Главная / Публикации / №13 Август 2016 / Джун МакДэниел "Радха и Тантра: противоречивая роль Радхи в бенгальском вайшнавизме и Радха Тантре"

Джун МакДэниел "Радха и Тантра: противоречивая роль Радхи в бенгальском вайшнавизме и Радха Тантре"

В Индии существует большое разнообразие трактовок и практик вайшнавизма, а также по-разному воспринимается роль Радхи. Для одних авторов она жена Кришны, для других - его главная возлюбленная; кто-то считает ее народной богиней, а кто-то семейным божеством правителей, а то и героиней любовных стихотворений придворной поэзии.

«Сахаджия» - один из спорных подходов, в толковании вайшнавской мысли в Западной Бенгалии. От него не осталось ни доктрин, ни священных текстов, ни философской системы и никаких ритуальных практик, зато существует ряд поверий и действий, которые могут рассматриваться как собирательный образ сахаджии. Несмотря на то, что в разных текстах выделяют разные верования и практики, можно заметить повторяющиеся темы: дуалистическое (Кришна и Радха – божества с равной, но разной силой, как Пуруша и Пракрити в философии санкхьи) и монотеистическое (Радха - изначальное божество, а Кришна - ее эманация, супруг или преданный) богословие; практика, в которой используется сексуальная садхана или ритуал (Радха и Кришна здесь выступают в роли Кундалини и Шивы); тексты, в которых физическое тело рассматривается как микрокосм вселенной, место, в котором благодаря медитации можно направить душу во внутренний мир и рай.

Разные авторы обращают внимание на разные аспекты практики сахаджии. Так, среди западных представителей Эдвард  Димок выделял романтические и идеалистические элементы, отображенные в поэзии сахаджии; Гленн Хейс описывал тонкое тело и его физиологию, о которых говорится в ритуальных текстах традиции; Хью Урбан уделял внимание экономическому устройству групп ее последователей. В бесценной работе западно-бенгальского автора Шашибхусана Дас Гупты «Неизвестные религиозные культы» можно найти основу учения сахаджии в раннем бенгальском тантрическом буддизме.

Сахаджия - противоречивая система, т.к. Гаудия и Бенгальский вайшнавизм монотеистичны, в них Кришна - единственное божество - создатель Вселенной. Приверженцы классического вайшнавизма считают сексуальные ритуалы неправедными. В Гаудия и Бенгальском вайшнавизме Вриндаван - вечная обитель Кришны, где каждый преданный постигает свою истинную и конечную природу его слуги, в отличие от имманентного множества миров, в которых сахаджа-йоги могут выбирать себе личности и формы удовольствий.

Касательно Радхи, позиция гаудия-вайшнавов вполне понятна. Она извечная супруга и величайшая возлюбленная Кришны, верховного бога. Радхарани – королева красоты и богиня Вриндавана, неизменно идеальная, она олицетворяет высшую форму любви. С богословской точки зрения, игры (лилы) Радхи и Кришны отражают бескрайнюю божественную радость. Она - энергия блаженства Кришны, его хладини-шакти, в своей полной форме известная как пурна-шакти. Благодаря хладини-шакти Кришна сам является блаженством и дарит его своим последователям.  Это самая могущественная форма шакти, она объединяет в себе энергию бытия (сандхини шакти) и знание или сознание бытия (санвит шакти). Гопи - эманации Радхи, они появляются, чтобы помочь ей и Кришне во Врайя-лиле. Чандравали – одна из самых значимых гопи, но Радха всегда ее превосходит, ей принадлежит любовь Кришны. Радха и Кришна отличаются  друг от друга и в то же время не отличаются, как огонь и пламя. Вместе они составляют единое целое, поэтому Кришна без Радхи несовершенен (апурна).

Радха выражает высшее эмоциональное состояние – махабхава, высочайшее проявление любви, которое очаровывает даже Кришну. Эта экстатическая любовь всегда свежа, от нее тает сердце и достигается божественное безумие. Ее сердце подобно океану мощнейших эмоций. Эти чувства Радхи, называемые мадхурья, представляют собой сильную преданность и страстную любовь, они прекрасны хотя бы потому, что запретны, как минимум со стороны сдержанной общественности. Воплощение в человеческой форме позволяет божественной паре уделять больше внимания наслаждению и меньше - божественному величию.

