавад Гите»), откуда практик устремляется к Высшему. Кришнамачарья сам шел по пути домохозяина на протяжении всей своей жизни и преподавания йоги, поэтому он объясняет, что можно приспособить практику йоги для любого этапа жизни, на котором вы находитесь, и успеть достичь финального результата садханы (духовного метода).
В этих отрывках «Йога Рахасья» вторит «Бхагават Гите» в некоторых аспектах. В ней четко очерчивается круг множества видов йоги, описываемых в книге, с указанием, что бхакти-йога лучше всех, гарантирует освобождение и прекрасно подходит для жизни домохозяина. Следовательно, Кришнамачарья лишь отчасти перешел к йоге для тела, которую сформулировал и оправдывает в своей «Йога Рахасье». В отличие от Сундарама и Кувалаянанды, йога для здоровья у Кришнамачарьи не лишена самых продвинутых целей йоги.
Выводы
В своей книге «Секрет йоги» Кришнамачарья предсказывает, какой станет практика в наши дни, при этом оставаясь верным традиционной цели йоги — освобождению. Работу Кришнамачарьи отличает широта, свежесть и верность традиции. Благодаря этому «Йога Рахасья» представила убедительное сочетание старых и новых методов, а также размышления Кришнамачарьи того периода его жизни, когда она написана.
«Йога Рахасья» — это «секрет» (рахасья), полученный нами в качестве наследия великого йога, позволяющий взглянуть на важные для будущего вопросы практики йоги на этапе их зарождения. Книга внесла свой вклад в наше современное видение спортивных достижений в йоге и концентрации на позах, а также подняла вопрос йоги для женщин. Говоря языком прошлого, в книге затронуты острые вопросы практики на протяжении всей жизни.
Позы из «Йога Рахасьи» (по главам и стихам)
1. Аштавакрасана, 1.50-51
2. Бхерундасана, 2.18
3. Бхекасана, 2,19
4. Баддха-конасана, 1,73, 2,13, 3,23
5. Баддха-падмасана, 2.13
6. Бакасана, 2.19
7. Бхадрасана, 1,73
8. Бхадраваджасана, 2.16, 3.10
9. Бхуджангасана, 2.14
10. Брахмасана, 1,73
11. Чакорасана, 2.14
12. Чатушпада-питхам, 2,14
13. Дандасана, 1,53-54, 1,74, 2,13, 3,10
14. Дханурасана, 2.17
15. Двипада-питхам, 3,19
16. Ганда-бхерундасана, 2.18
17. Гарбхапиндасана, 2.15
18. Гарудасана, 2.16
19. Гомухасана, 2.16
20. Капотасана, 2,21
21. Конасана, 2.20
22. Халасана, 2.17
23. Джатхара-паривритти, 1,52, 2,17
24. Каундиньясана, 1.50-51
25. Краунчасана, 1,50-51, 1,74, 2,14
26. Куккутасана, 2.15
27. Курмасана, 2.15
28. Махамудра, 2,13, 3,23
29. Макарасана, 2,19
30. Маричьясана, 1,50-51, 2,17
31. Матсьясана, 2,17, 2,19
32. Матсьендрасана, 2.19
33. Маюрасана, 2.15
34. Мулабхандасана, 1,73
35. Натараджасана, 1,50-51, 2,18
36. Парватасана, 2.22
37. Пащчиматанасана, 2,13
38. Падмасана, 1,73, 2,15, 3,10, 3,20
39. Пинча-маюрасана, 2.15
40. Пурвоттанасана, 2,14
41. Шалабхасана, 2,14, 2,18
Сарвангасана, 3.11, 1.53-54
42. Сетубандхасана, 1,50-51
43. Сиддхасана, 1,73, 2,24
44. Симхасана, 2.16
45. Ширшасанаa, 3.11, 1.53-54, 2.13
46. Ширша-дандасана, 2.18
47. Свастикасана, 1,73, 2,24
48. Супта-падангуштхасана, 1,50-51
49. Супта-прасарита-падангуштхасана , 1.50-51
50. Тадака-мудра, 2,13
51. Тадасана, 3,23
52. Триконасана, 1,50-51
53. Тривикрамасана, 2,16
54. Унмукха-питам, 3.18
55. Урдхва-куккутасана, 1,50-51, 2,17
56. Уштрасана, 2,21
57. Уттана-курмасана, 2.16
58. Уттана-маюрасана, 1.50-51
59. Уттана-падасана, 1,50-51
60. Уттанасана, 3,23
61. Уттанашики (Уттана-маюрасана), 2.23
62. Ваджрасана, 1,73, 2,14, 3,10
63. Васиштхасана, 1,50-51, 2,17
64. Ватаянасана, 2,16
65. Випарита-дандасана, 1,53-54
66. Вирабхадрасана, 1,50-51
67. Вирасана, 1.74, 3.10
68. Вришчикасана, 2,14, 2,19
69. Йога-нрисимхасана, 2.15
Пранаямы из «Йога Рахасьи»
1. Андоли, 1.100
2. Бхрамари, 1.100
