Продолжение статьи в память о Т. В. К. Дешикачаре, знаменитом учителе йоги и сыне Шри Т. Кришнамачарьи. Начало статьи здесь
Посвящение Т. К. В. Дешикачару. Часть 2
ОБУЧАТЬ ЛЕГЕНДАРНЫХ ЛЮДЕЙ, ОСТАВАЯСЬ ЧЕЛОВЕКОМ
За сорок лет преподавания Дешикачар работал с тысячами людей, абсолютно разных по образу жизни, каждый из них — уникальный индивид. Чтобы помочь каждому ученику, он становился тем учителем, который был нужен именно им: предлагал им такую практическую терапию, которая соответствовала их потребностям, способностям, целям, и преподавал так, чтобы обучение было близким их интересам и личности.
Имена некоторых учеников Дешикачара широко известны. Он часто с удовольствием вспоминал, что учил знаменитого философа Дж. Кришнамурти. Они были не только учителем и учеником, но и большими друзьями, их дружба продолжалась до самой смерти Кришнаджи в 1986 году. А их взаимоотношения начались с одной просьбы.
Однажды утром в декабре 1964 года к Кришнамачарье пришел один человек, который представился секретарем Кришнамурти. Он сказал, что Кришнаджи хотел встретиться с Кришнамачарьей и обсудить возможность учиться у него йоге. Кришнамачарья согласился встретиться с Кришнамурти в Васант-Вихаре (там был головной офис Фонда Кришнамурти и его резиденция, где он останавливался во время поездок в Ченнай). Он также сказал секретарю, что с ним буду два его сына. Кришнамурти практиковал йогу с Б. К. С. Айенгаром, выполнял множество асан. Но ему скоро должно было исполниться семьдесят, появились проблемы со здоровьем. Поскольку он слышал о целительских способностях Кришнамачарьи, он решил встретиться с ним и попросить о помощи.
На следующий день Кришнамачарья, Дешикачар и его младший брат Шрибхасьям отправились в Васант-Вихар. Поприветствовав и поблагодарив гостей, Кришнамурти выразил желание увидеть, как Кришнамачарья преподает йогу. Кришнамачарья попросил сыновей продемонстрировать некоторые асаны и пранаямы. Кришнамурти был поражен увиденным и официально попросил Кришнамачарью учить его йоге. Если же Кришнамачарья будет трудно ездить так далеко из-за почтенного возраста, то он с радостью согласится, если его учителем будет один из сыновей Кришнамачарьи. На следующий день Кришнамачарья попросил Дешикачара начать преподавать йогу знаменитому философу.
На протяжении их взаимоотношений двое мужчин регулярно сотрудничали, как в Индии, так и в других странах. По сути, первый раз за пределы Индии — в Швейцарию — Дешикачар выехал по приглашению Кришнамурти.
Благодаря дружбе с Кришнамурти Дешикачар познакомился со множеством легендарных личностей, некоторые из которых становились его учениками и учителями йоги. Рукмини Деви Арундейл (легендарная танцовщица, основательница академии изящных искусств «Калакшетра»), Джеральд Блитц, Ванда Скаравалли, — все они брали уроки йоги у Дешикачара. Последние стали его учениками, а затем выросли до учителей йоги, очень талантливых и авторитетных.
Среди тех, с кем за годы преподавания общался Дешикачар, были политики, спортсмены, артисты, ученые, врачи, успешные бизнесмены, звезды киноэкрана, — все они обращались к Дешикачару, чтобы учиться у него йоге или пройти курс йога-терапии. Когда кто-то влиятельный или известный просил Дешикачара о встрече, он, как правило, отвечал так: «Без сомнения, это особенный человек, но это такие же люди, как мы с тобой». И, судя по интервью одного их его знаменитых учеников, который участвовал в подготовке данного посвящения, Дешикачар дал совершенно правдивый ответ.