В гаудия-вайшнавской традиции Радха имеет большое значение, т.к. она вместе с Кришной воплотилась в теле Чайтаньи Махапрабху. Ее последователи считают, что Кришна пожелал ощутить сладость любви Радхи, поэтому он вобрал ее чувства и красоту в своей человеческой форме Чайтаньи. Во многих текстах можно проследить радха-бхаву Чайтаньи, его отождествление себя с Радхой и безумную любовь к Кришне. Возможно, впервые она была описана в «Чайтанья-чаритамрите» Рамананда Райем.

В традиции сахаджии Радха является нечто большим, чем просто богиней. Дас Гупта говорил, что само слово «сахаджия» произошло от термина танрического буддизма «сахаджа», который означает конечное состояние блаженства за пределами двойственности. Также оно тесно связано с понятием самараса - тождество или единство эмоций, которое дает «осознание одной истины как потока необыкновенных эмоций всепроникающего блаженства». Конечная истина достигается через врожденные и естественные устремления, как говорится, «истина пребывает в теле». В вайшнавской сахаджии важную роль отводят женщине и практикам сексуальной йоги, они порождают состояние блаженства сахаджи. Это вечная, будоражащая, запретная любовь. Она превосходит дхармическую супружескую любовь, которая со временем становится рутиной и обязательством. Существуют такие группы последователей традиции сахаджия: Карта-бхаджасы, Шакхи-бхавакасы, Кишори-бхаджаны, Сахебдхани, Дарвеси, Спаста-дайяки, Вайшнава Баулы. Каждой из них присущи собственная система ценностей и богословие, но все они разделяют мнение, что каждая женщина в некотором роде - Радха, а мужчина – Кришна. Когда достигается это внутреннее отождествление, земные человеческие любовные отношения становятся отражением божественных игр Вриндавана, а сексуальная близость превращается в космическое слияние.

Одним из текстов, в котором Радха выступает в непривычной роли, является «Радха Тантра» (автор неизвестен). Когда он написан – спорный вопрос, известно только, что довольно давно. В предисловии редактор указывает, что текст был изменен по просьбе вайшнавов, это сделало его более полезным для последователей шактизма и вайшнавизма, особенно практикующих садхану. Весьма сомнительное утверждение.

Вайшнавизм в «Тантра Радхи» не является классическим. Пока в нем встречаются элементы сахаджии, Радха и Кришна не считаются самыми значимыми божествами. «Радха Тантра» относится к текстам шактийской традиции кулачара, его принадлежность к вайшнавизму – способ привлечь широкую аудиторию. Этот текст можно считать вайшнавским, только если отнести его к своеобразной форме сахаждия вайшнавизма. В нем Радха и Кришна – эманации махавидьи богини Трипурасундари и бога Вишну, которые сами по себе являются проявлением Деви и Махешвары. Радха и Кришна – люди. Вишну/Васудева – бог, который находится в поисках духовного знания и могущества (сиддхи), в конце концов, он их получает, практикуя кулачара садхану со своей супругой. Согласно этой тантре, Радха выполняет роль садхана шакти, ритуального партнера, а не источника наслаждения Кришны, хладини шакти. Она помогает ему в поиске знаний и могущества. 

История, преимущественно, рассказывается от имени Шивы дочери Гималаев Гиридже. По сути, это агама тантра. Однако одним из главных персонажей является Вишну/Васудева, а в самом тексте часто используется для этого трактата название «Радхатантра Васудевы». Так его восхваляет Шива:

«Как Калитантра и Толантантра чисты, безупречны и полны скрытых истинных знаний, такова и хранимая в тайне Радхатантра Васудевы, которую я поведаю тебе. Она полна могущества (шакти) и способна даровать жизненные цели и безграничное знание (брахмаджняна). Радхатантра Васудевы благословляет всех людей». (I.3)

