Главная / Блог / Впечатления о 8-й конференции Йога Джорнал в Москве

Впечатления о 8-й конференции Йога Джорнал в Москве

8-я конференция российского издания Yoga Journal проходила в Москве 19 - 21 сентября 2014 года в комфортном пространстве студии «Открытый мир». Это целое отдельно стояшее здание недалеко от метро Тульская, на двух этажах которого расположен ряд залов для йоги, а также кафе, чайная и эзотерический магазин. Как обычно бывает на международных йога-фестивалях и конференциях, классы шли в несколько потоков параллельно, чтобы вместить в программу конференции больше преподавателей и разных занятий. Это всегда ставит перед необходимостью выбора – «на кого идти», но зато позволяет посетить конференцию нескольким сотням участников, не только из Москвы, но и других городов России, а также ближнего зарубежья.

Хотя в основном каждый преподаватель проводит несколько занятий, так что попасть хотя бы по разу можно на каждого (если конечно хватит сил заниматься 4-5 тренировок подряд). Конечно, мне не удалось посетить всех мастеров, и я опишу те классы, которые я посещала или наблюдала. В этот раз на конференции преподавали мастера из России, Индии, Европы и США.

 

Особым гостем был Шарат Джойс - внук и преемник Шри К.Паттабхи Джойса – ученика великого гуру Шри Кришнамачарьи и основателя школы аштанга-виньяса йоги в Майсоре, Южная Индия.  После ухода из мира П.Джойса, его внук является основным учителем этого популярного по всему миру направления хатха йоги, где в строго составленной последовательности асан между позами выполняется динамический переход – виньяса, а вся практика сопровождается уджайи-пранаямой.  Классы Шарата предназначены для поклонников стиля – по английски это называется led class – класс «под голос ведущего». Шарат заходит прямо перед началом – все вместе с ним поют мантру приветствия Патанджали и учитель начинает называть асаны на санскрите и считать количество дыханий (обычно 5 циклов дыхания), во время которых практикующий должен удерживать позу.Учитель в большинстве случаев ничего сам не показывает, ничего не объясняет – каждый уже должен сам знать последовательность поз 1-го уровня аштанга виньяса йоги, в крайнем случае если что-то забыл – посмотреть на соседа. Иногда учитель поправляет кого-то в асане, продолжая голосом вести класс. Для начинающих последовательность достаточно сложна – уже вначале идут позы стоя с полулотосом и захватом за спиной, плюс надо уже уверенно дышать уджайи-пранаяму и обладать хорошей физической формой, выполняя много раз виньясу – движение из чаттуранга дандасаны (упора на полусогнутых руках), «собаки мордой вверх» и «вниз». «Прогнав» учеников через всю последовательность, Шарат уходит. Общение с учениками было на отдельной лекции вопросов и ответов, но если на занятие я посмотрела через дверь, туда я не попала, так как помимо журналистской аккредитации за классы Шарата Джойса требовалась отдельная доплата.

 

Доктор аюрведы и йогатерапевт из штата Тамил Наду (тоже Южная Индия) Мадаван Мунусами провел несколько лекций и практик по освоению классических пранаям и разбору ошибок при практике. Мадаван принадлежит к традиции Шивананда йоги, а также следует философии тамильских сиддхов (древних мудрецов своей родины), описанной в трактате Тирумантирам.

Занятие было очень полезно как для новичков, у кого дыхание пока «не поставлено», так и для опытных практиков асан, но мало уделяющих внимание пранаямам. Так, некоторые участники отметили, что каждое 5-е или 6-е дыхание они сбиваются и приходится заново начинать цикл. Чтобы распознать возможные ошибки и  подкорректировать технику выполнения, йогачарья Мадаван подходил к каждому и внимательно и терпеливо вслушивался в дыхание, поправляя в процессе практики тех, кому необходимо было выстроить ритм дыхания.