Дешикачар любит гулять. Где бы он ни находился, он всегда рано утром выходит на прогулку. Обычно он выходит около 4:30 утра, выполняет практику йоги и затем прогуливается с 6 утра. Как правило, компанию ему составляют его жена и сын, и он не отказывается от прогулки даже в одиночку. Даже когда идет дождь, он пойдет прогуляться. Он путешествует, и, если он где-то находится зимой, где все замерзло, покрылось льдом и снегом, он все-таки найдет возможность прогуляться. Его собака Тулси, которая умерла несколько месяцев назад, была его преданным компаньоном по прогулкам на протяжении восьми лет, сопровождала его в любом направлении, куда бы он ни шел. Можно было сказать, что он любил определенный маршрут для прогулок, и его можно было встретить с поводком Тулси в руках, а собака бежала впереди него и проторяла для него путь изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом.
«Когда я встретился с Дешикачаром, я был озадачен, потому что он не выглядел так, как должен был, по моему мнению, выглядеть прославленный индийский учитель йоги. У него была совершенно современная внешность, но тот внутренний мир и покой, который он излучал, тронул меня с самого начала. Он позволил мне сопровождать его, когда он принимал пациентов, я наблюдал, как он мастерски проводил диагностику и давал практические консультации. Возможно, величайший вклад Дешикачара, как я полагаю, состоит в адаптации йоги для полного соответствия уникальным потребностям отдельного человека, его пациента. Величие Дешикачара как учителя удивительным образом компенсировалось его скромностью как человека».
Майкл Лернер, президент компании Commonweal, Болинас, Калифорния, США.
«Мир вокруг меня смотрит на меня как на божество, и от этого мне чрезвычайно неудобно, поскольку за каждым совершаемым мною движением наблюдают и оценивают его. Господин Дешикачар напоминает мне, что я человек, и мне так легко и удобно в его присутствии».
«Мне кажется, что Т. К. В. Дешикачар — профессор, который делает тебя умнее, интеллигентнее, не только в части твоего понимания процесса преподавания йоги, но и в повседневной жизни. Он способен соединить свет Упанишад и наше современное западное мышление Он заботится о развитии своих учеников по множеству направлений: улучшение здоровья, физическое, умственное, духовное и профессиональное развитие. Такого учителя, как он, я нигде не встречал. На самом деле, каждый раз после нашей с ним встречи я чувствую, что стал эффективнее как в преподавании йоги, так и в обычной жизни».
Борис Тацки, учитель йоги, Экс-ан-Прованс, Франция.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ. И ПЕРСОНАЛЬНАЯ
Каждый год группа йогов со всего мира, преимущественно из Европы, собирается в небольшом городке в Швейцарии, чтобы представить свои методы преподавания почти четырем сотням учеников. Бывали времена, когда эта встреча, конгресс Zinal, считалась одним из важнейших событий мира йоги. Главным организатором конгресса Zinal был Европейский союз йоги (EYU), основанный Джеральдом Блитцом, учеником Кришнамачарьи и, затем, Дешикачара.
Джеральд Блитц, бельгиец по происхождению, был председателем правления сети курортов «Средиземноморский клуб» (более известной как Club Med), когда впервые услышал выступление Дж. Кришнамурти. С того момента он стал регулярно посещать события с участием Кришнамурти в Саанене, Швейцария. По рекомендации Кришнаджи, он встретился с Дешикачаром в Швейцарии и сказал ему о своем желании изучать йогу у его отца. Дешикачар пригласил Блитца в Ченнай для встречи с Кришнамачарьей.
Дешикачар хорошо помнит встречу с Кришнамачарьи и Джеральда Блитца, словно она была совсем недавно. Кришнамачарья попросил Блитца начать учебу в мае (самый жаркий месяц года), а занятия назначил на полдень (самое жаркое время дня).
И вот этот состоятельный мужчина, слегка за шестьдесят, приехал в Ченнай в первый раз, совсем плохо ориентировался в окрестностях города, не разбирался в еде, языке, а особенно — не привык к такой жаркой погоде. Дешикачар вспоминает, что Блитц ужасно страдал от летней индийской жары, но никогда не жаловался и неизменно ходил на свои новые занятия. Дешикачар знал, что его отец проверяет искренность намерения Блитца учиться йоге, поэтому попросил его приехать в Ченнай летом и приглашал на занятия в самый жаркий период суток. И Блитц блестяще прошел эту проверку. В дальнейшем Блитца всегда приглашали в период года с более мягкой погодой, и его занятия назначались в более удобное время дня.