В начале текста (I.8) Шива говорит Махавишну Васудеве, что для обретения мукти и сиддх, которые не могут быть достигнуты без поклонения десяти махавидьям богини, он должен почитать Трипурасундари. Очевидно, что Вишну здесь предстает не великим богом вайшнавов, а практиком различных форм садханы для обретения сверхъестественных способностей (сиддх). Он совершал аскезы в Каши и других местах. Каши был местом силы и воплощением йони - символа богини (йони сварупини). Он очень усердно выполнял свои аскезы:

«Васудева стоял на голове, закопав ее в землю, после чего совершал поклонения Парамешвари, Бхавани и Трипурасундари. Несмотря на то, что он выполнял сложные практики, его цель не была достигнута. О, Парамешани! Могущественный Вишну практиковал строгую аскезу (садхану), он сиял светом тысячи солнц». (I.17)

Однако он смог лицезреть богиню Махамайя Трипурасундари, которая посоветовала ему практиковать сексуальную йогу:

«После выполнения длительных и сложных аскез Васудеве так и не удалось достичь совершенства (сиддх). Затем появилась Махамайя. Махамайя Трипурасундари возникла перед Васудевой. Она омыла нектаром и возродила его. Посмотрев на него с сочувствием, она сказала:

«О, мой дорогой мальчик (простофиля)! Зачем тебе такой строгий тапас? Скорее поднимайся и расскажи, что ты хотел бы получить от меня».

Услышав слова Трипурасундари, (которые были подобны) потоку нектара, Васудева наполнился счастьем и склонился к ее ногам.

Васудева взмолился ей…

Трипурасундари была очень довольна молитвой Васудевы и сказала: «О, могущественный Васудева! Послушай, что я тебе скажу. Бесполезно выполнять эти аскезы без (практики) кулачары ты не достигнешь мантра сиддхи. Как ты можешь заполучить их без шакти?»

«Послушай, тебе нужно осознать, что Лакшми – часть меня. Почему ты покинул ее и выполняешь этот бесполезный тапас (без нее)? Без шакти йога, пуджа, джапа, тапас и другие практики окажутся бесполезными».

«О, тот, кто практикует (таподхан)! Я дам тебе один совет. Бережно практикуй йогу вместе со своей супругой (шакти). В противном случае, ты никогда не достигнешь совершенств, которые ты так ищешь». (I.18-24)

Богиня подсказывает Вишну/Васудеве, как заполучить сиддхи. Она советует ему практиковать пение имени Хари и рассказывает его скрытое значение:

«О, Васудева, то, что я поведаю тебе, стоит держать в строжайшем секрете, слушай внимательно. Практикуй пение харинама публично, среди толпы или в любом другом месте, но истинную природу харинама (харинаматмика), которой является (поклонение) махавидьи, держи в тайне и никому не раскрывай».

Она утверждает, что харинам необходим кулагуру для обряда инициации. Через него представитель любой касты может получить посвящение для поклонения махавидье богини. Мантра дарует спасение (если она направлена Трипурасундари и воспевается метром гаятри), потому что представляет собой союз Шивы и богини.

Васудева узнал о Радхе, которая появится во Вриндаване, чтобы стать его ритуальным партнером. Когда он воплотится в форме Кришны, Радха поможет ему в духовной практике. (Богиня) сказала Васудеве: «Не бойся. Отправляйся в Матхуру, тогда ты достигнешь видья сиддхи (совершенное знание, в данном случае сверхспособности йогов)».

«О, Васудева! Скорей же иди в Матхуру, займись там сексом (сангам) с Падмини. Падмини – часть меня (амшабхута), она воплотится в облике Радхи во Вриндаване. Затем последуют другие воплощения (матрики)»

Васудева сказал: «О, Махамайя, ты можешь даровать четыре жизненных цели. Без тебя достижение совершенной мудрости было бы невозможным.

О, Прекрасная! Скорей покажи мне Падмини, чтобы я обрел сильную веру (в тебя)». Падмини выслушала слова Васудевы и тут же возникла перед ним.

Падмини появилась подобно красной вспышке молнии. Ее формы были изящны, от нее исходил великолепный аромат лотосов. Все считали ее очаровательной. Вместе со своими спутницами (сакхи) она была сущностью радостной игры (бихаркарини).