Приятно видеть, что традиционный для индийской йоги подход «личный контакт между мастером и учеником» доктор Мадаван умудряется сохранять даже на групповом классе. Мягко и заботливо помогала понять новичкам основы пранаям и преподаватель из известного центра Йога108 Мария Воробьева, будучи профессиональным переводчиком на данном мастер-классе. Во время сатсанга (беседы с учениками) Мадаван объяснял идеи ямы и ниямы (нравственных принципов, позволяющих не накапливать негативную карму) как ключевые для классической йоги, приводя примеры работы с негативными эмоциями из повседневной жизни.

 

На занятии учителя из Амстердама Херта ван Льюена, представлявшего свою авторскую школу «Йога точного выравнивания» - основной задачей было стремление понять, как именно работают мышцы, суставы и сухожилия в теле, как выстроить все тело в одну целостную асану и при этом не потерять из вида ни один из участков позвоночника. Было похоже, что мы выстраиваем собственную «Эйфелеву башню», даже самая малая косточка важна для равновесия и полного задействования всего тела.

Занятия содержали глубокую лекционную часть, на которой Херт старался раскрыть свое видение «грамматики йоги» или основ понимания работы опорно-двигательного аппарата.

Идея заключается в том, что у человека за годы жизни формируется определенный паттерн (шаблон) движения. Свои двигательные стереотипы и привычные зажимы в теле из повседневной жизни человек переносит и в практику работы с телом, чем только усугубляет уже имеющиеся проблемы в осанке.

В работе с телом Херт использует различные пропсы (вспомогательное оборудование — такое как планки, блоки, скамейки для стойки на плечах и скамейки для прогибов или «бэк-бэндеры».) Несмотря на схожесть идеи в использовании подручных средств для практики с методикой Б.К.С. Айенгара – Херт подчеркивает, что его метод имеет иной принцип работы с телом. Йога точного выравнивания направлена на расслабление тела в тех зонах, где имеются привычные мышечные зажимы, а так же на формирование мышечного корсета и усиления мышц пресса или «формирование ядра» (англ. Core – мышцы пресса и сопутствующие). Акцент делается на увеличение межпозвоночного пространства и убирание всех излишних "зажимов", с формированием природного S-образного изгиба позвоночника. Рассматривались и вопросы работы с асимметриями в теле и способами их выравнивания. Херт активно выступал за выравнивание осанки через постепенное расслабление зажимов, но никак не через приложение чрезмерного усилия.

После практики осталось приятное ощущение вытянутости тела.

 

Илья Журавлев проводил занятие в стиле «Йога108 виньяса-крама». Его занятия характерны как вниманием к телу, так и тем, что в Индии называют праной или энергией. Данная практика построена на комбинации асан с виньясами, бандхами (мышечными замками) а также использовании вращательных динамических движений – сукшма вьяям и каран (перекатов на ногах). Подход отчасти напоминает стиль аштанга-виньясы, но существуют и отличия, как в последовательностях асан и виньяс, (используется не только виньяса «собака мородой вверх-вниз», но и виньясы в других асанах и положениях тела), так и в том, что не существует неизменного деления на «уровни» или «серии». Тут преподаватель может сам составлять последовательность, исходя из задач тренировки и уровня подготовки учеников. Этот подход, объяснил Илья, основан на идеях Шри Кришнамачарьи, когда тот преподавал в последний период своей жизни в Мадрасе, и обучал таких мастеров как Дешикачар (сын Кришнамачарьи), Мохан и Шриватса Рамасвами.  В таком подходе нет жестко предписанных последовательностей асан, но используются определенные принципы построения тренировки – есть подводящие и разогревающие движения к асане, потом ее выполнение, потом асана, которая компенсирует воздействие предыдущей (например после силовой работы мышц их растягивание, после раскрытия сустава его закрытие и т.п.) После практики с Ильей Журавлевым остается приятное ощущение «включенности» всего тела и в то же время наполненности энергией изнутри.