3. Бхастрика, 1.100-101, 3.14
4. Капалабхати, 1.100-101, 3.14
5. Лахари, 1.100
6. Нади Шодхана, 1.100, 1.103, 2.61, 3.16
7. Сама Вритти, 1.94
8. Шиткари, 1.100
9. Сурья Бхедана, 1.100, 2.61, 3.16
10. Ситали, 1.100, 2.61, 3.16
11. Уджайи, 1.33, 1.100, 2.61
Бандхи из «Йога Рахасьи»
Джаландхара, 1.60, 1.71-78, 1.80-1.83 1.101, 2.50, 2.52, 3.15
Мулабандха, 1.60, 1.62, 2.50-51, 3.14
Уддияна, 1.60, 1.64-70, 2.50, 2.52, 3.14
Вайю из «Йога Рахасьи»
Апана-вайю, 3.15
Сноски
[1] Несмотря на то, что некоторые источники приписывают К. тридцать семь работ (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Tirumalai_Krishnamacharya), многие из них представляют собой брошюры и тому подобное. Три из восьми его книг — «Йогавалли» (главы 1-2), «Йога Рахасья» (1998 год, издана после смерти автора) и «Йога Макаранда» (1934 г.) — напечатаны на английском языке. Его «Йогасанагалу» (1940 г.), посвященная в основном асанам, частично переведена на английский язык и опубликована в Интернете (http://grimmly2007.blogspot.com/p/yogasanagalu-translation-project.html), неофициальная версия книги с лекциями по асанам, которую K. написал под заголовком «Приветствие Вечного», известна в кругу тех, кто практикует йогу; на тамильском языке существует автобиография. Центром «Кришнамачарья Йога Мандирам» переведены и изданы два сборника духовной поэзии К. «Йоганджалисарам» (1995 г.) и «Дхьянамалика» (1998 г.).
[2] Очевидно, глава 1 «Йогавалли» была опубликована на санскрите в 1988 году, см.: Мохан А. Г., 2010 г., «Кришнамачарья: его жизнь и работа», Бостон: Шамбала, с. 134-136.
[3] В их наиболее формальном исполнении шлоки — это куплеты из шестнадцати слогов.
[4] См. Синглтон, Марк, 2010 г., «Тело йоги: происхождение современной практики асан», Нью-Йорк: Издательство Оксфордского Университета, с. 185, и Шриватса Рамасвами, 2000 г., «Йога для трех этапов жизни», Рочестер Вермонт: «Внутренние традиции», с. 18, и Мохан, с. 46, 120. Комментарии Дешикачара к книге см. Уайт, Дэвид Гордон, 2014 г., «“Йога-сутры” Патанджали: биография», Принстон: Принстонский университет, с. 232.
[5] Рамасвами, с. 6, 18.
[6] Кришнамачарья, Тирумалай, 2003 г. (1998 г.), «Йога Рахасья», Натхамуни, Т. К. В. Дешикачар, Ченнай, Тамил-Наду, Индия: изд-во «Кришнамачарья Йога Мандирам», с. 5.
[7] Вадияр IV. См. Сьоман, Норман, 1999 г. (1996 г.), «Традиция йоги майсурского дворца», Нью-Дели: Абхинав, множество упоминаний.
[8] Бухнеманн, Гудрун, «Восемьдесят четыре асаны в йоге: обзор традиций», Нью-Дели: Д. К. Принтуорлд, с. 36, 39, 65.
[9] Мы знаем, что он знал об этих людях, отчасти потому, что он рассказывал историю неудавшегося плана собрать их всех на конференции в середине 1930-х годов, чтобы стандартизировать практику йоги в Индии. См. Мохан, с. 80.
[10] Кришнамачарья, Тирумалай, 2011 г. (1934 г.), «Йога Макаранда», Т. К. В. Дешикачар и Э. Р. Рамасвами Айенгар, перевод, Кауштуб Дешикачар, изд., Ченнай: Гаруда, с. 42.
[11] Стоит отметить, что мы можем проследить происхождение последовательностей поз аштанга-виньяса-йоги К. Паттабхи Джойса: они восходят к «Йога Макаранде».
[12] Сьоман, с. 66
[13] http://www.sutrajournal.com/christopher-tompkins-on-the-origins-of-vinyasa была получена 9 июня 2016 года.
[14] Личная переписка с автором.
[15] Сьоман утверждает, что на это повлияла европейская атлетика, множество упоминаний.
[16] Коллега Kришнамачарьи, Йогачарья Сундарам опубликовал свою книгу «Йога как физическая культура» в 1928 году. Шри Йогендра опубликовал книги по асанам в 1928 и 1931 гг.; Свами Кувалаянанда опубликовал пособия в 1931, 1933, 1935 и 1936 гг.; и К. В. Айер опубликовали тексты по асанам в 1930, 1936, 1937 и 1940 годах.