Вдохновленный своим изучением йоги, Блитц оставил пост в своей компании, передав свои повседневные обязанности другим руководителям, и стал учиться йоге полный день, а также начал сам преподавать йогу. Помимо занятий с Кришнамачарьей, он стал учиться йоге и у Дешикачара, и они стали добрыми друзьями и коллегами. Блитц часто приглашал Дешикачара в Европу вести семинары, т.к. он надеялся, что такие занятия помогут распространить практику йоги в Европе, привлекут больше европейцев к ее изучению. Для решения такой задачи Блитц создал Европейский союз йоги (EYU) в 1973 году.
Так совпало, что в тот же период (начало 1970-х гг.) другие мастера йоги стали обретать популярность как в Индии, так и на Западе. Среди них — Б. К. С. Айенгар, Паттабхи Джойс, Индра Деви, Свами Сатчидананда, Свами Венкатесананда, Свами Вишну Девананда и другие ученики Свами Шивананды, а также учителя йоги других традиций.
Блитц решил организовать мероприятие, в рамках которого такие выдающиеся люди могли бы собраться вместе. Так появился конгресс Zinal. Конгресс проводился, чтобы большие мастера йоги могли собраться в одном месте, где они делились бы опытом и знаниями друг с другом и другими участниками.
Конгресс Zinal стал настоящим событием в йога-сообществе. Все с нетерпением ждали его каждый год. В ранние годы Дешикачар постоянно участвовал в конгрессе, наряду с другими известными мастерами йоги.
Во время первого конгресса Дешикачар принял участие в мероприятиях в рамках конгресса и заметил, что его беспокоит два аспекта: во-первых, большинство учителей йоги преподавали одни и те же практики для всех, независимо от возраста, способностей, интересов; во-вторых, большая часть учителей смешивали индуизм, религию, и практику йоги, представляя их как одно целое, указывая, что те, кто хочет практиковать йогу, должны разделять индуистские религиозные убеждения.
По опыту работы со своим отцом и своему собственному опыту практики йоги Дешикачар знал, что ни одна из практик не соответствовала Йога сутрам Патанджали, классическому тексту по философии йоги, созданному 2500 лет назад авторитетному источнику по практике и преподаванию йоги.
Когда подошло время для выступления Дешикачара на конгрессе, он воспользовался этой возможностью для обсуждения волновавших его вопросов. Он процитировал сутры и подчеркнул, что даже Патанджали считал веру в Бога (ишвара-пранидхана) одним из способов практики йоги, но не ее обязательными элементом. В этом духе навязывание религиозной практики индуизма тем, кто практикует йогу, неприемлемо. Религиозность — это выбор каждого из учеников, точно так же, как и применение того или иного духовного способа практики йоги, — этот выбор должен сделать сам ученик, а не учитель. Патанджали считал религиозность, веру, вопросом выбора, тем самым он проявлял свою открытость и уважение к людям, имеющим разную веру (в том числе к тем, кто не верит в бога вообще).
Конечно своим выступлением Дешикачар разозлил мастеров, которые верили, что практика йоги должна быть связана с практикой индуизма. Однако его слова нашли хороший отклик у тех, кто хотел заниматься йогой и лишь поэтому пытался практиковать индуизм, а это вызывало у них некоторое отторжение. В итоге даже некоторые мастера йоги смогли по-другому взглянуть на взаимосвязи йоги и индуизма, с течением лет многие из них стали близкими друзьями Дешикачара.
В другом выступлении Дешикачар поставил под сомнение такой подход к йоге, когда ученикам предлагаются стандартные последовательности. В классической традиции учитель уважает уникальные способности и потребности каждого ученика и предлагает им такую практику, которая подходит именно им. На этот метод обучения, когда преподаваемый материал постоянно модифицируется в соответствии с меняющимися потребностями ученика, делает упор каждая философская школа в Индии, не только философия йоги.
