В наши дни в большинстве студий йоги есть изображения таких божеств, как Ганеша или Шива Натарадж, оба заняли свое видное положение в тантрический период. Зрительные образы и учения классической тантры изобилуют божествами. Но что же на самом деле входит в понятие «божество»?
Многие считают книгу «Поцелуй йогини» Дэвида Уайта наиболее точной и полной работой по тантре в ее изначальном Южно-Азиатском контексте (как говорится в разъяснении названия книги). В данной статье я представляю отрывок из заключения моей кандидатской диссертации (университет Беркли, 2014), в котором доказывается и то, что в книге Уайта допущены ошибки по ключевым вопросам, и, что, быть может, более важно, в котором представлено такое определение тантры, с которым не согласились бы и сами древние южно- азиатские тантрики.
В рамках традиции классической тантры сформировалась не одна, а несколько систем чакр[1]. В ранней традиции наиболее распространены системы, в которых выделяются пять чакр, соответствующих пяти основным элементам.
За последние сто с лишним лет, понятие чакр, тонких энергетических центров в теле человека, захватило западное сознание больше, чем любое другое учение в традиции йоги. Тем не менее, как и в случае с большинством концепций, из санскритских источников, на Западе (за исключением горстки ученых) практически мало кто смог понять первоначальное значение чакр и применять это на практике. В этой статье я постараюсь в некоторой степени исправить сложившуюся ситуацию.
В духовных традициях Индии есть два явно противоречащих друг другу учения:
1) человек по своей природе – не деятель, потому что духовная составляющая человека – чистый свидетель, наблюдатель, а ум и тело являются частью природы, а законы природы приводит в действие единственная сила – всемогущество Бога (Бхагавад-Гита);