Посвящение Т. К. В. Дешикачару
Посредственность дает миру его содержание.
Исключительность — его ценность.
Оскар Уайльд.
От переводчика:
8 августа 20016 года в Ченнае в 2:45 ночи в возрасте 78 лет Т. В. К. Дешикачар, знаменитый учитель йоги и сын Шри Т. Кришнамачарьи, оставил тело.
Настоящее посвящение подготовлено при его жизни в 2006 году как дань уважения его делам и чаяниям.
Перевод на русский язык выполнен в 2016 году как дань памяти и почтения.
|
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
«Значимость человека определяется не тем,
что он забрал из этого мира, а тем,
что он оставил после себя».
- Тируккурал. Тамильский трактат о социальном
и нравственном поведении
Центр «Кришнамачарья йога-мандирам» (КЙМ) — отражение преданности делу, сострадательности и выдающегося мастерства своего основателя и учителя — Шри Т. К. В. Дешикачара.
Дешикачар по праву рождения получил уникальную привилегию учиться на протяжении трех десятилетий у своего отца, легендарного мастера йоги Шри Т. Кришнамачарьи. В благодарность за дары Дешикачар основал КЙМ, чтобы поделиться с другими теми знаниями и опытом, которыми наделил его отец. Благодаря его щедрости наследие Кришнамачарьи — весь диапазон учений по йоге — доступен всем, кто хочет получить знания по йоге и делиться этими знаниями, работая на благо общества, практикуя йогу.
Теперь Дешикачар, признанный во всем мире настоящий мастер йоги, привносит свой творческий современный взгляд на древнюю систему полноценного исцеления, отдавая дань уважения сердцу йоги — учению, не имеющему временной принадлежности. Как и его отец, он подчеркивает личную направленность йоги: йога должна адаптироваться в соответствии с потребностями индивидуума, а не наоборот, индивидуум под йогу. Это несколько выходит за рамки нынешней нормы, когда йогу обобщенно преподают на групповых занятиях.
В КЙМ учитель работает с каждым учеником один на один, так обеспечивается качественное внимание и обучение, что крайне важно в процессе терапии. Этот аспект — взаимоотношения — еще один элемент йога-терапии и практики, который Дешикачар считает неотъемлемым и принципиально важным. Помимо техники, метод работы с учителем один на один в контексте взаимоотношений, основанных на доверии и уверенности, вносит вклад в исцеление ученика. Так происходит в КЙМ уже тридцать лет, в духе учения йоги о том, что каждый человек уникален и целостен. По этой причине, чтобы исцелить недуги учеников, мы должны работать с человеком в целом, адаптировать инструменты йоги в соответствии с неповторимыми потребностями и способностями каждого ученика. Тысячи отчетов, детально описывающих процесс терапии отдельных учеников, которые занимались в КЙМ в течение ряда лет, дают ясно понять, что нет такой асаны или техники пранаямы, которая могла бы помочь каждому из тех, кто страдает от одинаковых проблем: это настоящий миф. Для повышения эффективности йоги учителя должны разрабатывать индивидуализированную программу йоги для каждого ученика.
Редкий снимок: Т. К. В. Дешикачару слегка за тридцать. Фотография предоставлена Ивонн Мильранд.
В том же духе Дешикачар уверен, что для сообщества йоги и общества в целом важно понимать, что йога — не религия, она не ограничена культурными или духовными границами: она доступна всем, и ее послание универсально. Оно содержится в философии йоги, ее практиковал Кришнамачарья. Йога уважает уникальность отдельного человека, в том числе религиозные убеждения этого человека — есть у него такие или нет.