Она  со своими спутницами вечно пребывала в центре тысячелепесткового лотоса. Вместе они воспевали мантры Всевышнему (параматма)». (VI.1-8)

Богиня сдержала свое слово. Ее эманация воплотилась в полнолуние (светлой половины) месяца Чайтра. Она появилась в саду лотосов в форме сияющего яйца. В тот момент когда богиня возникла пред Брикабхану, он поклонялся Махакали на берегу реки. Она спросила у него, какой дар он хотел бы получить, Брикабхану ответил, что хотел бы иметь дочь подобную богине. Тогда она дала ему яйцо, из которого вышла Радха.

«В месяце Чайтра (в благоприятное время)…по волнам Калинди плыло много лотосов. На одном из них появилось иллюзорное яйцо (майя димба).

В этом яйце пребывала золотая Падмини. Оно было наполнено майей и сияло как миллионы лун.

В благоприятное время, ровно в полночь, (свет) Падмини вышел из яйца. Он был подобен цветку аспарагуса (шатмули кусум), а сияющий огнями сад лотосов – прекрасному восходу солнца.

 Великодушный Брикабхану сидя на берегу Ямуны долгое время поклонялся махавидьи богини. И тогда богиня Махамайя Катьяяни предстала перед ним.

Катьяяни сказала: «О, могущественный. Ты успешно выполнил свою духовную практику, теперь проси у меня все, что пожелаешь».

Брикабхану ответил: «О, Махадеви! Я выполнял практику в надежде на твою милость. О, Махадеви! Я прошу у тебя благосклонности (прасад).

Когда ты благосклонна, нет ничего невозможного. Даруй мне маленькую дочь, которая будет подобна тебе (садришрупа)».

«О, Брикабхуну! За твою преданность я дарую тебе и твоей жене великое счастье. Вот мои слова: “Ты принесешь своей жене нечто прекрасное”».

Богиня Махамайя, (приняв форму) Катьяяни для Брикабхану, передала ему великолепное маленькое яйцо.

Махатма Брикабхану поспешил домой к своей пышнотелой красавице - жене. Сидя на золотой перине она сияла как остров сокровищ.

 Брикабхану дал ей это прекрасное яйцо. Изумленная жена начала рассматривать его. От яйца исходил приятный аромат, его переполнял свет и энергия. Внезапно оно раскололось на две части.

Внутри яйца они увидели Падмини - девочку, которая завладеет сердцем Кришны. Ее появление было подобно красной вспышке и предвещало много хорошего. Жена Брикабхану была очень удивлена этому.

Она сказала: «О, Мать! Тебе следует скрыть свою сверхъестественную форму (Падмини)!». Спрятав образ Падмини, девочка приняла форму обычного человека.

Затем девочка сказала: «О, дорогая мать! Дай мне молока. Скорее же приложи меня к своей груди - и я стану твоей (настоящей) дочерью».

Услышав эти слова (жена Брикабхану), приложила девочку к груди, чтобы напоить ее молоком (и девочка стала ее настоящей дочерью).

Брикабхану дал своей (новой) дочери имя. Он назвал ее Радхика. Это была девочка, сиявшая как вспышка молнии. Позже она станет очень известной.

Махадеви сказала: «День за днем девочка росла в доме Брикабхану. Затем в месяц Бхадра родился Кришна». (VII.4-6, 9-12, 14-21, 23-26)

Теология «Радха Тантры» довольно сложна. Радха – вайшнавская, но в тоже время и шактистская богиня, эманация махавидьи Трипурасундари (которую отождествляют с Махамайей и Джагаддхатри). Падмини называют дути Трипурасундари, что означает «посредник» или «посланник». Она – важная часть (парамкала) Трипурасундари.  Поэтому для нее я использую термин «эманация». Радха – человеческое воплощение  или инкарнация Падмини (точно так же Кришна – воплощение Васудевы). Радха – это божественная Падмини, человеческая форма Радхи и Чандравали. Они обе были инкарнацией богини:

«Махадеви сказала: «Это Радха, она – возлюбленная Вишну Падмини, Трипурадеви, Махамайя, Джагаддхатри и Парамешвари.

