Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния. Принять такое положение тела – уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания, нет надобности добиваться какого-то особого состояния сознания.
(Сунрю Судзуки)
Физическая поза не есть средство достижения правильного состояния. Принять такое положение тела – уже само по себе значит иметь правильное состояние сознания, нет надобности добиваться какого-то особого состояния сознания.
(Сунрю Судзуки)
Положение тела (асана) вызывает счастье спокойствия.
(Йога-сутры: 2.46)
На этой стадии развития йог уже постиг, что тело есть не что иное, как средство для проявления непроявленного сознания, а недостаток контроля над дыханием – причина того, что безмерное сознание ограничивается физическими пределами и остаётся дремлющим.
(Шри Шайлендра Шарма, комментарий к Йога-Сутрам 2.46)
Существует несколько значений слова асана: коврик, подстилка, специально подготовленное место для медитации и созерцания, поза из арсенала хатха-йоги. Выражение «сидеть на асане» и «сидеть в асане» синонимичны не случайно. Для практикующего сосредоточение йога асана, как неподвижно-устойчивая-удобная поза и состояние ума вызванное таким положением – одно и то же. Тело сидит на асане – ум пребывает в асане. В таком аспекте 84 тысячи асан, дарованных Шивой не что иное, как 84 тысячи состояний сознания... которые помимо просветлёния в самадхи, не исключают терапевтического эффекта для тела... и ума, ещё не достигшего вершин йогического сосредоточения.
Так что такое асана?
Обратимся к источникам: в Йога-сутрах Патанджали асана определяется как «Стхирасукхамасанам». Стхира – устойчивый, Сукхам - удобный, Асанам - поза (Садхана пада, сутра 46). Комментарии на эту шлоку у разных авторов порой существенно отличаются, но между ними есть общее: определение асаны как средства, порождающего некую степень устойчивости ума в различных состояниях тела. Сразу следует уточнить, что устойчивость (стхира) предполагает также и удобство (сукхам), удобство от пребывания в предельной неподвижности асаны. Речь идёт, в первую очередь о психическом состоянии практикующего, во вторую о физическом комфорте, который в данном контексте только следствие «устойчивого удобства» ума. Сукхам переводится также как состояние счастья, удовлетворения, возникающее как результат правильной практики асаны. Для практик сосредоточения традиционно использовались положения сидя с прямой спиной и скрещенными ногами. Разумеется, сохранять относительную неподвижность долгое время, сидя значительно легче чем стоя. Но помимо причин физиологического характера, существует ряд моментов, связанных с работой ума, механизмами восприятия.
Согласно Патанджали: «Ум осознаёт свою форму только в соответствии с полученными впечатлениями», а захватывает он впечатления посредством органов чувств, именуемых индриями. В философской системе санкхья под этим термином принято обозначать только органы восприятия. В буддийской йоге, в трактатах постканонической Абхидхармы, разработана более подробная классификация, чего нет в санкхье. Индрии рассматриваются как набор психических качеств присущих каждому индивидуму в той или иной степени. Эти качества могут быть усилены практикой, их осознанное сочетание формирует сверхспособности – сиддхи, не свойственные сознанию обычного человека. Индрия переводится как «фактор господства», что подчёркивает доминирование каждой из них в сфере своего приложения. Те или иные индрии, как психические состояния, актуализируются в зависимости от окружающих впечатлений. Пока это происходит автоматически, состояние ума полностью зависит от порождающих его «причин и условий». Умелое подпитывание благих психических качеств это создание плодородной почвы для практики. Благими считаются качества устраняющие причины страдания – клеша. Сами по себе индрии, это только инструменты познания, любой инструмент можно использовать во благо или наоборот. Поэтому в зависимости от наличия притока аффектов индрии классифициуют как загрязнённые и незагрязнённые. Например, глобальная функция жизнеспособности - сохранение вовлечённости сознания в круговорот рожений, а в частности сохранение здоровья тела в текущей жизни, что выражается в адаптационных возможностях организма и в способности к социальной ориентации. Загрязнённая аффектами жизнеспособность, выражается как неоправданная агрессивность, насилие и жестокость. Аффектированная мужественность это грубость, безкомпромистность, прямолинейность и навязчивость, а женственность - аморфность, чувственная спонтанность, безответственность и непринципиальность. Разумеется, что обе эти индрии есть и у мужчин и у женщин. В йоге, господство индрий контролируется разумом и используется намеренно в практиках медитатации. С их помощью осуществляется поэтапное вхождение в состояние самадхи, в котором заблокирован приток аффектов и кармы. Например, на стадии пратьяхары уже отсутствуют все чувственные индрии, по причине их невостребованности, и ум, не отвлекаемый внешними впечатлениями, направлен во внурь. Не потакая желаниям, чувства следуют уму. Такова пратьяхара. «...Когда покрывало, скрывающее сознание, изчезает, ум больше не нуждается в том чтобы получать опыт с помощью чувств, и чувства обращаются к уму, который является их источником. Это происходит так, как будто они растворились». Последующие уровни сосредоточения, дхарана, дхьяна и самадхи, характерезуются как степенью актуализации, так и «невостребованности» тех или иных индрий. На стадиях самадхи актуализированы только высшие индрии, это индрии различающего постижения, познания ещё не познанного, глубинного и совершенного знания, которые в принципе не загрязняемы аффектами, с их помощью прекращается процесс порождения и накопления кармы.
