Такое название возникло у меня в процессе придумывания вопросов для беседы с двумя творческими людьми, которых помимо профессиональных занятий фотографией объединяет увлечение йогой, но ни то, ни другое не делает их сколько-нибудь похожими. Именно поэтому мне пришла в голову идея задать им одинаковые вопросы и получить неодинаковые ответы, в дополнение к их неодинаковым фотоработам, которые мы намеренно объединили в одну фотогалерею под названием «Чёрное-Белое».
В этом названии нет никакой особой концепции, кроме намёка на то, что фотографии асан – это только фотографии асан, сочетание геометрии формы и цвета, они показывают всего лишь людей, «йогичность» которых определяется их состоянием ума, которое воспринимающий эти фотографии, как правило выдумывает – принимая своё состояние ума за состояние ума или «настроение», запечатлённое на фотографии. Вот и выходит, что при просмотре фотографий происходит запечатление состояния ума воспринимающего. Кроме того, большинство людей имеет привычку делать это постоянно, таким образом регулярно фиксируясь на том, чего реально не существует, но поддерживая таким образом важное ощущение внутреннего комфорта от пребывания в совместной безопасности… со своим умом.
Итак, два Димы, два фотографа…
Михаил: Дмитрий, с чем связан твой интерес к фотографированию людей в йога-асанах?
Дмитрий К.: Поначалу мне было интересно, я думал, что люди, закручивающиеся в асаны, чем-то чище и светлее людей, которые не «крутят асаны». И мне было Радостно делать их фотообразы в чистых, светлых местах Родных Мест. Однако со временем я понял, что скрюченные в асанах «в серединке» ничем не отличаются от обывателей - те же самые манасы, затемнённые своими ахамкарами, ориентированные на те же самые цели, и также жалко влекомые своими самскарами и васанами навстречу нужному им кармическому опыту. После этого фотографирование мирян в асанах стало просто одним из моих заработков, который не приносит вреда ни этой Локе, ни её обитателям…
Во время съемок что ты в первую очередь видишь – человека в асане или асану в человеке? От чего это зависит?
Дмитрий К.: По определению Чараки – «Человек – это соединение панчамахабхут с Атмой». И я вижу в основном ветвящиеся махабхуты, принимающие разнообразные формы, под влиянием времени-места-обстоятельсв и в соответствии со своей кармой. Атму же в асане пока не доводилось лицезреть, наверное по причине слабости зрения.
Что для тебя важнее в фотографии – процесс или результат?
Дмитрий К.: Когда я снимаю людей – результат, так как это моя работа, и очень небольшая часть моей «фотожизни». Когда я снимаю Красоты Природы – сам процесс пребывания в Прекрасном, так как это просто Чистая Радость, разделять с Природой её Красоту… Чистая Радость, к которой больше нечего прибавить, как говорили даосы древности… а фотографии просто остаются отпавшими отражениями тех уже ушедших Прекрасных мгновений, погружающихся в зеркала забвений Авьякты…
Фотография, как и прочие виды искусства, не может существовать вне социума, в каком-то смысле она отражение коллективного бессознательного, но если оставить в стороне социальные аспекты, такие как «пиар», «фото на память» и прочее в подобном роде, в чём на твой взгляд выражается основной смысл фотографирования?
Дмитрий К.: Для меня нет смысла в фотографии, как в любых деяниях, или недеяниях в этом мире. Однако я продолжаю снимать Красоту Природы, как будто в этом есть какой-то смысл, и выбираю желание поделиться с другими увиденным Прекрасным… одновременно понимая бессмысленность этого всего… В нагвализме это называется «контролируемой глупостью».
"Расскажи, пожалуйста, что это вообще такое – контролируемая глупость. Дон Хуан громко рассмеялся и звучно хлопнул себя по ляжке сложенной лодочкой ладонью.
- Вот это и есть контролируемая глупость,- со смехом воскликнул он, и хлопнул еще раз.
- Не понял...
- Я рад, что через столько лет ты, наконец, созрел и удосужился задать этот вопрос. В то же время, если б ты никогда этого не сделал, мне было бы все равно. Тем не менее, я выбрал радость, как будто меня в самом деле волнует, спросишь ты или нет. Словно для меня это важнее всего на свете. Понимаешь? Это и есть контролируемая глупость." (II, 251)
Что, собственно, остаётся, если последовательно вычитать из фотографии все социальные обусловленности?
Дмитрий К.: Если заняться таким алхимическим вычитанием, а заодно тогда убрать и другие искажения и помрачения, то получится, как и со всем другим, то же самое – ничем не замутненное отражение непостижимого в Непостижимом, видимого в видящем посредством видения…
У кого на твой взгляд больше возможности и "права" импровизировать – у фотографа или модели? Иначе говоря – фотограф "командует" или модель задаёт настроение?
Дмитрий К.: В каждой фотосессии бывает по-разному в зависимости от баланса индивидуальных психофизических особенностей и текущего состояния пары – фотограф-модель.
Какими качествами должен обладать хороший фотограф?
Дмитрий К.: Если в нижеприведённом отрывке из «Чжуан-цзы» заменить – «настоящие люди древности» на «настоящие фотографы древности», то получится неплохое описание качеств хорошего фотографа древности, настоящего и будущего…
Настоящие фотографы древности
Не знали, что такое радоваться жизни,
И отворачиваться от смерти.
Не гордились появлением на свет,
И не противились уходу из мира.
Отрешённые они приходили,
Отрешённо они уходили.
Не доискивались до начала,
Не устремляясь мыслью к концу.
Радуясь тому, что даровано им
И самозабвенно возвращаясь к своему естеству.
