Главная / Публикации / №11 Январь 2015 / Мэри Хикс "Йога-Васиштха: Введение"

Мэри Хикс "Йога-Васиштха: Введение"

От редактора

Считается, что семь звезд, составляющих Большую Медведицу, — это глаза семи ведических мудрецов, рассматривающих самих себя. На санскрите это созвездие называется Рикша, обитель мудрецов. Мудрец Васиштха — легендарная личность: посвященным в тайные религиозные обряды он являлся в видениях, и они его слышали. Однако для такой шаманской культуры, как в Индии, это не удивительно. Йога-Васиштха — это очень важное произведение священной традиции Индии, часть незаурядной живой истории, передававшейся с давних времен в устной форме. По мнению историков, начало письменному изложению учения по йоге мудреца Васиштхи было положено более тысячи лет назад.

Звезды семи мудрецов окружают полярную звезду, центральную ось вселенной, нашему месту в нашем времени, эпохе. Саптариши, находясь в подходящей для обзора точке, наблюдают за Ведами, а Веды — не что иное, как восходящее (внутреннее) Солнце.

Мэри Хикс, август 2015 г.

Брахман! Каждую манвантару, когда цепь событий этого мира идет вспять, и структура меняется, а мудрые люди умерли, у меня появляются другие друзья, другие родственники, другие и новые слуги, а также другие обитатели.

ЙВ, 6.I.22.37-38

Представьте, что вы проснулись однажды утром, готовите завтрак и вдруг обнаруживаете, что вы в параллельной вселенной. Эти миры затем могут схлопываться, складываться в меньшие по размерам рамки, пока вы не узнаете, что это именно вы двигаетесь — маленькая пылинка в едва заметном облаке пыли, сияющем в солнечном свете, закравшемся в укромный уголок дома.

Так что же реально? Какова природа реальности? Какова цель жизни любого конкретного человека? Эти вопросы рассматриваются в Йога-Васиштхе (далее в статье «ЙВ») — в историях, грандиозных по размерам, с подробным до мелочей повествованием. Там собраны взаимосвязанные истории правителей, мудрецов и людей целого спектра профессий.

В эпоху современной политики самоопределения, самопровозглашенных просветленных мастеров и изобретения странных практик под прикрытием йоги мы просто нуждаемся в пересмотре не только посвященных йоге текстов, считающихся классикой, но и самих традиций. Нам следует обратиться к истокам глобального явления, которое вошло в историю как йога и состоит из практических и философских установок, передаваемых с давних времен и предназначавшихся узкому кругу практикующих. Мы должны вынести их на всеобщее обсуждение на международном уровне. Настоящая работа представляет собой небольшое введение к Йога-Васиштхе, одному из текстов, составляющих основу учения о йоге.

Йога-Васиштха — это синтез индуистской и буддистской традиций йоги и философских учений. В стремлениях узнать природу реальности принц расспрашивает об этом просветленного духовного мастера, в контексте их бесед в этом произведении изложены множество сюжетов, заимствованных из индуистской и буддистской литературы.

Стиль книги подобен повествованию Рамаяны, сам текст глубоко философичен. Хотя круг заимствованных идей широк — от Патанджали до Васубандху, общефилософский аспект текста ближе адвайте Шанкарачарьи. В силу едва заметных различий в учении и философии потребовалось время, чтобы основное направление адвайты признало этот текст важным для своей философии. И только после XV века ученые философского направления адвайты школы Шанкарачарьи стали активно цитировать эту книгу.

Даже если не принимать во внимание философские постулаты, текст отличается высокой поэтичностью, а его автор — некий Валмики — мастерски подбирает размерность и лексику, применяет метафоры и метонимию, а также в целом бесподобно выражает идеи и передает смыслы в соответствии с целью текста. При этом само произведение может читаться как мистическое повествование, качественная поэзия, философский трактат или же практическое руководство по йоге.

По традиции Йога-Васиштху считают одним из произведений Рамаяны, а авторство приписывают Валмики. Действие разворачивается в форме диалога между протагонистом, принцем Рамой, и его духовным мастером, просветленным Васиштхой; а он в свою очередь пересказывает содержание этих бесед риши Бхаравадже, одному из семи мудрецов, которых связывают с Ведами. С исторической точки зрения, Йога-Васиштха могла бы быть составлена в IX-XII веке, однако текст не всегда носил это название: более ранняя редакция ЙВ известна под названием «Мокша-упайя», а также «Лагху-Йога-Васиштха» — сокращенная редакция текста, более популярная среди ученых и практиков, в отличие от длинной версии, которая состоит из шести разделов и 32 тысяч стихов, что вчетверо больше по размерам, чем «Илиада» Гомера.

