«те, кто достиг невозможного,
те, подобные грому в ясном небе,
те, кто отомкнул [состояние] унмани [безмолвного ума] ,
те, кто обратил дыхание вспять
говорят противоположные [общепринятым понятиям] вещи»
- Писание «Горакх Бани», изречения Горакхнатха
Философия бессмертных. "Горакхбодх" Йоги Горакхнатха с комментариями Шри Шайлендры Шарма
Хатха Йога Прадипика начинается словами: «Вначале йога стала известна Горакхнатху и Матсьендранатху; Сватмарам-йоги познал её милостью обоих».
«Горакх Бодх» («Просвещение Горакха») – малоизвестный древний текст средневековых натха-йогов, изложенный в форме интенсивного диалога между Горакхнатхом и его учителем Матсиендранатхом. Оба даровавших великое искусство йоги миру подвижника считаются бессмертными.
Основатель ордена натхов, Матсиендранатх или Маччендранатх, оставил несколько священных текстов в традиции этой мистической линии. Его считают автором «Кауладжнянанирная» («Определяющая Мудрость Каул»); также предположительно написавшим «Йогивисая» («Предмет Йоги») под псевдонимом Минанатха. Даты жизни Матсиендранатха достоверно неизвестны, предположительно он мог жить между восьмым и десятым столетиями.
Его ученик Горакхнатх широко известен и почитаем в Индии как величайший Сиддха. Им написаны «Сиддхасидхантападдхати» (“Неоспоримые методы Сиддхов”), «Амараругхапрабодха» («Осознание бессмертия»). Другая принадлежащая его перу работа «Амаругхасасана» («Правила бессмертия») описывает методы преодоления старения и смерти (обретения амаругхасиддхи или бессмертия) и пути к достижению состояния недвойственности.
Натхи почитают Шиву как чистое Сознание; Его творческая энергия Шакти является источником изменений и всевозможных опытов и переживаний, связанных с этими переменами. Главная цель натхов – достижение освобождения при жизни. Внешним религиозным обрядам и знанию писаний придаётся второстепенное значение, единственным и главным методом считается прямой и наикратчайший путь к освобождению, на котором мистик открывает и переживает энергию Вселенной в самом себе.
Натхи верят в возможность достижения вечной жизни путём выхода за пределы ограничивающего «низшего» «Я» с помощью контроля дыхания-Праны, жизненной энергии, и мысли и перехода на уровень Высшего Сознания. Натхов также называют «сахаджия», адептами спонтанного пути, следующими простоте и естественности ума и сердца.
На начальных стадиях йогической практики контроль дыхания является ключевым элементом преображения «Я» в истинную Самость или трансцеденции личности. При достижении совершенства в практике дыхание и сознание естественным образом приходят в спонтанное состояние, «сахадж», окончательно соединяясь в «унмани» или состоянии само-трансцендентности (когда ограниченное «Я» погружается в истинное «Я»).
Слушая и осознавая внутренний спонтанный звук («анахада нада»), йог направляет поток Праны в сушумну, энергия Кундалини пробуждается и поднимается ввысь по срединному каналу, достигая высшего центра и сливаясь с Шивой. В сахаджа-самадхи мысль погружается в блаженство, ложное чувство объективности и двойственности ослабевает и постепенно исчезает.
Таков естественный («сахадж») путь достижения состояния вне сознания, безмыслия или «унмани»; так практик становится авадхутой («непривязанным» или, следуя точному переводу, «без невесты») и достигает освобождения.
Для достижения столь амбициозной цели адепту необходимо найти Гуру, принадлежащего к линии Сиддхов и считающегося равным самому Шиве.
Такой учитель сможет объяснить ученику искусство удержания дыхания и сам процесс абсорбции или поглощения мысли с последующим пробуждением Кундалини безо всяких видимых усилий с его стороны. Даваемое Гуру теоретическое и практическое знание подразумевает прямую вербальную передачу знания. В определённый момент своей садханы искатель начинает впитывать полученное знание на интуитивном или сверх-интуитивном уровне; логические, дискурсивные и ритуальные методы становятся второстепенными по сравнению с личностью духовного учителя, приобретающей наиважнейшее для ученика значение.
В целях сохранения секретности своих практик натхи использовали язык намёков и иносказаний, доступный лишь посвящённым. «Сумеречный» или «перевёрнутый» язык, которым написан текст «Горакхбодха» также называется «сандхъябхаса», нарочитая манера изложения, в которой аллегорическое изложение образует «двойное дно» или слой секретного знания, заложенного в простом с виду содержании.
Написанный на архаичном хинди текст предстает неясным и расплывчатым по смыслу. Но даже после расшифровки головоломки йогических и лингвистических значений истинное содержание остаётся загадкой для непосвящённых.
Сегодня трудно встретить йога, не только достигшего высокого уровня реализации путём следования суровой дисциплине натхов, но и в совершенстве знающего тексты этой парампары.