Прохладные, как осень,
И тёплые, как весна,
Они следовали в своих чувствах
Течению времён года,
Пребывая в безграничной гармонии с миром
И неведомо, где положен им предел…
Михаил: Дмитрий, с чем связан твой интерес к фотографированию людей в йога-асанах?
Дмитрий П.: Это было вызвано системным и душевным кризисом, к которому я закономерно пришел в результате слишком долгого пребывания внутри «российского шоу-бизнеса». В данном случае я имею в виду всю совокупность PR-a в России во всех проявлениях, связанных с фото.
Это я сейчас ясно понимаю, что «фокус не удался», а тогда я думал (начав заниматься йогой), что я не только смогу фотографировать интересующую меня новую сферу человеческого проявления, но и смогу отрешиться от выхолащивающих мою творческую жизнь мотиваций… Но жизнь оказалась не так прямолинейна. Однако главные интересы остались – это сами люди, которые мне интересны, и человеческое тело, очень фотогеничный и красивый объект (или субъект?).
Во время съемок что ты в первую очередь видишь – человека в асане или асану в человеке? От чего это зависит?
Дмитрий П.: Может, кому-то это покажется странным, но часть йогеров меня должны понять – я предпочел бы не «видеть ни того, ни другого». Я очень хотел (наивный!) отрешиться от «своего» видения и получать «прямое удовольствие от процесса» (здесь и деятели искусства должны «врубиться»). Это очень зависит от человека и от нашего с ним «взаимопонимания». Это что-то из области культуры общения, эзотерики, психической совместимости… И не последнюю роль играет возникшая в студии Атмосфера… Я ее все время пытаюсь Строить, и это деликатный процесс. Это трудно, но благодаря ему (Процессу) я до прихода в йогу «понимал» про «Здесь и сейчас» и многие другие вещи… Кстати, именно йогера можно попросить перед съемкой «успокоиться и ничего не делать».
Что для тебя важнее в фотографии – процесс или результат?
Дмитрий П.: Конечно Процесс!! Именно процесс съемки доставляет удовольствие. Этот процесс заканчивается, как только я чувствую реальный предел. В хорошей съемке много Результата, он важен, но оценит его окружающий Мир и Время (я же еще долго после завершения съемки «ничего не понимаю»).
Фотография, как и прочие виды искусства, не может существовать вне социума, в каком-то смысле она отражение коллективного бессознательного, но если оставить в стороне социальные аспекты, такие как «пиар», «фото на память» и прочее в подобном роде, в чём на твой взгляд выражается основной смысл фотографирования?
Дмитрий П.: Это ты очень «круто загнул»! «Последовательно вычитать» будешь сам!
Я недавно «дофилософствовался» до некого общего взгляда на искусство, коим могу поделиться. По общей культуре религий мы имеем внутри «интерфейс» или представительство Бога – Дух и нечто индивидуальное – Душу. Они взаимосвязаны и видимо являются источником популярной идеи о богоподобности человеческой. Посему человека (даже при полном отсутствии таланта) тянет творить подобно Творцу нашему. Это навязчивое и разнообразное желание провоцирует весьма пеструю деятельность на различных «чакральных уровнях», в том числе и в широко известных сферах культуры. Можно на сцене построить некий мир, можно в кино, создать секту и там, возвысившись над всеми, чувствовать себя Карабасом-Барабасом (пардон, режиссером, гуру, учителем…). Эту идею можно бесконечно иллюстрировать – она великолепно проецируется на проблемы семьи (матриархат-патриархат), государства (примеры в новостях)… И все эти темы охватывает мировая репортажная, жанровая и художественная фотография. Тут и возникает интересный вопрос к тебе: ты откуда собрался «вычитать» социальные обусловленности? Из чьих мозгов?
Из своих, в первую очередь, разумеется – то есть я буду вычитать из своих, а тебе предлагаю из твоих :)
Дмитрий П.: Фотография как была, так и остается листом бумаги, или цифровым файлом, отраженным на экране… Это всего лишь пикселы… Гораздо интереснее, почему так много возбуждения (в том числе и в социуме) вокруг застывших картинок. Процесс этот нарастает, и у меня есть ряд идей-ответов на эту загадку…
У кого на твой взгляд больше возможности и "права" импровизировать – у фотографа или модели? Иначе говоря – фотограф "командует" или модель задаёт настроение?
Дмитрий П.: Что касается меня – смотри ответ на вопрос про «человека в асане». Нет смысла спрашивать про «возможности импровизировать». Если фотограф и модель внутри себя таким образом решают вопросы – они дети в творчестве, а стало быть, непрофессиональные дурачки, которых более заботит их личное Эго, чем процесс и результат съемки. Я «наелся» ситуациями, когда модель «задает»! И число желающих «задавать» настроение не иссякает и тянется до горизонта. Один человек из ста может догадаться спросить: «Что ты бы хотел получить?» Но и я сам устал от «самовыражения». Есть вещи гораздо более интересные, чем ходульные штампы, застрявшие в наших головах, по поводу того или иного… Творчество существует не для выпендрежного сброса бессмысленной энергии.
Какими качествами должен обладать хороший фотограф?
Дмитрий П.: Ну, не меньшими, чем хороший мастер карате, отрешенный йог и вдохновенный художник вместе взятые! Шутка. Он явно должен «что-то видеть». Если не перед собой, то в своем мозгу. Его видения должны волновать визуально озабоченную общественность… Ну и конечно, на базе этих видений он обязан умело создавать то, что мы сегодня называем фотографиями… А это понятие за последние 20 лет на глазах «распалось» на пиксели и стало общедоступным и почти нематериальным…
Сайт Дмитрия Коваля kangtega.name
Сайт Дмитрия Преображенского mitya.jino.ru