Повествование начинается с того, что принц Рама, признавая неудовлетворенность устройством мира, обращается лично к мудрецу Васиштхе.

Внешний слой текста представляет собой учения мудреца ведической эпохи и истории о персонажах Рамаяны. Внутренний слой текста представляет собой переплетение множества историй, с помощью которых Васиштха дает наставления Раме. Основу текста, его ядро, — это монистическая философия чистого сознания, обусловливающего разнообразие жизненного опыта в мире. В тексте утверждается, что по своей сущности, внутренней природе, сознание не может быть развращенным, оскверненным, тем не менее ему дана видимость обязательств, зависимости.

Все эти истории сводятся к одной цели: преподать Раме урок: в сознании как таковом невозможно существование какого-либо отклонения, случись такое; за пределами сознания невозможно ни возникновение какого-либо из миров, ни установление какой бы то ни было связи или зависимости. Все изложенное нацелено на то, чтобы раскрыть вечно освобожденную природу «я», которая проявляется словно бы зависимой в этом мире, демонстрируя тем самым конечность реальности в контексте внешнего мира и внутреннего субъекта.

БЕССТРАСТИЕ

Повествование начинается с разочарований Рамы, и первый раздел справедливо называется «Вайрагья» (бесстрастие). Все 33 главы данного раздела посвящены эфемерности этого мира. В тексте, однако, нет отступлений от учения о том, что именно человеческие поступки играют главную роль в признании реальности; а фаталисты прямым текстом порицаются или даже высмеиваются. Во втором разделе «Мумукшу Вьявахара», состоящем из 20 глав, описывается поведение, которому необходимо следовать человеку для достижения освобождения. Два ранних раздела не включают историй, которые могут считаться философскими. Вместо них, в основном, вводятся определенные сведения, о которых подробнее говорится в дальнейшем, и они помещаются контекст, тем самым закладываются основы для философского вступления в следующем разделе, посвященном этапу зарождения.

ПРИМАТ СОЗНАНИЯ

Третий раздел «Утпатти» (зарождение или создание) объединяет 122 главы и имеет значение как для историй, составляющих повествование, так и философии, которая легла в основу этих историй.

Важнейшие истории раздела — «Лила» и «Царь Падма», история о демонице Каркати и царе Лаванья, который погружается в гипнотическое состояние и, просыпаясь, становится другим человеком, не собой, а затем возвращается в свою личность царя и задается вопросами о субъективности своего состояния. Хотя каждая сцена во всем повествовании в целом поддерживает идею иллюзорности, в тексте ясно указывается, что существует неизменное базовое состояние чистого сознания, которое проявляется во множестве форм.

Следующий раздел «Ститхи» (существование) состоит из 62 глав. Особо выделяются истории о Вайю и Шукре, а также история о Самбаре, демоне, и Дашуре. С философской точки зрения этот раздел касается природы ума, различных состояний сознания, таких, например, как ходьба, сон и глубокий сон, реальность времени и пространства, пределы и функции заблуждения / невежества, природа «я» и проблема морали в свете субъективной иллюзорности.

В пятом разделе «Упасама» (контроль чувств) основной историей является Сиддха Гита, где Васиштха передает Раме рекомендации, как учили царя Джанаку просветленные сиддхи. Раздел включает истории Паваны, Бали, Прахлады, Гадхи, Уддалаки, беседу Сурагху, а также историю Бхасы и Виласы. Раздел в целом состоит из 93 глав.

РЕАЛИЗАЦИЯ В ЙОГЕ

Последний раздел, посвященный Нирване, состоит из двух частей: в первой части 128 глав, во второй — 216 глав. Истории Бхушунды, Арджуны, Дживаты, Сикхидвайи, Чадалы и Качи. В этом разделе беседа о семи этапах реализации в йоге и о восприятии реальности просветленными индивидами.

В самом первом рассказе в этом разделе приводится главнейший постулат книги — о том, что есть два фундаментальных подхода или упайи к освобождению: первый, когда практика, нацеленная на достижение сверхспособностей, предполагает также и реализацию своего «я»; и второй, когда медитативная практика нацелена только на освобождение. И общение между Васиштхой и Бхушундой в этом повествовании — совершенный образец персонифицированного (телесного) и обезличенного (бестелесного) подходов к реализации своего «я» (самореализации).