Концепция, о которой Дешикачар говорил, называется вини-йога, что означает «соответствующее применение». Патанджали признает важность вини-йоги в своих сутрах, отмечает, что мы должны заниматься вини-йогой Йоги (то есть соответствующим образом применять йогу), чтобы йога служила целям, для которых ее изучают. Это возможно только в случае, когда мы персонифицируем практику йоги для каждого ученика.
Поначалу выступления Дешикачара вызывали множество споров, многих они даже расстроили. Но затем Дешикачар развил свою аргументацию во время других выступлений в рамках Конгресса, и многие стали понимать, что он прав. Большинству участников Конгресса, а большая часть из них была с Запада, впервые говорили о базовых концепциях йоги; например, что йога универсальна (доступна для любой религии) и индивидуальна (подстраивается персонально под каждого), — этому учили те, кто стоит у истоков традиции йоги, и этими принципами руководствовался Кришнамачарья в своей работе.
«В нашем мире мгновенных коммуникаций я уже и забыла, что значит общаться полноценным образом. Учитель являет собой живой пример, который помогает мне вспомнить, как же надо общаться. Без общения, взаимодействия и умения ценить это невозможно установить отношения. Я очень благодарна Учителю за то, что он помог мне понять это».
Амала Аккинени, основательница Yoga Jyoti, зоозащитница.
Хайдерабад, Индия.
«Т. К. В. Дешикачар — истинный наследник своего отца Шри Кришнамачарьи: за ним его учение и будущее йоги. Как и его отец, он мастерски приводит древние принципы йоги в соответствие потребностям нашего современного общества».
Ларри Пейн, Ph.D.
Автор книг по йоге, один из основателей Международной ассоциации йога-терапевтов (IAYT),
руководитель сертификационной программы по йога-терапии в Университете Лойола Мэримаунт.
Лос-Анджелес, США
Кришнамачарья был из традиционной браминской семьи, но он никогда не навязывал свои личные убеждения другим. Иногда при этом он старался приобщить семью к соблюдению некоторых общепринятых правил. Одно из таких правил — ношение знака на лбу, который представлял собой отличительную черту последователей господа Вишну.
Есть два варианта нанесения этого знака, которые представляют традиции двух религиозных школ. Хотя две этих школы почитают одного бога, их отличает трактовка некоторых философских текстов, а с течением лет эти различия превратились в источник конфликта между ними. Интересно то, что семьи Кришнамачарьи и его жены, Намагириаммаль, принадлежат к двум разным школам.
Когда Дешикачар готовился к женитьбе, его отец захотел, чтобы он стал носить знак на лбу. Он надеялся, что в конце концов его сын сам станет постоянно носить этот знак.
Дешикачар вежливо сказал отцу: «Если я буду носить знак в стиле твоей школы, это разозлит семью моей мамы. Если я буду носить знак в стиле ее школы, то это разозлит твою семью. Когда две стороны договорятся, какой вариант знака я должен носить, я начну его носить».
Именно поэтому до сих пор Дешикачар не носит знака на лбу.
«Душа Гуруджи [Кришнамачарьи] счастлива, должно быть, на небесах, когда наблюдает за работой своего сына [Дешикачара] в «Кришнамачарья йога-мандирам». Дешикачар, сын великого йога, продолжает работу отца по дальнейшему обучению тех, кто любит йогу, а также тех, кто живет йогой».
Б. К. С. Айенгар, Пуна, Индия, учитель йоги и автор книг по йоге.
Из всех мест в мире, где побывал Дешикачар, ему особенно дороги два: гора Кайлаш в Гималаях и город Иерусалим.
О Кайлаше он говорит: «Это не потому, что там бывал мой отец много лет назад, это из-за волшебного присутствия этой священной горы. Когда я побывал там, меня охватили ощущения присутствия этого волшебства, это был такой сильный опыт, что у меня до сих пор мурашки по телу, когда я вспоминаю о своем походе на гору».