Для Дешикачара йога — не только аштанга-йога, она объединяет, безусловно, и другие учения, которые прошли проверку временем и особо подчеркивают уважение к человечеству за уникальность и достоинство каждого из нас. Зачастую, в рамках процесса терапии, Дешикачар предложит ученику совершить паломничество или прогуляться по улице, полюбоваться природой и сделать фотографии. В тот момент такая рекомендация озадачит ученика, но затем, когда они сделают так, как просил Дешикачар, они обнаружат, что им стало гораздо лучше, впервые за годы поиска решения для их проблемы, которую они уже считали нерешаемой. Дешикачар всегда показывает нам, что йога прежде всего является практикой уважения и сострадания человеку, стоящему перед нами и ищущему нашей помощи.
Шри Дешикачар — великодушный, приветливый и доброжелательный ко всем ученикам, кто по-настоящему стремится к знаниям. Мы предлагаем это посвящение в знак благодарности за его уникальный и выдающийся вклад в мир йоги.
С. Шридхаран
управляющий доверительный собственник «Кришнамачарья йога-мандирам»,
14 апреля 2006 года.
Т. К. В. Дешикачар дома, 1990-е гг.
НАЧАЛО
В июне 1938 года, когда в Северном полушарии праздновали летнее солнцестояние, начался долгожданный новый сезон. Пришло время перемен.
В небольшом городке Майсор на юге Индии одни молодой человек тоже чего-то с нетерпением ждал. Конечно, ждал он не смены сезона.
Тирумалай Кришнамачарья видел сон о чем-то из ряда вон: само по себе это не было необычным, ему часто снились боги, ангелы или пророки; как правило, такие сны были связаны с какими-то особыми событиями в его жизни.
Совсем недавно ему приснился Веданта Дешикачарья. Дешикачарья — один из величайших духовных учителей (ачарий) и поэтов. Он родился в семье, принадлежащей к прославленной линии передачи духовного учения, и ему удалось кардинально изменить школу философии Веданты, точно так же, как задолго до его рождения сделал мудрец Рамануджа-ачарья. Своими поэтическими произведениями Дешикачарья вдохнул новую жизнь, придал новое значение философии Вишишта-адвайта; он написал тысячи стихов по каждому аспекту жизни, религии и духовности. И по сей день он по-прежнему очень популярен в индийской культуре и духовной жизни.
Кришнамачарья знал, что этот сон связан с тем событием, которого он и его жена ждали со всей радостью, сгорая от нетерпения: приближался срок, когда должен был родиться их четвертый ребенок. Из-за сна Кришнамачарья был уверен, что родится мальчик, он решил, что назовет его в честь Веданты Дешикачара. Очевидно, по замыслу Кришнамачарьи, судьба этого ребенка была взаимосвязана с великим ачарьей, которого Кришнамачарья увидел во сне.
21 июня 1938 года в этой семье родился второй сын, который получил имя Венката Дешикачар. В этом имени сочетаются: имя Веданта Дешикачарья и имя господа Венкатешвара, правящего божества Тирумалая, области, где жили предки семьи Кришнамачарьи. Родившегося тогда ребенка все сейчас знают, это Т. К. В. Дешикачар — так упрощенно пишется его имя: Тирумалай Кришнамачарья Венката Дешикачар.
Хотя Дешикачар родился в 1938 году, в его паспорте указан 1937 год рождения. Кришнамачарья записал Дешикачара в школу на год раньше, чем было принято в то время. Директор школы предположил, что Дешикачар на год старше, чем он был на самом деле, и записал такую дату рождения в школьных документах. Оказалось, что это первые официальные документы на имя Дешикачара (он родился на дому, поэтому у его семьи не было справки о рождении, которую выдают в больнице после родов).
Поэтому во всех юридических документах, где упомянуто имя Дешикачара и дата его рождения, указан 1937 год рождения.
Дешикачар в 2005 году. Фотография предоставлена The West Australian
СТАНОВЛЕНИЕ
Отец Дешикачара, легендарный мастер йоги Тирумалай Кришнамачарья, произвел настоящий переворот в современной практике йоги. Несколько его учеников в ранние годы его преподавания распространили его учение за пределами Индии, где они открыли свои собственные успешные школы на основе метода преподавания своего учителя. Сегодня в результате новаторской работы Кришнамачарьи и деятельности его учеников йогу практикуют тысячи домов, студий, центров йоги по всему миру — мужчины, женщины, дети всех национальностей и вероисповеданий.