В последней части этого раздела рассказывается о Видьядхаре, мудреце Манки, Пашане или Скале, Виспашчите, мертвеце Шаве и Тапасе. В разделе выделяются два небольших подраздела — Васиштха Гита и Брахма Гита.

По сути, этот раздел посвящен рассмотрению природы освобождения и рассуждениям на тему абсолютной реальности при описании феномена мира с точки зрения просветленного индивидуума. Одновременно рассматриваются темы иллюзорности времени и пространства, а также природа субъективности и реальности мира.

Йога, которая рассматривается в этом тексте, не является физической практикой асан, ставшей основным направлением йоги, пользующимся популярностью в наше время.

Напротив, вначале описывается угнетенное состояние, а завершается текст темой освобождения.

В основном, Йога-Васиштха рассматривает все вопросы, которые стали актуальными после формирования: а) теории мгновенного потока сознания с подачи буддистов школы Йогачары; б) учения о недвойственной природы реальности как Брахмана по отношению к иллюзорности реальности с подачи школы адвайта-веданты Шанкарачарьи; а также в) теории абсолютной свободы сознания в определении реальности, сформулированной философами кашмирской школы Трика.

Йога, которая рассматривается в этом тексте, не является физической практикой асан, ставшей основным направлением йоги, пользующимся популярностью в наше время. Напротив, вначале описывается угнетенное состояние, а завершается текст темой освобождения.

Рассматриваемые проблемы, следовательно, в большинстве своем являются психологическими, и главной темой текста в целом являются все вопросы, относящиеся к феномену ума и ментальной деятельности. Васиштха постоянно обращается к Раме, упрекая его в том, что способности по определению субъективного психического состояния ограничены и что он получает представление о мире в этом измененном состоянии сознания. Заслуживают внимания также концепции релятивизма, голографической природы сознания, параллельной реальности, разных слоев времени и пространства, измененных состояний сознания, а также телесности и мира.

В рассказах о Лиле и Чудале также поднимаются вопросы гендерной принадлежности и субъективности. В описаниях, например, о Лаване, на передний план выходят проблемы кастовой принадлежности. Хотя социальное конструирование реальности в целом не является основной темой повествования, текст можно использовать в качестве источника по изучению этих вопросов.

Современные ученые, например, Бикхан Лал Артейя, Уолтер Слейдж, Уэнди Донигер, Кристофер Чапл, Бруно Ло Турко, Юрген Ханнедер и Стханешвар Тималсина, тщательно изучили эти тексты. Полная версия «Мокшопайи» еще не публиковалась, хотя издавались сокращенные редакции и переводы. Пока не существует полноценной с филологической точки зрения редакции «Йога-Васиштхи», и, кроме того, очень редко проводится интертекстуальный анализ ЙВ в сопоставлении с другими классическими памятниками и традициями.

Согласно этому тексту, природа сознания и реальности представляет собой голографическую природу реальности, делает сознание способным определять реальность, и вопросы о субъективных состояниях становятся незначительными в свете измененных состояний сознания.

Текст заслуживает четкого и понятного толкования с позиций феноменологии и когнитивной психологии, что позволит ЙВ стать доступнее для широкой общественности, в частности для международного ученого сообщества. Что касается меня самой, я считаю эту книгу вдохновляющей, мне удалось с ее помощью углубить свою практику медитации.

Рекомендуемая литература:

  1. Свами Венкатесананда. Йога мудреца Васиштхи. Изд. SUNY Press, 1993 г.
  2. Свами Венкатесананда. Йога-Васиштха в кратком изложении. Изд. SUNY Press, 1995 г.

Справочные издания:

  1. Валмики. Йога-Васиштха. Под ред. Рави Пракаш Арья. Изд. Parimal Publications, 2005 г.
  2. Стханешвар Тималсина. Видение и видимость. Изд. Shaker Verlag, Ахен. 2006 г.

---

Об авторе

Мэри Хикс имеет степень бакалавра (с отличием) по английскому языку и степень бакалавра искусств. Она также получила степень магистра изобразительных искусств в Университете последипломного образования в Клермонте (Калифорния). В качестве художника и редактора Мэри Хикс сотрудничает с учеными в сфере религиоведения. Китайская философия, искусство, керамика периода династии Сун, а также японское искусство — излюбленный источник вдохновения для ее акварелей. В университете, в дополнение к заучиванию санскритских текстов, она изучила работы Нагарджуны. Сайт автора: www.maryhicks.com.

Опубликовано в августе 2015 г.

Постоянный адрес статьи: http://www.sutrajournal.com/introduction-to-the-yoga-vasistha-mary-hicks

Перевод с англ. Е. Саноцкой