И даже после встречи подобного наставника понимание настоящего смысла метафор и аллегорических загадок в диалоге древних бессмертных йогов «Горакхбодха» будет сложной задачей.
Текст содержит многочисленные ссылки на метафизическую космогонию Праны и Духа, делая упор на важность эмпирического познания. Попросту говоря, самореализация считается возможной только путём личного опыта настойчивой йогической практики искусства дыхания, развивающей высший уровень сознания. Вот почему в ходе диалога одинаковые на первый взгляд вопросы обсуждаются вновь и вновь: постепенно чисто физические аспекты практики дыхания раскрывают свой метафизический смысл и цель.
«Сумеречный язык Горакхбодха» предлагает переосмысление и доработку единственного существующего перевода текста на английский язык, сделанного в 1937. Цель данной публикации – пояснение скрытого значения текста и прояснение определённых терминов и понятий в свете традиции крия-йоги линии Бабаджи - Лахири Махасая.
Развёрнутые йогические комментарии даются вместе с пересмотром перевода исходных шлок на хинди; пояснения открывают глубокие аспекты древнего учения, не преследуя цель точной лингвистической интерпретации. Тем не менее, мы считаем что обе задачи успешно разрешены автором данной работы.
Глубокие и детальные комментарии Шри Шайлендры Шармы, пятого Гуру в линии крия-йоги Бабаджи-Лахири Махасая, приоткрывают завесу мистицизма высшей йоги и разъясняют её истиные цели настоящим искателям.
В этой статье вы можете прочитать отдельные шлоки текста Горакхнатха "Горакхбодх" и комментарии к ним Шри Ш. Шармы, основанные на пережитых им многочисленных опытах состояния самадхи. Книга целиком на русском и английском языках готовится к изданию.
Катя Моссин
104
Горакх молвил:
Свамиджи!
В каких устах [он] должен пребывать?
В каких устах обитель дхьяны*?
Скажи, уста какие изливают эликсир бессмертия?
И ртом каким испить его возможно?
В каких устах сокрыт
[бессмертный] дух, живущий в теле смертном?
Тебя, Сатгуру, вопрошаю.
105
Шри Маччендра сказал:
Авадху!
Оставайся во рту спонтанности (sahaj);
Дхъян [пребудет] в устах у преданности;
из уст Учителя [течёт] нектар бессмертия;
испей его устами своего ума (chitt).
[Дуx] смертного живёт [вне] уст надежды.
Такое мнение Маччендра изрекает
Коментарии:
Главный постулат учения Натхов звучит так: пребывай в Жизни и размышляй о Смерти.
Для того чтобы испытать Жизнь во всей её полноте следует понять, что такое Смерть: эти два явления дополняют друг друга, будучи разными сторонами одной монеты вечного существования.
В момент смерти Апана освобождает Прану, позволяя ей покинуть тело навсегда: так Шакти освобождает Шиву. Жизнь продолжается до тех пор, пока Апана остаётся в теле: она «заманивает» и удерживает праническую энергию, снова и снова «приглашая» Прану в тело.
Оставайся во рту спонтанности (sahaj)
Искатель, испытавший и вынесший каждый аспект воздействия бытия, обретает спонтанное, чистое и естественное восприятие реальности. Он идёт путём «сахадж».
«Сахадж» также означает спонтанное бездыханное состояние, в котором преданный садхак медитирует на Шиву и Шакти, жизнь и смерть, природу выдоха и вдоха.
Твердо упрочившись в обладании Апаной и ее контроле, естественным образом переставая дышать в состоянии сахадж-самадхи, йогин осознаёт природу Праны.
Остановив поток выдохов и вдохов, он находится «во рту спонтанности» (анабиозе) без всякого усилия.
Дхъян [пребудет] в устах у преданности
В состоянии самадхи ум фокусируется на собственной невероятной трансформации и опыте переживания.
Дхьян* – наивысшая преданность познанию Истины высшей Реальности через переживание опыта смерти при жизни, в самадхи.
Из уст Учителя [течёт] нектар бессмертия;
Испей [его] устами {своего] ума
Слова Гуру воспламеняют ум ученика,начиная процесс развития сознания. Впитав учение, развитый ум сам становится источником бессмертия, производя таинственный эликсир Амриты.
Сначала разум ученика поглощает и впитывает переданный Учителем секрет бессмертия. Затем садхак применяет это знание к своей йогической практике: стимулируя гормональные изменения в мозгу он физически пьет таинственный нектар.
В уже упоминавшемся известном индийском мифе, символически связанном с кхечари-мудрой, пытавшиеся получить эликсир бессмертия боги пахтали и взбивали океан с помощью горы Меру.
На начальном уровне практики крия-йоги язык в кхечари-мудре возведён подобно легендарной горе Меру; он входит в полость позади мягкого нёба и прочно удерживается там. Церебральная мозговая жидкость «взбивается» интенсивными движениями головы.