Роль, которую Дешикачар сыграл в этом процессе, не была такой примечательной, как, возможно, роли других учеников его отца, но она была в равной мере важной или даже главной. Он учился у своего отца дольше других, лучше, чем кто-либо, понимает весь объем проделанной Кришнамачарьей работы и ее значимость для современной жизни, в частности в области йога-терапии. В последнее время все чаще сообщество тех, кто практикует йогу, признает, что работа Дешикачара, которую он вел всю свою жизнь, занимает центральное место, самое сердце, в долгой истории йоги, и составляет часть будущего йоги.
Как и его отец, Дешикачар преподавал йогу по большей части в Индии. Его имя известно тем, кто практикует йогу в Европе, Азии, а также в Южной Америке, но не так известно в Северной Америке, хотя ситуация насчет этого уже меняется. Он путешествует каждый год, чтобы делиться своими знаниями по йоге с другими, но он предан работе по терапии с помощью йоги, методу своего отца. Вот уже тридцать лет Дешикачар — авторитетный и творческий руководитель «Кришнамачарья йога-мандирам», некоммерческого благотворительного фонда, который он основал в 1976 году в честь своего отца.
Основное направление работы КЙМ — достижение здоровья и благополучия с помощью исцеляющей практики йога-терапии. За эти годы благодаря спросу на услуги и знания, КЙМ разросся: теперь это не один зал, а институт, состоящий из множества отделений. Отделения КЙМ: «Йога Чикитса» (отделение йога-терапии), отделение практики йоги, отделение публикаций, отделение пения мантр, а также «КЙМ-Митра», благотворительная организация, с ее помощью благоприятное воздействие йога-терапии на себе смогут ощутить малоимущие и социально незащищенные слои населения, а также люди с особыми возможностями. В КЙМ недавно открыто новое отделение исследований, где преподаватели по научным методикам изучают то, как практика йоги может отразиться на здоровье. Благодаря такой работе наследие прошлого не утратит актуальность и в будущем.
СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ
Это посвящение издается не только для того, чтобы поблагодарить Шри Дешикачара за множество его даров международному йога-сообществу, но и для того, чтобы рассказать всем о его уникальном вкладе в развитие йоги. Это не биография Т. К. В. Дешикачара: так мы выражаем благодарность от его учеников за работу, которую он всегда делал с изяществом, легким юмором и состраданием. Он действительно прожил жизнь так, как предполагал его отец, который узнал его имя во сне о прошлом и выбрал его имя в стремлении к будущему.
«У меня нет каких-то особых историй, связанных с моим учителем. Особые истории, примечательные ситуации широко представлены в книгах и статьях о Гуруджи, о людях, которые творят чудеса на сцене. У Дешикачара есть такая особенность, — именно такая, каких не рассказывают в таких историях. Почему? Для меня он эталон скромности и отсутствия претенциозности. Он внес огромный вклад в распространение йоги, он продемонстрировал, как можно преподавать йогу со всем спокойствием, уравновешенностью, с большой охотой и усердием».
Д-р Имоген Далман
преподаватель йоги, Берлин, Германия
Основатель Берлинского центра йоги.
В 1967 году отец позвал Дешикачара в гостиную их дома. Когда Дешикачар вошел в комнату, он увидел находящихся там своего дядю, маму и еще нескольких человек, среди которых была незнакомая ему девушка. Кришнамачарья жестом подозвал девушку, она шагнула вперед и поклонилась Дешикачару в простирании. В то время по обычаю простирание выполнялось новым учеником перед учителем, и Дешикачар подумал, что эта девушка станет его ученицей. Но затем отец повернулся к нему и сказал: «Эта женщина будет твоей женой». Не колеблясь ни мгновения, Дешикачар согласился. Дешикачар и Менака счастливы в браке уже почти сорок лет.