О святом городе Иерусалиме он говорит: «Там столько разных религий, столько разных культур, … когда я пел мантру у Стены плача, меня окружали религиозные евреи, читавшие Тору. Этот опыт не передать словами. Один раз я побывал в Иерусалиме, и сразу понял, почему этот город — родина такого числа пророков».
ЙОГА И СХЕМАТИЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ
«Ты что преподаешь, черчение или йогу? — спросил один из коллег Дешикачара, когда он впервые увидел схематичные изображения человечков на занятиях. — Это не сработает, людям это не понравится, они не поймут, не будут пользоваться этим. Ты тратишь свое время».
Дешикачара это не испугало. Он продолжил применять и совершенствовать свой подход и создал упорядоченную и действенную систему. Он видел, что люди очень заняты, им зачастую сложно запомнить устные рекомендации, которые дает он или его отец, или другой учитель йоги, по этому вопросу. Кроме того, многие ученики не могут вспомнить, какое положение занимают руки или ноги в той или иной позе. Слишком много информации для запоминания, говорят они. Учителю тоже сложно давать только словесное описание каждой позе. Это примерно, как написать эссе по каждой позе каждый раз, когда ведешь занятие.
Дешикачар знал, что наглядное изображение может рассказать больше, чем тысячи слов. Будучи инженером, он был знаком с возможностями наглядных пособий и графического изображения. Почему инженеры полагаются на рисунки своих конструкций? Почему не пользуются словесными описаниями? Одна из многих причин такого: рисунок нагляднее, его легче понять и запомнить, чем словесные описания или объяснения. Это вдохновило Дешикачара, и он придумал схематичные фигурки человечков, которые теперь распространены практически повсеместно там, где преподают йогу.
С помощью своей жены Менаки Дешикачар начал экспериментировать с простыми рисунками. Вместе они разработали серию изображений для представления разных поз йоги. В самом начале процесс шел с трудом, некоторым не нравилось, они считали, что Дешикачар пытается заменить древнюю систему устной передачи набором рисунков. Однако Дешикачар намеревался только помочь людям: лучше вспомнить практику и практиковать правильно. Кришнамачарья не считал это новшество проблемой и одобрял работу своего сына.
Долгие годы он экспериментировал и практиковал перед окончательным выпуском в 1981 году схематичных изображений человечков для иллюстрации асан в «Иллюстрированном руководстве по асане и пранаяме», — в подготовке этой книги Дешикачару помог М. Дж. Н. Смит, ученик и художник из Канады.
Дешикачар не стал патентовать или получать авторские права на свои изображения. Наоборот, он начал бесплатно предлагать их ученикам и учителям йоги в качестве учебного пособия. Все используют какие-либо схематичные изображения человечков в асанах, при этом, возможно, не все знают, что за это им нужно благодарить Дешикачара.
Некоторые книги Дешикачара
- «Сердце йоги» (The Heart of Yoga, изд-во Inner Traditions)
- «Здоровье, исцеление и не только» (Health, Healing and Beyond, изд-во Aperture Foundation)
- «Вини-йога йоги» (The Viniyoga of Yoga, издана КЙМ)
- «Размышления о Йога сутрах Патанджали» (Reflections on Yoga Sutra-s of Patanjali, издана КЙМ)
- «Что мы ищем» (What Are We Seeking, издана КЙМ)
- «В поисках сознания» (In Search of Mind, издана КЙМ)
- «Самоучитель по ведическим мантрам» (Vedic Chant Companion, издана КЙМ)
- «Йога Рахасья Натхамуни» (Nathamuni’s Yoga Rahasya, издана КЙМ)
- «Йога Таравали Ади Шанкарачарьи» (Adi Sankara’s Yoga Taravali, издана КЙМ)
- «Йога-самхита Яджнявалкья» (Yogayajnavalkya Samhita, издана КЙМ)
Аудиозаписи Дешикачара
- «В единении» (In Union, Swathi Soft Solutions)
- «Паломничество звука» (Pilgrimage of Sound, Swathi Soft Solutions)
Перевод с англ. Елены Саноцкой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...