Асана развивает вполне определённые психические качества, без которых вся дальнейшая практика йоги невозможна. Основная цель асаны, подготовка к самадхи, не больше и не меньше. Состояние «устойчивого удовлетворения в неподвижности» выражено в гармонии противоположностей стхира, как твёрдости, структуры, волеизлияния и сукхам, как мягкости, текучести, обезволивания. Слаженное взаимодействие тела и ума, означает стабилизацию жизненной силы – праны, распространеной во всех сферах сознания, что необходимо для дальнейшей безопасной и эффективной практики пранаямы как и всех прочих частей йоги.
Решимость
Стхира как психическое состояние, это прежде всего решимость, непреклонность, твёрдое намерение. Такое качество особенно необходимо для дальнейшего углубления практики. Просветлённый Будда Шакьямуни, уединившись под деревом боддхи, сформулировал твёрдое намерение «не прерывать свою асану пока не не будут уничтожены все аффекты в сознании». Решимость делает ум более собраным, актуализируя внимание, не позволяющее уму отклонятся в сторону от объекта, и сосредоточение, как углублённую однообъектную концентрацию.
Гибкость
Сукхам находит выражение прежде всего в расслаблении – гибкости сознания. Гибкость это средство, снимающее напряжение и предотвращающее зажатость. Зажатое тело и сознание лишено способности действовать эффективно, без лишних энергозатрат. Естественное расслабление ума и тела выражено в ощущении лёгкости и подъёма, возникающего в результате гармоничного взаимодействия сознания со своими объектами. Ощущение гибкости, то самое «счастье спокойствия», которое снимает глубинные ментальные и физические напряжения. Таким образом, это качество изменяет всё основание деятельности сознания и служит одним из средств устранения аффективных омрачений ума.
Невозмутимость
Проявляется как равностное отношение к приятно-притягательным и неприятно-отталкивающим объектам. Качество критически необходимое как в асане, так и в жизни. Иногда невозмутимость именуют безразличием, это не верно, так как безразличие характерезуется отсутствием интереса к объекту, а невозмутимость отсутствием «возмущений» в воспринимающем объект уме. Разумеется, что это не объекты вокруг «красивые-некрасивые» попадаются, а восприятие двойственное. Невозмутимость в асане выражается в умении наблюдать за реакциями/проявлениями своего сознания «со стороны», не вовлекаясь в чувственно-эмоциональные переживания. Можно сказать, что невозмутимость это отрешенность ума, пребывающего в действии. Применяемая в асане по отношению к постоянно меняющимся ощущениям на уровне тела, чувств и мыслей, она создаёт основу для отрешённого психического состояния в повседневной жизни. Равнодушие, аффективное состояние, нередко путают с отрешённостью, но равнодушие основано на эгоизме и проявляется как отсутствие интереса к чему либо, не соответствующему текущим запросам эго.
Прилежание
Прилежание выражено как стремление в поддержании благих психических качеств. Оно обеспечивает непрерывность йогической садханы. Это не страстное стремление к приятным состояниям вызываемых практикой, но усердие основанное на понимании её пользы.
Абхьяса и вайрагья
Йога сутры предписывают развивать абхьясу и вайрагью. Абхьяса это действие, выраженное в непрерывности практики, вайрагья – отрешённое отношение к её «плодам». Абхьясу составляют решимость, прилежание и гибкость, вайрагью - отрешённость. Отречение это не отказ от чего бы то ни было, а состояние невовлечённости ума в любые процессы проявления сознания. Более полное значение этого понятия передаётся словами невозмутимость и равностность. Плоды практики – особые психические состояния, которые являются только признаками успешной садханы, но не её целью. Во избежание привязанности к возникающим состояниям ума и новым психическим силам, наряду с остальными качествами считается необходимым развитие отрешённости.
Техника и принцип
Опытный наездник, освоивший приёмы управления лошадью, далеко не всегда становится мастером. С другой стороны, человек, никогда не сидевший на лошади, может быстро научиться верховой езде в том случае, если он знает, чего хочет лошадь. Чтобы достичь мастерства в чём бы то ни было, недостаточно в совершенстве владеть техникой, важно понимать принцип.
Токуан Сохо «Записки мастера Дзен мастеру Фехтования»
Главное в позе дзадзэн - держать позвоночник прямо.