Падмини, от которой исходит аромат лотосов, - эманация (дути) Трипурадеви, та, кому искренне предан Васудева.

Падмини, чье сердце принадлежит Кришне, со своего согласия стала дочерью великодушного Брикабхану.

Когда мать вскормила ее грудью, Радхи покинула дом. (В форме) Падмини она нашла прибежище среди скопления цветов лотоса, в самом центре вод Ямуны.

Найдя пустынное место, она читала мантру и выполнила джапу для Махакали. В это время вторая Падма (Чандравали) осталась в доме Брикабхану.

Таким образом, у Радхи было три формы. Радха – сияющая Падмини, Радха – возлюбленная Кришны и (Радха) - форма Падмини Чандравали. Она сияла так ярко, как Луна и Солнце, что на нее едва можно было смотреть». (IX.1-5, 7)

Чандравали – аспект Радхи, а также ее главная спутница (сакхи), помогает Кришне заполучить сиддхи. (XVII.8) В тексте Вриндаван описывается как восьмиугольная йогапитха, в ней каждая помощница Радхи занимает свое место. Чандравали восседает в углу йогапитхи Вриндавана шириной 24 мили на троне, украшенном драгоценными камнями. Это место наполнено светом и прекрасными цветущими деревьями. Его переполняют энергия и раса, а также тысячи гопи, чьи тела сияют подобно чистому золоту. Являясь формой вечной йони (нитья йони рупа), оно идеально подходит для практики. К тому же его освящают волосы Сати, спрятанные под землей. (XIII.17)

Периодически в «Радха Тантре» уделяется время описанию природы Радхи и Кришны. Можно заметить сильное влияние философии санкхьи, согласно которой Вселенная – проявление отношений между Пурушей и Пракрити:

«Пракрити Деви пропитывает собой всю Вселенную, в мужской и женской форме присутствует в ней повсюду.

Пракрити Деви существует как в мужской, так и в женской форме. Вне влияния трех гун Махавишну Васудева является Парамешварой (Шивой).

Вы видите эту форму Васудевы только благодаря видья сиддхам. Без них он бесформен». (XVIII.3-5)

Радха и Кришна – воплощения других богов:

«Радхика – эманация Трипуры Падмини, а ее помощницы – это восемь найяик Трипура Деви.

Махавишну Васудева получил благословение богини Трипуры и выполнил духовные практики (садханы), используя  разные тела.

Васудева принял форму (мурти) Кришны и в ней поклонялся Махавидье Махакали вместе (со своей супругой) Падмини/Радхой.

Так Хари нашел прибежище во Вриндаване. Васудева принял форму Кришны». (XVIII.6-9)

В тексте Кришна/Васудева – искатель, практикующий кулачара тантру – учение, в котором зачастую нарушается дхарма и используются сексуальные ритуалы со своей женой (шакти). В нем понимание «шакти» отличается от классической вайшнавской версии, где это проявление Кришны. Здесь шакти – Радхика, и она учит Кришну поклоняться богине Кали:

«Эманация Трипуры Падмини, в образе Радхи, каждый день выполняла очень редкую тайную практику кулачара.

Эти техники кулачара садханы секретны в тантре. Падмини выполняла все из них.

Падмини, украшенная гирляндой из лотосов, оставила свою истинную форму и приняла образ Радхи.

Великолепная Падмини приняла форму Радхи шакти (ту, что привлекла Кришну) и начала выполнять кулачара садхану с начала осени.

Кришна выполнял кулачара садхану. Внутри себя он осознал многие вещи. Кришна с глазами в форме лепестков лотоса, согласно тантре, очень чувственно (кама) выполнял кулачара садхану.

Он выполнял пуджу восьми найякам в великолепной восьмиугольной питхе (Вриндавана). В своей пудже поклонялся Калике.

Подходя к семи питхам вместе с Радхой, стоявшей слева от него, он выполнил джапу 700 000 раз и обрел сиддхи.