Второй класс Ильи был посвящен йоговской технике глубокого расслабления и осознавания тела. Это был мастер-класс, содержащий небольшую лекцию о важности релаксации и работы с вниманием к своему телу и практику под названием «Циклическая медитация». Это очень медленное выполнение ряда асан с закрытыми глазами и мысленным «сканированием» всего тела, что позволяет выявить и убрать имеющиеся «зажимы» и «закрепощения» через глубокое расслабление и пропевание биджа-мантр, направляя внимание на разные участки тела. Данная техника была разработана в Институте Вивекананда Йога Кендра (Бангалор, Индия) и Илья обучился ей у своего первого учителя йоги, Джаякумара Свамишри, еще в 1995 году. Практика вводит в некое приятное изменное состояние сознания (состояние транса)  и позволяет повысить чувствительность и  внимание к телу.

Также Илья провел полную версию йога-нидры по Свами Сатьянанде Сарасвати (это индийский учитель разработал данную практику глубокого расслабления в середине 70-х годов в Бихарской школе йоги). Илья очень интересно рассказывал о расслаблении на трех уровнях – тела, дыхания и ума, а также о работе с сознанием и подсознанием в йога-нидре, о том, как мы налаживаем «коммуникацию с собственным подсознанием», как работаем с санкальпой (внутренней установкой или позитивным само-программированием) и техникой «чидакаша дхарана» - наблюдением спонтанного потока мыслей и образов, которые являются сигналами нашего подознания, о «сбросе напряжений» на разных уровнях. После лекции была практика самой йога-нидры, под гипнотический голос Ильи, уводящая глубоко внуть себя. В йога-нидре, как объяснил преподаватель, даже начинающий приступает к практике Раджа йоги (йоги работы с сознанием) хотя никакой предварительной подготовки от человека не требуется. Уровень расслабления достигается очень и очень глубокий.

 

На мастер-классе индийского учителя Шри Мани Рамана царила приятная и легкая атмосфера стиля Шивананда йоги. Сам мастер преподает в центре Шивананды в Дели. Практика началась после краткой вводной лекции, на которой говорилось о балансе и необходимости присутствия в настоящем моменте тела, чувств, эмоций и мыслей. О важности поддержания в равновесии не только тела, но и эмоций и мыслей. А также, что практика йоги начинается на коврике, но распространяется на все сферы жизни.

Вдохновляюще Шри Мани Раман говорил о том, что йога выходит за пределы коврика.  Пробовал дать ответ на извечный вопрос - «где же находится счастье?»  Которое конечно же находится внутри нас самих:)  В ходе самой практики уделялось внимание важности чувствования равновесия в теле, опоры под собой, включенности всего тела в практику. Несложные в основном позы перемежались коротким отдыхом, и конечно же продолжительной шавасаной в конце.

 

Интересные классы проводила и американка с обаятельной улыбкой - Дезире Рембо. На ее занятиях уделялось внимание глубокому неспешному выполнению каждой асаны. Интересны и ее техники глубокого расслабления или некого микса шавасаны и медитации-визуализации. Американские преподаватели любят (кажется даже, что для них это обязательный элемент преподавания) активно демонстрировать положительные эмоции и воодушевлять учеников на такое же состояние.

 

Михаил Баранов (центр Йога108) – мастер, искусно владеющий своим телом, провел класс динамической последовательности «Карана-крама йога» для опытных практиков. «Карана» означает упражнение или движение, а «крама» - последовательность. Практика представляла собой динамические переходы и движения рук в позах стоя, напоминающие чем-то тай-чи или даже грациозный и воинственный танец. Подобно гибкому богомолу, Михаил выполнял замысловатые движения рук, игриво пошевеливая при этом пальцами, а ученики пытались за ним повторить. Хотя Михаил объяснял все очень четко, не у всех получалось с первого раза, такое не встретишь в других стилях йоги. Эти движения позволяют почувствовать раскрепощение мышц спины и позвоночника, ощутить ранее незнакомые переживания, как работает тело «в потоке», но требуют предельной внимательности и осознанности, чтобы в них не запутаться.