Следуя тайным наставлениям Гуру, садхак буквально «пахтает» своё сознание. Со взлядом, устремлёнными вверх в межбровие и с языком, находящимся в кхечари-мудре (подобным горе Меру), специальным вращением головы йогин «вспенивает» океан собственного мозга.
Сначала Дживатма исторгает из сознания весь впитанный ею яд внешнего мира. Затем ум наполняется нектаром – амирасой или эликсиром бессмертия.
[Дух] смертного живет [вне ] уст надежды.
Строка за строкой эта шлока утверждает: находясь в физическом теле, практикующий может достичь бессмертия, развивая сознание под руководством Гуру.
«Дехи» означает «бессмертный дух», живущий в теле, которое именуется на хинди «дех». «Дехи» живёт в «дех», контролируя «уста надежды».
На самом деле «дехи»-Дух контролирует также все желания, а надежда – дитя желания. С каждым безымянным желанием одновременно растёт надежда на его удовлетворение.
Контролируя «уста надежды», дух управляет всеми желаниями. Такой йогин выходит за пределы всех страстей, привязанностей и чувств.
Следует считать надежду врождённым качеством смертных существ. Неумирающие духи и бессмертные существа существуют вне понятия надежды, у них нет ожиданий, предвкушений и упований.
Вера в слова учителя выводит йогина за пределы всех ожиданий. Слова Гуру не даруют утешения и надежд; они дают чёткую информацию, укрепляющую осознание и постоянство внутренней веры в сердце искателя.
Упорная практика, впитанное знание и непоколебимая вера выведут смертного ученика за пределы надежды. Дух такого йогина останется в избранном теле навсегда, превзойдя бренность материи.
Примечание*:
В своих комментариях к шлокам 108-110 «Йога Сутр» Шайлендра Шарма даёт следующее определение дхьяны:
«Когда пробуждённое сознание ума объединено с избранным объектом и сосредоточено на нём с твёрдой решимостью познать его, такое состояние обозначается как «дхьяна».
Автор продолжает:
«Решимость познать некий избранный объект (дхарана), а также решимость сосредоточить свой ум, исполненный йогической силы, исключительно на данном объекте (дхьяна) и совершенство в сосредоточении ума, производимого с твёрдой решимостью (самадхи) – названные три уровня сознания в совокупности обозначаются как «самьяма», шестой уровень пробуждения».
121.2
Горакх молвил:
Свамиджи!
Какая чакра [словно] плечи, [поддерживает] тело?
Где, в которой чакре невидимую бандху (agochar bandh) применять?
В какой из чакр возможно Лебедя остановить?
В какой из чакр сознание в наслажденьи пребывает?
В какой из чакр возможно Время удержать?
И в какой из чакр
достичь Самадхи сможет [йогин]?
122.2
Шри Маччендра сказал:
Авадху!
Восседает тело на плечах у мула-чакры.
В гуда-чакре примени невидимую бандху.
В мани-чакре Лебедя остановить возможно.
В анахата-чакре наслажденье [наполняет] ум.
В вишуддха-чакре в Самадхи входит Время.
[познание Самадхи станет частью] Знанья.
И если ты познал загадку шести чакр,
ты сам – Создатель, и Бог.
Коментарии:
Лишь выдающийся йогин, чья энергия Кундалини поднялась, пронзила и активировала все шесть чакр, обладает истинным знанием и реализует цель йоги. В результате упорной практики энергия поднимается вдоль шанкини-нади (сушумна), пронизывая жидкость спинного мозга, обновляя, «включая» и воспламеняя все чакры одну за другой, и, наконец, достигает «короны» сахасрары.
.
Приобрётенный контроль над мулой и Ваю в сочетании со знанием нилаты в лалате (*) позволит практикующему войти в его собственное сознание через сушумна-нади.
Мощная активация всех шести чакр внутри мадхья-нади (сушумна) ведёт к переживанию самадхи. Такой йогин становится повелителем сушумны; он сам является причиной собственного существования или самоуничтожения.
Только знание всех шести чакр внутри сушумны приводит к опыту самадхи.
За дверями самадхи, открытых мистическим знанием, йог находит величайшее из блаженств.
Примечание (*)
в крия-йоге нилата в лалате указывает на прохождение языка в кхечари-мудре позади верхнего нёба, мимо внутренних носовых отверстий в пространство, где возникает Куташтха.
Лалата – лоб; нилата – «внутренний лоб», «запретная территория», находящаяся вне досягаемости;
Слава Гуру Матсиендранатху!
Склоняюсь к лотосным стопам Гуру Матсиендранатха, величайшего из учителей Йоги и ученика самого Адинатха.
Да пребудет его милость с нами, йогами, надеющимися на его благословение.
***
Перевод: Катя Моссин