[17] Синглтон, 2010 г., с. 193
[18] Кадетски, Элизабет, 2004 г., «Сначала идет гора», Бостон: Литл, Браун и Ко., с. 81; и Айенгар , Б. К. С., «Аштадала Йогамала», том 1, 2007 г.(2000 г.), Нью-Дели: Аллайд Паблишерс, Лимитед, с. 54; и Дешикачар, Кауштуб, 2005 г., «Йога Йогов», Ченнай, изд-во «Кришнамачарья Йога Мандирам», с. 99.
[19] Айенгар, Б. К. С., «Аштадала Йогамала», том. 6, 2010 г., Нью-Дели: Аллайд Паблишерс, Лимитед, с. 108, и Дешикачар, К., там же. Конечно, он также преподавал йогу своим сыновьям: Шри Т. К. Шринивасан (1936 г. р.) хорошо разбирался в йоге и стал авторитетом в индийской философии Ньяи и Мимамсы; еще два его сына — Шри Т. К. Дешикачар (1938 г. р.) и Шри Т.К. Шрибхасьям (1940 г. р.). После 1940 года у него родилась еще третья дочь Шубха.
[20] Как видно из известного фильма 1938 года о K. и Айенгаре. На этой видеозаписи видно, как дочери выполняют асану самостоятельно и с помощью К.: http://www.youtube.com/watch?v=b1eXiT-m5HY&feature=share&list=PLF60F76F5E8449C60, 12/14/2012. См. также Дешикачар, К., там же.
[21] Его сын, Т. К. Дешикачар процитировал по памяти слова Шри Тирумалая Кришнамачарьи в Десаи, 2004 год. «Йога разгаданная: эволюция и сущность духовной традиции» (DVD), yogaunveiled.com
[22] По этой причине, то, что он не хотел преподавать латышке Индре Деви (с 1938 года), не могло быть связано с тем, что она была женщиной, как часто заявляют. Ее оттолкнуло ее европейское происхождение, а также обязательство мужчины-брамина, которые должны были воздерживаться от преподавания женщинам за пределами своей семьи. Благодаря проводимой им полите, смягчилось и это правило. Он считал, что йога должна оставаться в руках индийцев. (См. его цитаты на эту тему, Кришнамачарья, 2011 г. (1934 г.), с. 83). Тем не менее, мы знаем, что он смягчился и стал преподавать Индре Деви - по приказу правителя Майсура и своего благодетеля Вадияра IV, и он был чрезвычайно ею доволен, она стала его любимой ученицей.
[23] «Мукхья-упанишады», или веданта (800 г. до н. э. – 200 г. н. э.), состоят из 10-17 книг (в зависимости от способа подсчета), в которых встречаются первые описания йоги.
[24] Кришнамачарья, 2003 г., с. 32.
[25] Там же, с. 35.
[26] Пранаяма описывается в более широком контексте: семьдесят шесть шлок (27%) текста полностью посвящены практике дыхания, замкам (бандхам), задержкам (кумбхакам), ритму и целям.
[27] В основном Шри Йогендра, Свами Кувалайанда и их гуру, Шри Мадхава Даса Джи. См., Голдберг, Эллиот, 2016, «Путь современной йоги», Рочестер, ВТ: Внутренние традиции, в разных местах.
[28] Сундарам, Йогачарья, 2000 (1928), «Секрет счастья или Йога как физическая культура», Коимбатур, Тамил-Наду, Индия: Издательский дом «Йога», с. 3.
[29] Кувалаянанда, Свами, 1964 г. (1931 г.), «Популярные асаны йоги», Бомбей (Мумбаи): Популярный Пракашан, с. 33-34.
[30] См. прекрасное исследование Кувалаянанды сделано Джозефом Альтером в книге «Йога в современной Индии», 2004 г., Принстон: Принстонский университет, с. 73-108.
[31] В этом K. следуют классическим ашрамам, которые суть четыре этапа жизни: брахмачарья, грихастха, ванапрастха (лесной монах) и париваджака (странствующий монах). Эти последние две категории он отнес к группе «саньясин». В зависимости от того, какому авторитету мы следуем, каждый этап, как говорят, охватывает 20-25 лет.
[32] Кришнамачарья, 2003 г., с. 100.
[33] Там же, с. 21.: бхукти — радости жизни.
***
ОБ АВТОРЕ
Эрик Шоу (MA.SE MA.RS MA.AS) изучает йогу и медитацию 30 лет и преподает с 2001 года. Он активно преподает на международном уровне, является создателем направления «Прасана-йога», ориентированного на выравнивание в движении, а также лекционной программы «Обучение йоге с помощью изображений» (Yoga Education through Imagery) — обучение традициям йоги с помощью архивных иллюстраций на основе новых научных знаний.
Он является сертифицированным преподавателем йоги (E-RYT 500), имеет две ученых степени в области искусств и магистерские степени в области образования, религиоведения и востоковедения (стран Азии). Его статьи публикуются в Yoga Journal, Common Ground, Mantra Yoga + Health и других изданиях. Подробная информация представлена на его сайте: www.prasanayoga.com
***
Перевел с английского Руслан Герасимов
Редакция Елены Саноцкой.
Оригинал статьи: http://www.sutrajournal.com/krishnamacharyas-yoga-rahasya-by-eric-shaw