Сунрю Судзуки
Сдерживание двигательной активности, необходимо для переключения внимания с «грубых» физических ощущений на «тонкие» психические процессы. Сочетание устойчивости и удобства не простая задача для ума, подверженного аффектам чувственного восприятия. Попробуйте просидеть неподвижно с прямой спиной в падмасане 15 мин...и ещё 25.., если через час вы всё ещё не испытываете состояния восторга и счастья, значит асана для вас пока ещё не до конца освоенная техника, но не принцип. Между тем, по классическим канонам, асана считается освоенной, когда удерживается на протяжении трёх ям – что составляет три часа с небольшим. Если нет правильного понимания сути, практика асаны может превратиться в борьбу с самим собой, «за неподвижность во что бы то ни стало» – бессмысленное проявление насилия по отношению к телу. Попытки «победить и превзойти» себя таким образом приносят усталость и развивают не силу духа, а банальное упрямство и потакание амбициям эго. Как правило, подобное отношение следует из желания «иметь» асану, а не «быть» в асане. «Иметь» и «быть» - разные мотивирующие факторы. Ум, ориентированный на чувственное восприятие, воспринимает и усваивает впечатления только как постижимые с помощью тела. Привязываясь и отвращаясь, мы продолжаем принимать себя не более чем за тело, хотя на интелектуальном уровне можем считать иначе. Настроенный на обладание ум постоянно находиться в воспоминаниях о прошлом или в планах на будущее, поэтому не пребывает в настоящем и не принимает настоящее - не способен быть. Асана вызывает «счастье спокойствия» только в результате практического переживания того, что тело есть средство для проявления сознания. Тело как и сознание, не является чем-то постоянным, меняясь под воздействием впечатлений. Взаимосвязь тела и ума переживается посредством бдительного и невозмутимого созерцания любых изменений. Таким образом, достигнутая практикой асаны совершенная устойчивость ума не что иное, как правильное понимание телесных ограничений. Пребывание в текущем моменте, без реагирования, ожиданий, иллюзий это и есть обуздание впечатлений ума - йога. Осознавая непостоянство явлений сознания, йог постигает четыре аспекта свойственных материи и сознанию – возникновение, поддержание, изменение и разрушение. Что делает его осведомлённым о безмерности сознания, приоткрывая покров Авидьи.
Допустим, что асана в известной степени освоена, пребываем мы в ней неподвижные, счастливые и спокойные☺. Сидим-сидим, но когда-нибудь встаём и «выходим» из асаны – достигнутый эффект через некоторое время так же уходит. Это значит, что ум находиться только «под впечатлением от йоги» и на данном этапе для него существенна разница, сидим мы в падмасане или на стуле. Если в повседневной жизни, по прежнему господствуют повседневные состояния, значит асана освоена только на уровне тела. Если мы осознаём происходящее, то это уже хорошо. Каким же образом могут быть обузданы впечатления ума? Практика внешней формы асаны это только первый шаг в развитии контроля над умом. Можно считать его случившимся если:
На этой стадии развития йог уже постиг, что тело есть не что иное, как средство для проявления непроявленного сознания, а недостаток контроля над дыханием – причина того, что безмерное сознание ограничивается физическими пределами и остаётся дремлющим.
Ум как вода принимающая форму сосуда, склонен принимать форму окружающей его реальности. В зависимости от преобладающих впечатлений, состояние ума постоянно меняется. Если «ум не в асане», это не значит, что асана незавершена, просто такой формы практики недостаточно для его необратимой трансформации.
Так что-же делает ум осознанным, устойчивым и управляемым, когда он не в асане? Какие качества делают ум принципиально иным? Как сохранить достигнутую уравновешенность?
Иное знание стяжается посредством веры, силы, памяти, самадхи и разума.
Вдохновленные примером великой личности, которая обладает высшим знанием благодаря преуспеванию в практике йоги, другие люди приступают к практике с искренней верой в полученные наставления. Устремившись к упрочению своего бытия в безмерности, они прилагают значительные усилия для пребывания в глубокой медитации. Они достигают сознательного присутствия в бытии после обретения высшего разума, создающегося посредством самадхи..
Любому начинанию предшествует вера как степень доверия к традиции и учителю, передающему знание. Принять на веру и решительно практиковать, чтобы проверить действенность метода, - первый шаг, на который вдохновляют примеры великих личностей и вынуждают обстоятельства. Вера в метод не имеет чисто религиозной основы, она развивается в процессе практического понимания, опираясь на реальный опыт переживаемых состояний. С помощью веры формируется намерение как контролируемое воображение, которое направляет действия в русло практики, придавая им энергию и решимость. Энергия - есть неутомимость сознания в совершении действий формирующих подходящие условия для практики. Решимость в медитации - это способность твердо придерживаться избранного объекта в соответствии с осуществлённым выбором. Внимание необходимо как усилие, прилагаемое разумом для удержания объекта в поле сознания. Памятование предотвращает рассеивание сознания во время практики. Так же оно необходимо для закрепления персептивных образов переживаемых состояний, с целью более быстрого «одномоментного» воспроизведения. Из совокупности вышеперечисленных психических факторов, возникающих одновременно, развивается йогическое сосредоточение - самадхи. На основе самадхи возникает праджня (различающее постижение, мудрость). Праджня уже не относиться к «врождённым» психическим способностям, на её основе, йогин развивает степень самообладания, окончательно освобождающую от страдания, с помощью сосредоточения на «увиденном» достигая сферы высших индрий – «высшего и совершенного знания». Состояние самадхи и высшие индрии – «неописуемы», этот опыт невозможно передать словами. Поверить в самадхи – значит пережить самадхи, даже если это только проблеск самадхи.