На фотографии: Дешикачар преподает вместе с женой, Менакой Дешикачар
СПАСИБО, НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ
Детство Дешикачара было похоже на детство всех других детей в Индии в 1940-50 гг. Он ходил в школу, бывало, забирался в соседский сад с друзьями, чтобы нарвать плодов хлебного дерева без спроса. Проводил много времени на воздухе: взбирался на кокосовые пальмы, которых в окрестностях было видимо-невидимо, или ходил на гору Чамунди. Дешикачар со своими школьными друзьями любили подшучивать над учителями: подложить горячий вада (похожее на пончик мучное изделие) на стул учителю и наблюдать за его реакцией, когда он садится на него. Кришнамачарья не был особенно терпелив в отношении озорства своего сына, но мама Дешикачара, Намагириаммаль, всегда заступалась за него и вызволяла его.
Только одно отличало Дешикачара, который рос в такой семье, от всех других детей: его отец был влиятельным, строгим, требовательным мастером йоги. Дешикачар, когда был ребенком, не проявлял особенного интереса к йоге, и его отец не настаивал на том, чтобы он практиковал. Однако Кришнамачарья старался поддержать даже неявную заинтересованность. Он приглашал Дешикачара демонстрировать асаны перед правителем Майсора, тем самым он старался развить интерес Дешикачара к йоге. Иногда это помогало, иногда — нет. Иногда Кришнамачарья обращался к духу соперничества Дешикачара: приглашал сына участвовать в соревнованиях по йоге, которые устраивал среди своих учеников, в йога-шале в Майсоре. Благодаря этому удавалось на время разжечь интерес юного Дешикачара к йоге.
Когда Дешикачару исполнилось 18 лет, он начал учебу на инженера-строителя в Университете Майсора. К тому времени его семья переехала в Ченнай. Чтобы окончить курс и получить ученую степень, Дешикачару пришлось остаться в Майсоре. Он с удовольствием остался пожить отдельно от семьи. Он успешно учился, был перспективным студентом, одним из лучших в своем выпуске. При окончании вуза он получил приглашение на работу в Северной Индии: предложение было очень заманчивым, но ему пришлось бы уехать еще дальше от семьи. Родители были рады его успехам, ведь в своей семье Дешикачар стал первым инженером. Дешикачар был рад, что сможет поддерживать своих родителей.
Кришнамачарья был доволен выбором, который сделал его сын: он никогда не настаивал на том, чтобы Дешикачар стал учителем йоги, ведь из-за того, что он выбрал профессию учителя йоги, Кришнамачарье самому пришлось испытать в жизни множество лишений — как в финансовом плане, так и с позиций социального статуса. В те времена йога не была приоритетным маршрутом развития профессиональной карьеры. Никто в семье никогда не думал, что Дешикачар последует по стопам отца и станет учителем йоги. Все думали, что он будет инженером-строителем и займется возведением мостов.
Но каникулы в Ченнае изменили всю его жизнь. Дешикачар приехал навестить родителей, шел, наверное, 1961 год. Рано утром он сидел на веранде и читал газету. Вдруг к их скромному дома подъехала большая роскошная машина. Дешикачар наблюдал в удивлении и с легкой тревогой: из машины выскочила женщина европейской внешности, на вид чуть за пятьдесят, и побежала к их дому. Она кричала: «Профессор, профессор!». Дешикачар хотел было подойти к ней и узнать, что у нее случилось, но Кришнамачарья сам вышел к ней и поприветствовал эту солидную женщину. Обняв его, она воскликнула: «Спасибо, спасибо вам большое!» Кришнамачарья пригласил ее в дом. Растерянный и озадаченный Дешикачар остался в одиночестве посреди веранды.