Затем Кришна поклонялся телу Падмини/Радхи, обращаясь к богине Камакхье. После выполнил вьяпака ньясу (сложно достижимая мудра) и поклонился богине питхи.

Он поклонялся своей иштадеви Махакали в соответствии с различными формами кулачара садханы, описанными в тантрических текстах, используя при этом ароматные цветы и благовония.  

Кришна поклонялся Махадеви на (или в) теле Падмини, выполняя ритуал и читая мантры 100 000 раз. После этого он отправился в Камарупу.

Камарупа – шактийское ритуальное место (йонипитха). Там Кришна поклонялся своей иштадеви (Кали) и пропел мантры 100 000 раз. Так он погрузился в глубокую медитацию». (XXI.19-30)

В итоге Кришна достиг своей цели – перед ним явилась богиня Кали. Она спросила, какое его самое заветное желание. Кришна ответил, что с  тех пор как он ее увидел,  для него нет в этом мире ничего невозможного и все, что ему нужно – ее присутствие рядом. Услышав это, она даровала ему славу и сказала, что люди будут поклоняться Кришне всю Кали-югу (XXI.44-47). Согласно «Радха Тантре», известность Кришны в последние столетия связана с милостью богини Кали.

Богиня создала несколько вайшнавских мантр. Она явилась Радхе, обращаясь с ней как с ритуальным партнером Кришны (шакти) и духовным практиком (садхакой). Богиня дала ей девятислоговую мантру «Ом Кришна Радхе Говинда Ом», сказав, что очень важно ее повторять. Она объяснила, что это совершенно мирская мантра (пракритимайя). (XX.2-5) В тексте подчеркивается важность мантры, но значение изменяется.

Кришна – очень предан духовной практике, его энтузиазм в садхане впечатляет:

«Возлюбленный миром Кришна плыл по реке Ямуна в лодке и практиковал (в ней) различные формы кулачара садханы.

Лотосоокий Кришна выполнял различные виды кулачара садханы на больших дорогах, в толпе, в лесу, на переполненных людьми, телегами, слонами и солдатами улицах».

Падмини/Радха дает Кришне разные инструкции о практике сексуальной йоги:

«О, Кришна! Я – эманация Трипуры Падмини, ее высший аспект (парама-кала), и я невинна (акшат йони).

Кришна, не извергай в меня семя». Кришна выслушал ее слова и сказал: «О, прекрасная! Я твой слуга и ищу в тебе прибежище (или «я сделаю так, как ты скажешь»)».

Услышав  эти слова Кришны, в полнолуние месяца Картик Падмини/Радха пришла на берег реки Ямуна. Для этой встречи она надела прекрасное платье и драгоценные камни.

Она села слева от Кришны. Радха была учителем (пандит) любви, а Кришна был искусен в любви как сам Кама. Вместе они были прекрасны как сияние горной вершины.

Всю ночь они разными способами поклонялись Махакали, используя благовония, цветы и прочее. Кришне очень повезло, он провел пуджу йонидеша Радхи.

В полночь Кришна и Радха начали выполнять кулачара садхану и закончили к рассвету.

Падмини/Радха мысленно склонилась перед Махакали. После медитации она вернулась на свое место (как часть богини Трипурасундари).

В это время Махакали явилась Кришне и сказала: «О, Кришна, ты тщательно выполнил практику, и Радха своим поклонением заслужила милость Трипуры.

О, Кришна, ты овладел кунду сиддхи, йони сиддхи и сваямбху сиддхи так же превосходно, как и другими сиддхами.

О, Кришна, ты можешь получить все что пожелаешь, благодаря другим гопи». Сказав это, она исчезла».  (XXVIII.14-27)

Кришна продолжил поклоняться Махакали, выполняя духовную практику с гопи. Он женился на восьми помощницах Радхи и 16 000 гопи. Таким образом, у него было 16 008 жен. Кришна вернулся в Матхуру, убил Камсу и других демонов, стал царем и почтил Махакали в храме из драгоценных камней. На этом участие Радхи в жизни Кришны закончилось.