 

Александр Куликов провел мастер-класс по кундалини-йоге школы Йоги Бхаджана. Многие знакомы с практикой этого стиля, где используют многократные динамические повторения несложных движений и активное дыхание по типу бхастрики. Отдельно стоит отметить гонг-медитацию под названием «Космическая октава. Наад-йога через магию планетарных гонгов» - это было особое незабываемое переживание. Известно, что гонг, как и шаманский бубен, использовался ранее не только в магических и религиозных ритуалах, но и в целительстве. На это же целительное воздействие, по словам Александра, была направленна эта практика. Звук гонга в начале доносился издалека, а затем все нарастал и нарастал, и уже казалось, что звук пронизывает тело, пропитывает и наполняет его звуком. Ощущение и тела, и сознания как будто уносит куда-то далеко-далеко. В конце большинство из участников делились схожими переживаниями легкости или воздушности тела.

 

Борис Рагозин провел очень познавательную вводную лекцию по аюрведе. Врач-аюрведист и зав. кафедрой «Аюрведическая медицина» Института Восточной медицины РУДН подробно  рассказывал о способе питания, практике йоги, и очистительных техниках согласно правилам аюрведы.

Так же в ходе лекции была кратко затронута тема, как проводится начальная пульсовая диагностика и как определять свои доши, студенты пробовали определить на себе. Все действия ума и тела зависят от баланса трех дош в человеке. Эти три доши - Вата, Питта, Капха (Кафа) и их взаимодействие определяют степень здоровья. Очень понравился стиль изложения и подачи материала. В каждом ответе на вопросы из зала было понятно, что за размышлениями над ответом стоит многолетняя профессиональная практика, что каждый случай необходимо рассматривать индивидуально, и на каждый вопрос существует как минимум три варианта ответа — в соответствии с преобладающей дошей, а также необходимо учитывать и другие значимые параметры согласно аюрведе.

 

Также хочется поделиться впечатлениями от мастер-класса Лоренса Джей (Канада) в стиле Urban-Yoga ("Городская йога") - это некоторая смесь с элементами аштанга-виньяса йоги под музыкальное сопровождение мантр в исполнении Кришна Даса и современных бодрящих композиций. Нужно отметить, что сам Лоренс очень заводной, любит пошутить на занятии и настраивает практикующих на изучение возможностей своего тела, добавляя искру хорошего настроения. Замечу, что он хорошо говорит по-русски, что добавляло экспрессивности на его классах.

В практике он старается включить все тело через активную проработку каждой из зон. И частенько указывает на зажатость и чрезмерную серьезность пришедших на занятие, возвращая улыбки и игривое отношение к себе, к телу, к жизни. А после активной практики добавляются очень мягкие и спокойные асаны на скручивание с возможностью почувствовать тело и расслабить имеющиеся мышечные зажимы. Ну и «на закуску» - дыхательные практики под звук гонга и конечно же шавасана.

Лоренс Джей очень открыт и общителен, а его позитив и здоровое чувство юмора заряжает окружающих.

 

Кроме того на конференции принимали участие всемирно известная преподавательница кундалини йоги Гурмукх Кхалса, такие известные мастера России как Михаил Константинов (который более подробно объяснял последовательности аштанга-виньяса йоги), Сергей Агапкин (йогатерапевт, известный многим как «доктор Агапкин» - телеведущий передач про продукты), Михаил Галаев (директор центра йоги «Прана»), Елена Ульмасбаева (директор центра йоги Айенгара), Сергей СидоренкоЕкатерина Кушнир (американский стиль Дживамукти йога) и другие мастера. К сожалению физически невозможно было посетить все классы.

Отдельными стендами были представлены коврики и одежда для йоги, книги, разные полезные для здоровья вкусности и многое другое.

Приятно, что Йога Джорнал собрал вместе в одно время стольких мастеров разных стилей йоги, что дает возможность людям, ищущим свой стиль практики йоги, прийти и попробовать позаниматься у разных мастеров, а также встретится с единомышленниками и поделиться опытом.