Даже сейчас в Индии не принято, чтобы мужчина и женщина на людях выражали друг другу свою привязанность, даже если они муж и жена. Поэтому Дешикачар был так потрясен тем, что европейская женщина обнимает его консервативного отца. Когда Кришнамачарья попрощался с этой женщиной у ворот их дома, Дешикачар спросил у него, что это была за женщина и почему она обнимала его. Кришнамачарья рассказал, что это миссис Малвенан из Новой Зеландии, в течение ряда лет она страдала от бессонницы. И вот впервые за много лет она смогла спокойно спать всю прошлую ночь без снотворного. От этого ее охватила такая радость, что она решила тут же поехать и поблагодарить учителя: несколько месяцев подряд она проходила у Кришнамачарьи курс йога-терапии.
В тот момент изменилось отношение Дешикачара к тому, что делает его отец: он неоднократно слышал о способностях своего отца, но впервые наблюдал всю силу его целительского дара на практике. Позже Дешикачар рассказывал об этом случае: «Я был поражен тем, что эта богатая женщина, которая может позволить себе лечение в любой западной клинике, обратилась за помощью к моему отцу, такому простому человеку, который не знал ни английского, ни современной медицины. Тогда я понял, каким он был большим учителем, каком великим учением он делился с людьми, которых обучал. В тот момент я решил полностью отказаться от своей карьеры и начать изучать йогу».
Т. К. В. Дешикачар предлагает Кей Малвенан свою книгу «Сердце йоги». Фотография предоставлена Анной Сэндл.
Кришнамачарья не сразу одобрил решение сына. Но рвение Дешикачара к учебе убедило его в серьезности намерений сына. Так зародились длительные и самые важные взаимоотношения между этими двумя людьми: теперь Кришнамачарья стал не только и не столько отцом Дешикачара, он стал его учителем.
Дешикачар больше не строил мостов как инженер, но возводил мосты иного свойства: между учением его отца и учениками со всего мира. Он часто рассказывал новым ученикам историю о том, как он решил стать учителей йоги, и благодарил при этом ту женщину из Новой Зеландии за то, что она открыла ему глаза на истинную ценность работы и учения его отца.
«Дешикачару досталась трудная задача: он должен был не только вместить в себя, «вдохнуть» всю безграничную мудрость его отца и развить ее внутри себя, но и «выдохнуть» ее — изложить в живой увлекательной манере нам, западным ученикам. Другие выполняют эту задачу совсем по-другому: по моему мнению, они просто преподают техническую версию того, что они считают йогой. И я говорю так на самом деле не в упрек им, а потому, что я вижу, как трудно избежать такого недопонимания».
Д-р Майкл Штайнбрехер, психиатр, психоаналитик, преподаватель йоги, Кельн, Германия.
Обучение практике солнечной медитации
Со времен своего переезда в Ченнай в 1960-х гг. Дешикачар каждое воскресенье следует особому ритуалу, который он в шутку сравнивает с воскресным походом в церковь.
Каждое воскресенье семья Дешикачара завтракает в ресторане гостиницы «Нью Вудлэндс». Когда кто-то интересуется этим воскресным ритуалом, он объясняет так: «Когда я сюда переехал, это было первое место с хорошей кухней, которое я посетил со своими друзьями. Теперь при посещении этого места я просто испытываю те же чувства снова».
Дешикачар практикует под чутким руководством своего учителя, Шри Т. Кришнамачарьи. Фотография предоставлена «Кришнамачарья йога-мандирам».
«Многие учителя йоги проводят глубокие индивидуальные занятия. Некоторые из них остаются в тени, при этом всегда готовы передавать свои знания и опыт. Другие распространяют свое учение с широким охватом, проводят групповые занятия в больших залах и учреждениях. Шри Т. К. В. Дешикачар рискнул обойти две этих крайности: преданный наследию своего отца, он выбрал срединный путь. Он передает учение точно, как его учили, и преподает всем ученикам, которые могут понять его учение, но в формате занятия один на один».
Бернар Боншо, учитель йоги, автор книг по йоге, Париж, Франция.
СТАНОВЛЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
Дешикачар отказался от предложения работы на севере Индии, чтобы остаться учиться йоге у отца, ему все еще нужна была работа, чтобы помогать семье. Он нашел работу на неполный день в местной строительной компании и оставшееся время посвящал учебе у отца.
Дешикачар вспоминает, что на первых уроках были заучивание наизусть и пересказ классических текстов по йоге. Затем его отец обучил его асанам, пранаяме, медитации и другим техникам йоги. Чем больше Дешикачар учился у своего отца, тем больше он понимал, сколько ему еще предстоит изучить.
Однажды Дешикачар решил, что ему нужно взять перерыв и на работе, и в учебе. Он планировал сходит с друзьями в кино. Однако незадолго до конца рабочего дня его начальник попросил остаться и сделать кое-какую важную работу.
Дешикачару очень хотелось провести вечер с друзьями в кино, и он придумал отговорку: сказал начальнику, что не сможет остаться после работы, потому что в тот вечер должен провести занятие по йоге. Эта ложь помогла ему.
На следующий день, когда Дешикачар приехал на работу, ему передали, что начальник приглашал его сразу же зайти. Начальник поприветствовал его и сказал: «Мне хотелось бы, чтобы ты сегодня провел занятие по йоге для меня». Дешикачар не мог такого предугадать, и ему пришлось согласиться на просьбу руководства. Ведь он же солгал, что ведет занятия по йоге.
В тот вечер руководитель Дешикачара вместе с ним пошел домой для своего первого занятия по йоге. То было первым занятием и для Дешикачара — в качестве учителя. Он понятия не имел, что предложить своему руководителю, поэтому он стал с ним практиковать то, что выполнял сам. Очень быстро начальник стал учащенно дышать и через мгновение упал в обморок. Дешикачар побежал в комнату отца, признался в своей оплошности и попросил помощи.
Кришнамачарья поспешил на помощь к пострадавшему. Когда ему стало лучше, Кришнамачарья обратился к сыну. Тогда он преподал один из важнейших уроков: «Никогда не думай, что то, что подходит тебе, поможет и всем остальным. Йога должна подстраиваться под каждого ученика, и никак по-другому». Потом он добавил: «Впредь, когда будешь кого-то обучать, посоветуйся со мной».
Так началась стажировка Дешикачара у Кришнамачарьи, в качестве учителя йоги и целителя. С того момента Дешикачар никогда не упускал возможности посоветоваться с отцом, когда ему нужна была помощь, и их взаимоотношения развивались в этом ключе вплоть до смерти Кришнамачарьи в 1989 году. Если вы спросите Дешикачара сейчас, он скажет вам, что все еще советуется с отцом, уроки которого остались с ним навсегда, он всегда критически оценивает и руководит его действиями до сих пор.
Дешикачар поет мантры со своим отцом, Т. Кришнамачарьей. Фотография предоставлена Франсом Мурсом
Папайя — любимый фрукт Дешикачара. Каждый день он съедает одну-две папайи. Он часто в шутку говорит, что у него зависимость от папайи и что он тратит массу времени и сил на поиск правильной папайи в лучших магазинах, где продаются фрукты. И это, возможно, так и есть. Самая дешевая папайя, которую он когда-либо покупал, стоила 5 рупий (в Индии), самая дорогая — 2500 йен (Токио).
Дешикачар преподает в «Кришнамачарья йога-мандирам»
«Однажды я встретил Индру Деви, когда ей было 92. Она спросила меня, кто мой учитель, и ответил, что Дешикачар, я следую его методу. Она ответила: «Чудесно! Он лучший учитель из Индии нашего времени. Отлично!» Я знаю, что это так и есть».
Джил Ллойд Кроули, учитель йоги, основатель Yoga Journey, Великобритания.
Дж. Кришнамурти уверяет Кришнамачарью в благополучном прибытии Дешикачара в его поездке за рубеж.
Перевод с англ. Елены Саноцкой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...