«Радха Тантра» представляет собой своеобразную версию приключений Кришны/Васудевы: погоня за сиддхами, рождение в образе Кришны, его игры и практики с Радхой. К ним относятся вайшнавские лилы, такие как флирт с гопи, игры в воде и проблемы с получением молока на рынке.  Здесь вайшнавская образность пересекается с шактийской, что напоминает больше пураническое произведение, чем тантрический текст. Обычно в пуранах речь идет о приключениях божественных воплощений. Тантры – инструкция, разъясняющая детали работы с мантрами, мудрами, ньясой, ритуалами (крия) и визуализацией. В «Радха Тантре» этим деталям не уделяется внимание. Когда Кришна выполняет садхану, упоминаются только некоторые подробности. Например, он говорит, что будет «следовать правилам, описанным в тантрах». В этом тексте, в отличие от тантрических писаний, целью сексуальной йоги не является обретение контроля над разумом и страстями, она используется для достижения сиддх и бхакти, особенно преданности богине. Но сам факт присутствия сексуальной йоги говорит о влиянии тантры.

«Радха Тантра» больше относится к пуранической традиции. Первые упоминания Радхи можно встретить в пуранах XIII века: «Деви Бхагавата Пурана», «Брахмавайварта Пурана», «Падма Пурана», «Нарадийя» и «Брахманда Пурана». В большинстве из них она великая индуистская богиня, которая создала Вселенную и защищает своих преданных. Браун поясняет, что в «Брахмавайварта Пуране» Радха представлена наполовину изначальной формой Бога. От ее испарины появились космические воды, а из рожденного ею золотого яйца возникла Вселенная. Она исполняла роль небесной царицы, а также посредника милости и благодати Кришны. Радха связана с такими понятиями, как пракрити, майя и шакти, они, в свою очередь, заимствованы у индуистских богинь Деви и Дурги. Тем не менее онтологически она не превосходила Кришну,  в конечном счете, должна была снова с ним воссоединиться. В своем высшем аспекте Радха - божественная мать всего мира, в низшем – супруга Кришны.

Аналогичным статусом она обладает и в других пуранах. В «Девибхагавата пуране» ее величие описано в нескольких гимнах. Она представлена двенадцатилетней девочкой, сидящей на золотом троне в мандале из гопи. Согласно этой пуране, Радха – воплощение верховного бога Шивы. Он пожелал родиться в теле женщины и убедил Парвати воплотиться мужчиной, чтобы быть его мужем.  Так они стали Радхой и Кришной. Радха и все гопи – эманация Шивы. Она – главная супруга Кришны/Парвати. Поклонение Радхе дарует спасение, те, кто выполняет его должным образом, попадает в Голоку. В «Падма пуране» она – хладини шакти Кришны, идеальная женщина. В тексте говорится, что Кришна призывает служить Радхе и выражать ей  величайшую преданность.

С одной стороны, «Радха Тантра» - это попытка объединить вайшнавские и шактистские идеи за счет их общего интереса к садхане. С другой стороны, этот текст подменяет понятия: шактистская философия замаскирована под вайшнавскую, пуранический текст - под тантрический. Это так называемый феномен «воровства преданных», при котором последователей одного бога или традиции пытаются обратить в последователей иного под предлогом, что их прежний бог – слуга, проявление или замаскированная форма другого верховного божества. Зачем поклониться эманации, когда можно служить верховной личности Бога? Это тонкая форма прозелитизма, в которой нет знакомых из истории богословских споров между мудрецами и пандитами. С этой точки зрения текст демонстрирует косвенную попытку обратить сторонников вайшнавизма в шактизм. В любом случае у нас есть возможность рассмотреть личность Радхи в различных традициях: гаудия вайшнавизм, сахаджия вайшнавизм, шайва и шакта.  

                  Гаудия Радха

Тантра Радха

Божественное влияние Кришны

Человеческое влияние богини

Хладини шакти

Садхана шакти

Воплотиться, чтобы участвовать в лилах

Воплотиться, чтобы даровать сиддхи

Отношения с Кришной для того, чтобы выражать радость

Отношения с Кришной для того, чтобы обучить медитации

***

Перевод: Остаповой Юлии

Редакция: Анны Глинко.